Чем полезен альтруизм в бизнесе
Забота о ближнем – модная тема в среде американского малого бизнеса.
Предложение Барака Обамы поднять минимальную почасовую оплату труда в США с $7,25 до $9 к 2015 году, высказанное им более года назад, до сих пор вызывает в американской прессе возмущенные публикации. Сторонники свободного рынка утверждают, что это нанесет сокрушительный удар по малому бизнесу, ведь многие предприниматели платят своим сотрудникам именно эту минимальную плату. Настоящим откровением стало исследование, проведенное организацией Small Business Majority: выяснилось не только то, что в действительности основная часть (82%) МСП не опускается до такой оплаты, но и то, что большинство владельцев малых предприятий согласны с решением Обамы.
Интереснее всего то, что аргументация, которую приводят бизнесмены в поддержку законопроекта, показывает, что они думают об экономике в глобальных категориях. Например, 62% считают, что если самым бедным платить больше, то они начнут тратить больше на потребление, и это подстегнет экономику в целом. А 54% считает, что индексация минимальной оплаты труда позволит низкоквалифицированным работникам поддерживать сколько-нибудь человеческий образ жизни – более того, эти люди получат мотивацию к работе. Гораздо лучше, утверждает эта часть предпринимателей, дать человеку пусть и дешевую, но «рыбу», чем кормить его бесплатной «рыбой» по федеральной соцпрограмме, тем самым подрывая его стремление работать. В своих намерениях поддержать неимущего ближнего предприниматели готовы зайти еще дальше: 57% владельцев малых предприятий поддерживает не только нынешнее увеличение минимальной оплаты труда, но и ее разумную индексацию в будущем.
Новое поколение предпринимателей все чаще оперирует понятиями социальной справедливости и прогресса
Что случилось с капитализмом? Еще в благополучном 2007 году повышение минимальной оплаты труда всего на $0,7 (предпринятое, кстати, впервые за 20 лет – с 1997 года) не вызывало у большинства предпринимателей ничего, кроме отторжения. Судя по всему, посткризисная рецессия навела американских бизнесменов на поистине экзистенциальные раздумья. Среди причин недавнего глобального кризиса эксперты-предприниматели часто называли жадность и эгоизм, нежелание задумываться об интересах других членов общества. Именно после кризиса Америка остро почувствовала, что восстановление экономики не может полагаться только на взаимоотношения между спросом и предложением.
Ушат холодной воды на предпринимателей вылили, например, венчурные капиталисты, не желавшие в условиях нестабильности связываться с молодыми компаниями. В посткризисные годы их вклад в финансирование молодых компаний упал до минимума. И если в богатых и передовых штатах стартапам помогает культура доверия и вера в прогресс, то в глубинке помощь им является чистой воды благотворительностью. В тех штатах, где традиционно низкий уровень предпринимательской активности, исправить ситуацию помогают бизнес-ангелы, а не венчурные инвесторы. Например, в штате Висконсин, который находится на 40-м месте по стартап-активности, около 20 000 стартапов, находящихся на уровне бизнес-плана, финансируется бизнес-ангелами и лишь 309 получают капитал у венчурных инвесторов. Все несколько меняется, когда стартап доказывает свою состоятельность – из 11 445 выживших предприятий венчурные капиталисты финансируют уже 1604. Именно бизнес-ангелы, которые руководствуются принципиальными соображениями, а не стремлением к выгоде, создают экосистему, в которой стартапы могут появляться и выживать.
Противопоставление капитализма и социализма, свободного рынка и госрегулирования в наше время стало ложным – в первую очередь, именно из-за понимания, что конкуренция в духе «войны всех против всех» - архаичный принцип, на котором не может строиться современная экономика
Новое поколение предпринимателей все чаще оперирует понятиями социальной справедливости и прогресса. Некоторые из бизнесменов, принявших участие в опросе, подсчитали, что поденщик, работающий за $7,25 в час, получает в год всего $15,080 – если сделать поправку на инфляцию, это почти в 1,5 раза меньше, чем получал самый низкооплачиваемый работник в 1960-е годы. Этот факт вызывает возмущение: чего стоит процветание экономики, если бедные становятся все беднее? А понимание, что от заботы каждого исключительно о своем кармане экономика в целом проигрывает, порождает новые течения внутри самого капитализма – такие, как «осознанный капитализм» . Современная предпринимательская среда отторгает тип бизнесмена-шкурника – об этом, например, свидетельствует любопытное исследование университета Иллинойса, посвященное связи между эгоизмом и предпринимательским успехом. Признавая, что эгоисты на первых порах могут показать себя успешными лидерами, авторы исследования показали, что в дальнейшем их шансы на успех, как правило, сильно снижаются, поскольку в современной бизнес-культуре тиранические черты характера, агрессия и наглость вызывают неприязнь коллег, клиентов и партнеров, закрывая перед эгоистами многие двери.
Эти метаморфозы капитализма сейчас активно обсуждаются в самой бизнес-среде. Например, в книге «Бизнес-секреты монахов-траппистов»известный предприниматель и инвестор Огаст Тьюрак говорит о том, что дихотомия между капитализмом и социализмом, свободным рынком и государственным регулированием, соревнованием и сотрудничеством в наше время стала ложной – в первую очередь, именно из-за понимания, что конкуренция в духе «войны всех против всех» - архаичный принцип, на котором не может строиться современная экономика. Вот почему социальная политика Обамы, которую его критики называют «социалистической», именно у мелких предпринимателей вызывает понимание: рецессия показала, что граница между предпринимателями и беднейшими гражданами страны достаточно условна.