Новое поколение бизнесменов России: на бешеных скоростях
В России зарождается новое поколение бизнесменов. За страсть к созданию компаний их называют серийными предпринимателями. Они легко увлекаются новыми проектами и так же легко с ними расстаются. Их главная ценность – умение постоянно генерировать идеи и двигаться вперед, увлекая за собой других.
http://www.sf-online.ru/article.asp?OID=F8A1CDA4-93C0-4B5C-B50E-E7F0118879FE§ionOID=CA48C021-A54F-4776-8620-F63F7C5A54ED&rubricOID=&pubOID=9C8A5CC6-C340-419F-A29A-9E04E757FB4C"/>Они изобретательны и решительны. Легко идут на риск и не жалеют о потерях. В любой неудаче они способны находить позитив. «Зато какой бесценный был опыт!» – говорят они о провалившемся проекте.
Они неисправимые оптимисты, неудержимо верящие в свои силы. Они приходят в восторг от всего нового и ненавидят стабильность. А наивысшее удовлетворение от работы получают, когда добиваются эффективности своего очередного бизнеса. Их называют серийными предпринимателями, но, хотя и напрашивается нехорошая аналогия, их можно считать созидателями. Они производят на свет все новые и новые бизнесы, создавая новые рабочие места, новые продукты и услуги.
Продажа в прошлом году основателем консалтинговой компании BKG Марком Фединым своего детища наделала немало шуму на рынке. Многие неудомевали: зачем Федину продавать стабильно работающую фирму, имеющую сотни клиентов и обладающую одним из наиболее известных среди российских консалтинговых компаний брэндов? В интервью СФ Федин объяснил, что в определенный момент понял: для дальнейшего развития BKG необходимы кардинальные реформы. «На это ушло бы по меньшей мере два года. Но я понял, что так долго работать в консалтинге уже не хочу»,– признался он. И решил поступить так, как делал уже неоднократно: стал искать покупателя. BKG была пятым бизнес-проектом предпринимателя. Большинство из них Федин оставлял по одной и той же причине: дела в компании шли стабильно, и ему становилось скучно.
Другой известный российский серийный предприниматель, президент группы «Руян» Александр Кравцов, не продает созданные бизнесы. Он просто организует в рамках холдинга новые. «Новые бизнесы – как новые острова»,– описывал он романтику своего труда в интервью СФ. «Хорошая у нас работа – острова открывать» – эта фраза, по признанию Александра Кравцова, является девизом группы. У главы «Руяна» не возникает проблем с идеями новых бизнесов. Главная проблема – не распыляться по пустякам. Именно поэтому, утверждает Кравцов, он не берется за бизнесы, потенциальная рентабельность которых менее 80%. Весьма самоуверенное мнение, но работает.
Серийные предприниматели постоянно притягивают к себе всеобщее внимание. Их действия или суждения практически всегда вызывают неподдельный интерес. Их биография знакома большинству интересующихся российским бизнесом людей. Между тем в нашей стране появилась целая плеяда предпринимателей с таким же стилем поведения, отношением к делу, харизматичностью. Они легко рождают новые проекты, столь же непостоянны в пристрастиях и с той же легкостью расстаются с уже налаженными бизнесами. Есть лишь одно отличие: пока они неизвестны широкой общественности. Но, очевидно, только пока.
Серийные предприниматели создают один бизнес за другим, как будто не в состоянии остановиться. А ведь любое начинание могло бы стать делом всей жизни. Этот тип предпринимателя больше всего любят венчурные капиталисты. Однако, как подчеркивают изучавшие венчурный бизнес исследователи, серийных предпринимателей во всем мире крайне мало. Несмотря на весьма короткую историю рыночных отношений в нашей стране, такие бизнесмены есть и в России.
Повод отдохнуть
Сергей Смирнов свой первый бизнес – интернет-магазин по продаже наручных часов российских производителей – основал, как он говорит, случайно. «У меня и в планах не было ничего подобного. Первый магазин был открыт, раскручен и продан, как говорится, по случаю. Знакомый болгарин однажды рассказал, что его друг создал в Болгарии интернет-магазин по продаже часов и торговал ими в Америке. Пока мы обсуждали эту историю, мне в голову закралась мысль: а почему бы не попробовать сделать что-то похожее? Для окружающих это было чем-то вроде „смехопанорамы”. Никто всерьез не воспринимал возможность с помощью компьютера что-то продавать за рубеж. Но я решил этим заняться. Два года назад я взял $5 тыс. в кредит, купил компьютер, немного товара, стеллаж, заказал создание сайта. И все это разместил у себя дома. За год бизнес удалось довести до определенных объемов, вернуть кредит и получать небольшой, но стабильный доход».
Сергей Смирнов утверждает, что привлечь клиентов на высококонкурентном рынке (российскими часами за рубеж торгуют несколько десятков интернет-магазинов) удалось за счет постоянного контроля цен конкурентов и предложения товара по более низкой стоимости в ущерб собственной прибыли. Тем не менее бизнес был рентабельным и стабильным. Однако развивать его дальше предпринимателю помешало лето.
«Я, честно говоря, подустал. Да и лето наступило, надо было съездить куда-нибудь отдохнуть. Случайно зашел на сайт „Магазина готового бизнеса” и принял решение: раз все надоело, дай-ка я его продам. Выставил на продажу, и вскоре за $40 тыс. вместе с остатками товара и налаженной структурой мой первый бизнес был продан».
Легкость, с которой Смирнов расстался со своим проектом, вообще характерна для серийных предпринимателей. Они никогда не сожалеют о проданных бизнесах, поскольку уверены, что всегда смогут создать новые, лучше прежних.
Именно так и поступил Смирнов. Вернувшись с курорта, на оставшуюся после отдыха «приличную», по его словам, сумму он основал новый интернет-магазин по продаже часов. Но на сей раз решил ориентироваться уже не на зарубежных, а на российских клиентов. «На Россию торговали тогда всего один-два интернет-магазина, в то время как среди компаний, ориентирующихся на зарубежных клиентов, была просто бешеная конкуренция. Чтобы выжить в таких условиях, люди демпинговали по-страшному, к тому же там было достаточно много сложностей: переправка товара через таможню, работа с банковскими карточками. В России же мы в основном работаем через курьера или почту. И деньги получаем либо наличными, либо переводом через Сбербанк. И никакой таможни. Работать, безусловно, проще»,– говорит он. Из-за отсутствия конкурентов цены можно было держать даже на более высоком уровне, чем те, по которым компания продавала такие же часы за рубеж.
Благодаря увеличившимся первоначальным инвестициям и ориентации на работу с российскими клиентами магазин Смирнова стал делать куда большие обороты. Тем не менее владелец снова его продает.
«Интернет все-таки есть интернет, а я хочу открыть магазин в офлайне. Поэтому и выставил свою компанию на продажу. Уже есть покупатель, готовый заплатить за нее $70 тыс.»,– объясняет Сергей Смирнов. С такими инвестициями предприниматель рассчитывает открыть магазин уже за пределами всемирной сети. Но прежде он, вероятно, поедет куда-нибудь отдохнуть. Лето снова в разгаре.
Серийные наступают
В то время как в России, где и сам бизнес еще достаточно молод, поколение серийных предпринимателей только начинает зарождаться, на Западе их количество растет гигантскими темпами.
По данным журнала Inc., в 1970–1980-х годах только 10% предпринимателей в США имели опыт работы в различных сферах бизнеса, открывая в каждой минимум по одной компании. Сегодня таких бизнесменов уже около 25%. Не исключено, что в ближайшие годы цифра вырастет до 30% или даже до 50%. Такие прогнозы основываются на данных исследований. Так, 41% топ-менеджеров из списка Inc. 500 утверждают, что собираются в ближайшее время создать еще одну компанию.
Ричард Брэнсон – пожалуй, самый известный в мире серийный предприниматель и один из наиболее радикальных представителей этого типа людей. На счету владельца Virgin десятки бизнесов в самых различных сферах. Радиостанции, авиакомпании, кинотеатры, производство газированной воды и водки, продажа свадебных нарядов, турбизнес – вот далеко не полный перечень созданных им предприятий.
Брэнсон – самый знаменитый, но отнюдь не единственный предприниматель, поставивший создание бизнесов на поток.
20-летний Кэмерон Джонсон начал свою карьеру еще ребенком, и за это время успел создать больше десятка компаний. Когда мальчику было девять лет, родители подарили ему компьютер и положили на счет $50, чтобы Кэмерон учился управлять деньгами. Такая наука пришлась ему по вкусу. В 10 лет Джонсон уже был управляющим своей первой компании Cheers & Tears. Фирма занималось продажей поздравительных открыток, которые сам Кэмерон печатал на принтере. А когда ему было 15 лет, оборот его интернет-компании составлял уже $15 тыс. в день. Джонсон создавал фирмы одну за другой, впоследствии выгодно перепродавая их, что и принесло ему состояние и мировую известность.
44-летнему серийному предпринимателю Мартину Варшавски шесть последовательно созданных им фирм принесли состояние, приближающееся к $1 млрд. Такой капитал бизнесмен нажил благодаря компании по ремонту мансард и чердачных помещений, телекоммуникационному и ИТ-бизнесам.
Реформатор и создательПредседатель совета директоров и совладелец группы компаний «АМЗ-групп» Максим Громов – человек самоуверенный. Что, впрочем, не удивительно. Твердая убежденность в своих силах – характерная черта серийных предпринимателей.
«Когда мы с Максимом еще в школе учились, то как-то раз ехали в автобусе и разглядывали журнал с фотографиями разных машин. Максим показал мне на одну из них, марки Saab, и заявил: „Через год у меня будет такая”. И действительно, спустя год он уже ездил на Saab»,– вспоминает одноклассник Громова, руководитель департамента консалтинга и продаж «Магазина готового бизнеса» Владимир Ермолаев.
Максим Громов не был обычным школьником. Во время летних каникул юный бизнесмен занимался продажей прессы. «В 15 лет я пошел в переход продавать „Комсомольскую правду”. Процесс достаточно банальный. Вставал рано, к семи утра ехал в редакцию, покупал пачку газет, а потом бегал с ними и продавал. Взяв 50 рублей утром, вечером я получал 100. Маржа была 100%»,– рассказывает Максим Громов.
На время учебы высокорентабельный бизнес подростка прервался, а на следующее лето Максим уже арендовал в метро торговое место. Спустя еще год, окончив школу и готовясь к поступлению в университет, молодой предприниматель решил расширить сферу деятельности. «В начале 1990-х в России вышел западный гламурный журнал, который пользовался диким успехом,– рассказывает он.– Но система распространения у него была налажена, на мой взгляд, не очень правильно. В журнале сделали ставку на продажи в дорогих магазинах, а там была не совсем та аудитория, которая могла им заинтересоваться. Я купил по розничной цене в одном из таких магазинов несколько сотен экземпляров и очень быстро распространил их среди моих знакомых в розничных точках торговли прессой». Обнаружив пустующую нишу мелкооптовой торговли печатными изданиями, Максим Громов отправился к издателям журнала.
«Я хорошо владел английским и предварительно созвонился с издательским домом, сообщив им, что являюсь представителем компании North Agency of Press (у них я арендовал свои точки в метро) и хочу закупать крупным оптом их издания. Они согласились»,– рассказывает предприниматель. На заработанные деньги Громов приобрел свой первый Saab.
Вскоре он зарегистрировал компанию «Роспресс», и к 1995 году она стала, по его словам, весьма успешной. А еще через год Громов дистрибуторский бизнес продал. «Я хотел заняться издательским бизнесом, и мелкооптовая торговля меня уже не прельщала,– пояснил он.– Я продал компанию за несколько тысяч долларов, под другим названием она существует и сейчас».
Правда, тут предприниматель допустил ошибку. Он купил уже действующий бизнес – вместо того чтобы создать свой. Другой известный серийный предприниматель Марк Федин, на счету которого уже пять реализованных за десять лет проектов, в том числе и консалтинговая компания BKG, продал ему свой журнал «Отдых». Но спустя два года Громов в свою очередь продал его за символическую сумму: журнал был убыточным. По словам предпринимателя, он не жалеет потраченных времени и средств: «Это был сумасшедший проект, давший много опыта. Мы на нем неплохо потренировались».
После этого около года Громов проработал наемным менеджером на должности вице-президента компании Diners Club Russia. «Я понял, что как наемный менеджер я не очень эффективен. Это не захватывает. Ты должен подчиняться правилам, стандартам, ты ничего не создаешь»,– объясняет он причину ухода. И после этого сразу начал создавать: организовал с партнерами компанию «Академия приключений», занимающуюся организацией мероприятий по тим-билдингу. «В 2002 году компанию никто не знал, а в 2003-м она вошла в число лидеров, каковой является и в данный момент. Бессонные ночи, работа семь дней в неделю в итоге дали высокие результаты. Но потом наши взгляды на развитие компании немного разошлись, и за скромную сумму я отдал свою долю одному из партнеров».
Теперь Максим Громов возглавляет группу компаний «АМЗ-групп», куда входит предприятие по организации корпоративных мероприятий, рекламное агентство, компания по тим-билдингу. Максим продолжает создавать фирмы, но пока в рамках группы. Однако на вопрос, может ли он продать свою долю в «АМЗ-групп», отвечает вполне определенно: «Возможно, доля будет продана. По своей структуре компания является акционерной, и любой из партнеров может продать свою долю, если сочтет нужным».
«Я реформатор и создатель»,– говорит он о себе. Видимо, как только в нынешнем бизнесе Громов не сможет реализовывать свои реформаторские способности, он легко с ним расстанется.
«Кстати, я до сих пор езжу на Saab. Правда, более новой модели»,– неожиданно говорит Максим Громов. Пожалуй, это единственное постоянное пристрастие предпринимателя. В бизнесе он предпочитает разнообразие.
Бизнес нон-стопВ то время как одни серийные предприниматели открывают бизнесы в первую очередь для себя, в России появляется прослойка деловых людей, создающих целые серии бизнесов на продажу.
«Я создаю компании только для того, чтобы получить все деньги сразу,– признается Андрей Ярославцев, профессионально занимающийся созданием туристических агентств для последующей продажи.– Это моя работа. И я совершенно спокойно расстаюсь с созданными мною фирмами. Никаких привязанностей, это же не какой-то одушевленный предмет. Есть люди, которые на одной машине по десять лет ездят и расстаться не могут, но я такого не понимаю. Мне вот часы через год надоедают, я новые хочу. И так во всем. А бизнес – это ведь просто работа. И изначально он создается для того, чтобы заработать денег. А если заработать от продажи можно сразу и много, то о чем тут сожалеть?»
Первый опыт в бизнесе Андрей Ярославцев получил в 2000 году, открыв вместе с партнерами туристическую компанию «Пора отдыхать» (она до сих пор в его собственности). Спустя пару лет в рамках одного бизнеса ему стало тесно, и он решил создавать новые, но уже не для себя, а для последующей перепродажи.
На подготовку первой такой компании у него ушло более полугода. За это время бизнесмен успел полностью оборудовать офис, обучить персонал и начать раскручивать фирму, давая рекламные объявления. После чего обратился в компанию «Бизнес-Гарант», специализирующуюся на продаже турфирм. «Буквально через полтора месяца после того как мы определились с ценой, на фирму нашелся покупатель. И я продал ее за $20 тыс.»,– вспоминает Андрей Ярославцев. С тех пор скорость выпуска новых компаний у него значительно увеличилась. За последние три года он создал и продал восемь туристических фирм, а недавно решил освоить новое направление – рестораны в интернете.
«Четыре месяца назад стартовал новый проект – служба доставки суши „Самурай”. Сейчас мы его шлифуем и планируем уже месяцев через восемь начать продавать франшизу. Мы добились того, что у нас лучшие цены в Москве, причем это подтверждено „Яндексом” и порталом „Пир.ру. Индустрия гостеприимства”. Мы сознательно пошли на снижение прибыли, чтобы завоевать клиентов. Уже сегодня мы в среднем обслуживаем около 30 заказов в день, и проект даже при таком количестве клиентов себя окупает. Но мы планируем довести количество заказов по меньшей мере до 60–80»,– рассказывает Ярославцев. Пока в его планы продажа нового проекта не входит, однако он уверяет, что от хороших предложений никогда не отказывается: получив деньги, можно открыть на них другой бизнес.
Примерно так же рассуждает и Сергей Тушевский, экс-совладелец «Бизнес-Гаранта» и сети туристических компаний «Путевочка». Компания по продаже готового бизнеса «Бизнес-Гарант» (первоначально это была юридическая фирма, специализирующаяся на оказании помощи турфирмам в получении лицензий, но впоследствии она расширила спектр деятельности) была его первым проектом, который он создал со своим партнером Михаилом Николаевым. Однако одного бизнеса Тушевскому показалось мало. И последние два года он параллельно занимался созданием туристических фирм для последующей перепродажи, а в прошлом году открыл сеть турагентств «Путевочка».
Времени на контроль за всеми проектами стало катастрофически не хватать, и год назад Тушевский решил передать свою долю в «Бизнес-Гаранте» Михаилу Николаеву. В нынешнем году он продал и пакет акций «Путевочки» – «из-за разногласий с партнером».
Сидеть без дела Тушевский не собирался. Недавно он основал компанию «Магазин инвестиций», специализирующуюся как на продаже готового бизнеса, так и на создании предприятий (кофеен, аптек, салонов красоты, турфирм и проч.) «под ключ».
Сергей Тушевский уверен, что его новое детище будет процветать. Именно уверенность в своих силах помогает серийным предпринимателям, несмотря на возможные неудачи, создавать бизнесы один за другим.
«Таких бизнесменов в России еще крайне мало»
Олег Михасенко, президент ИК «Брокеркредитсервис»:
– Лично мне не нравится выражение «серийный предприниматель». Создание и выращивание бизнеса на продажу – одна из необходимых степеней экономической свободы в развитой экономике. Я сторонник термина «предпринимательский талант». К примеру, у Олега Тинькова он доходит до ярко выраженной харизматичности. В этом, кстати, есть и свои плюсы, и минусы. Чего не отнять у Тинькова, так это стратегического видения, способностей к четкой оценке ситуации и перспектив развития рынка.
Стоит отметить, что даже с высокими показателями предпринимательского таланта очень нелегко вырастить компанию – национального лидера. Экономическое пространство России многофакторное. Здесь нужно вовремя выйти на рынок, разработать уникальный продукт, суметь выстоять в искаженной административным ресурсом и другими дисбалансирующими обстоятельствами среде. На всех стадиях развития бизнеса приходится находить надежных партнеров, закладывать высокий потенциал развития. Я хочу сказать, что успешная продажа одного бизнеса вовсе не означает постановки процесса на поток. Хотя, конечно, дай бог.
По моему мнению, таких бизнесменов в России еще крайне мало. Потенциально же почти каждый второй, кто пробовал себя в создании собственного бизнеса, может добиться значительных результатов. Но для этого нет необходимых условий.
Рынок стал сложнее: многократно выросли порог вхождения в развитые сектора, ресурсоемкость продвижения, конкуренция. Но и это, наверное, не такая беда, как бюрократические пороги. Сужение рамок экономической свободы препятствует созданию и развитию бизнеса. Лишнее подтверждение тому – единичность подобных обсуждаемых историй успеха, в идеале страницы центральной и местной прессы должны пестреть такими примерами. Мы должны стремиться к тому, чтобы бизнес-среда способствовала появлению тысяч и тысяч новых Тиньковых.
Кстати, было бы интересно оценить совокупную стоимость предпринимательского потенциала страны, чтобы она фигурировала в официальных документах, и правительство задумывалось над тем, как использовать этот актив. Такая оценка отражала бы как валовый показатель, так и его структуру, долю реализованного потенциала.