Легко ли быть стартапом в регионе? Интервью с проектом «Везет Всем» из Ростова-на-Дону
Не только в Москве можно делать бизнес в ИТ-сфере, в регионах масса проектов, которые дадут фору любому столичному стартапу. Главное, найти свое дело и своего клиента, а терпение и труд – все перетрут. С одним из таких проектов Startupafisha познакомилась во время Russian Startup Tour в Ростове-на-Дону.
Сервис «Везет Всем» дает возможность своим клиентам найти перевозчиков частных и коммерческих грузов на основе торгов за заказ. Пользователю нужно всего лишь разместить на сайте, а потом выбрать наиболее выгодное предложений от перевозчиков. Иван Пластун из команды «Везет Всем» рассказал нам об истории проекта, о своем опыте привлечения инвестиций и специфике работы в регионе.
Расскажите, как все начиналось? Как вам пришла идея проекта? Перед началом разработки, как исследовали рынок? Сколько времени потребовалось на создание работающего проекта?
Первоначальная идея проекта по созданию сайта, которым бы помогал пользователям подобрать наиболее выгодный вариант по перевозке любого груза, зародилась в голове у Алексея Козлова. Алексей – это наш мозговой центр и вдохновитель, он и пригласил к реализации своей идеи меня и Дмитрия Криворучко. Втроем мы сделали первую версию онлайн-сервиса «Везёт Всем». Это стандартная история про трех студентов: маленький кабинет, развитие проекта за счет собственных средств и т.д.
Для начала мы создали прототип проекта, который запустили в Ростовской области и по Краснодарскому краю – просто проверяли инструмент, как он работает, интересно ли это людям. Набивали первоначальную базу перевозчиков, вместе с ними разбирались, как лучше построить работу сервиса. Было и такое, что расклеивали объявления по подъездам, раздавали флаеры водителям грузовых газелей, а по телефону объясняли бабушкам, как работает сайт и для чего он нужен.
Полноценным стартом проекта мы считаем июль 2011 года, когда мы запустили стартап на всю Россию, уже окрепшие и привлекшие инвестиции от частного бизнес-ангела. Через год проект был успешно монетизирован.
На рынке грузоперевозок уже есть сильные игроки, как вы боретесь за свое «место под солнцем»? кто ваши конкуренты? в чем ваши преимущества?
Игроки есть, но вот клиенты и приемы у нас с ними разные. Мы не лезем на территорию таких акул, как ati.su или della.ru – эти площадки сосредоточены в сфере b2b. Основная часть пользователей «Везёт Всем» - обычные люди и представители малого и среднего бизнеса, которым нужно перевезти диван, шкаф или перегнать автомобиль из одного города в другой. Мы посматриваем и на крупные заказы от 20 тонн, но пока сосредоточены в сегментах b2c и c2c.
К тому же ни на одном из этих сайтов не реализована система аукциона, по сути у всех электронные доски объявлений. Мы идем другим путем. После размещения запроса на «Везёт Всем» заказчик получается предложения от перевозчиков из базы сервиса, и выбирает наиболее выгодное по стоимости и максимально удобное по условиям. Учитывая, что наши клиенты это чаще всего частные лица, мы сделали максимально простой и форму размещения груза - заказ можно добавить в течении одной минуты.
Есть один проект, работающий по одинаковой с нами системе – московский perevezi.ru. Мы лично знакомы с его основателем, много общаемся и часто мониторим друг друга. Сейчас мы больше партнеры, совместно формирующие новый рынок. Но, разумеется, мы не забываем, что это наш прямой конкурент. Тут все идет по сюжету стандартной гонки – у каждого есть свои плюсы и каждый стремится вырваться вперед.
В феврале 2013 года фонд Runa Capital
Мы очень внимательно следим за gruzobzor.ru, про отличия между нашими проектами я уже писал выше, он действует по принципу, схожему с ati.su и della.ru. Это достаточно интересный проект, которому крупно повезло и с местоположением, и с быстрым нахождением крупных инвестиций.
Сейчас мы сами находимся в стадии переговоров с несколькими инвестиционными фондами. Поскольку «Везёт Всем» преодолел точку операционной окупаемости и планомерно движется к точке безубыточности, то мы ищем не просто финансовых вливаний. Гораздо интереснее для нашей команды smart money. Проект расширяется, мы чувствуем, что нам требуется консультации специалистов высокого уровня, помощь в развитии партнерских программ.
По своему опыту скажу, что любому стартаперу нужно основательно готовиться ко встрече с инвестором. Необходимо показать, что стартап знает свой рынок и понимаете, где и как искать клиента, а не просто пришел с идеей и планами по захвату мира в ближайшие три года. И не стоит мыслить слишком узко и регионально.
Бытует мнение, что бизнес нужно делать в столице, что там сконцентрированы все связи и деньги. Ваш же проект успешно работает в Ростове-на-Дону, как думаете, влияет ли регион для создания бизнеса?
Разумеется, влияет. Понятное дело, что Москва опережает большинство региональных центров по всем параметрам – деньги, связи, опыт. Это понимают все хорошие региональные специалисты, и все они стремятся поскорее уехать в столицу.
На мой взгляд, тут есть два выхода из ситуации. Либо ловить таких самородков на начальных этапах, заинтересовывать и давать личную мотивацию, вместе развивать проект. Мы собрали вокруг себя команду из ростовских специалистов, но при этом все равно часть работы отдаем на аутсорсинг.
Второе решение - создавать на местах свои ИТ-парки, которые будут конкурировать со столичными решениями.
Можно взглянуть на Казань, Томск, Набережные Челны – это города, успешно организовавшие классную инфраструктуру и готовые соперничать с Москвой. Знаю, что недавно губернатор Ростовской области был в ИТ-парке в Казани и заявил, что подобный центр требуется организовать и в Ростове-на-Дону. Искренне хочется верить, что эта инициатива в скором времени найдет реальное воплощение.