Секреты женских стартапов
Все больше девушек приходят к созданию собственного дела, выбирая не только традиционно женские специальности (мода, красота и прочие дамские штучки), но и вставая на путь сложных технологических решений и инновационных продуктов.
Легко ли быть женщиной-стартапером в Интернете? Какие факторы стоит учесть при выборе модели бизнеса? Как убедить инвестора выбрать женский стартап? Давайте попробуем разобраться. Но только между нами, девочками.
Стадия первая. Выбор бизнеса
Ты решилась встать на путь женского предпринимательства? Тебя беспокоит навязчивая идея, вера в которую не дает спать по ночам? Самое время проработать гипотезу, прежде чем начать действовать. Хотя в данном случае предпроектный анализ дорогого стоит!
1. Ищи рынок
Вовсе не обязательно привлекать дорогостоящее агентство для проведения фокус-групп. Можно проверить жизнеспособность идеи на друзьях и близких, просто попросив их отвечать искренно, без желания угодить автору.
Можно проверить идею на самой себе. Нужен ли тебе тот продукт или услуга, который ты задумала создать?
2. Посоветуйся с профессионалами
Еще один эффективный способ проверить гипотезу – опубликовать идею на профильном сайте, где обитают такие же предприниматели, инвесторы и эксперты. Среди наиболее известных – сообщество
Обязательно вступи и в профильное женское сообщество предпринимателей
Девушкам, затевающим сетевой проект, обязательно нужно вступить в профильное сообщество женщин-предпринимателей
3. Научись считать
Женщина привыкла больше доверять интуиции, нежели логике. Но когда речь идет о деньгах и расчете будущих доходов - знание Excel и опыт построения математических моделей очень пригодится!
4. Выбери правильное время
Если голова забита поиском няни или выбором новой машины – лучше отложить собственное дело на более благоприятное время.
5. Умей слушать
В твоем окружении обязательно найдутся люди, знающие и понимающие в самых недоступных тебе вопросах, например в юриспруденции или налогах. Дай желающим шанс тебе помочь!
6. Ищи единомышленников
Когда в голову приходит умная или даже гениальная мысль, вскоре оказывается, что о том же самом кто-то до тебя уже думал, и не раз. Не бойся делиться идеей с друзьями и знакомыми.
Идея без реализации не может быть украдена. Идея без команды не может быть реализована.
7. Верь в чудеса!
Расскажи о своей идее случайному попутчику в лифте. У тебя будет всего 30 с, чтобы обосновать, развить и обаять, наконец! Реакция незнакомца зачастую ценнее мнения многих экспертов. К тому же, разговор в лифте – отличная тренировка перед Elevator Pitch, традиционным выступлением перед инвесторами.
Стадия вторая. Создаем прототип
Итак, предположим, твоя идея нашла поддержку, а желание заняться собственным бизнесом еще более окрепло. Значит, пришла пора действовать!
1. Ищи финансирование
Существует два варианта действия на данной стадии.
Сценарий первый – ты сразу определяешь пул потенциальных инвесторов (найти их можно опять же на профильных сайтах) и отправляешь каждому из них описание проекта. О том, каким должно быть описание, мы подробно расскажем далее.
Но можно поступить и иначе, если создание прототипа не требует больших вложений и у тебя есть некоторый запас собственных средств. В этом случае можно рискнуть и начать делать бизнес «на свои». Важное замечание: чем позднее в проект будет привлечен внешний инвестор, тем больше у тебя шансов сохранить не только контроль над бизнесом, но и значительную финансовую долю в его будущих доходах.
2. Собери команду, но не смешивай дружбу и бизнес
Дружба, а тем более любовь не должна быть основой совместного бизнеса. Зато общий бизнес – хороший фундамент для дружбы и отношений.
Привлекая партнеров в бизнес, стоит заранее распределить роли и зоны ответственности между ними. Оптимально, если партнеры – люди с разным опытом, и совсем не обязательно женского пола! Ты удивишься, но оказывается, что работать на энтузиазме, лишь за небольшую долю в проекте, найдется много желающих. Не переусердствуй - с точки зрения инвестора оптимальным числом партнеров в бизнесе является всего два человека.
3. Пользуйся ресурсами толпы
Нужно создать для проекта логотип или придумать слоган? Или тебе требуется перевести иноязычный текст? Испытай краудсорсинг. Это наиболее экономичный, а зачастую совсем бесплатный способ достичь желаемого результата.
В Интернете много тематических сайтов, где собираются люди, готовые коллективно делать интересные заказы. Среди наиболее крупных – сайты
На сайте
Посетители
В моем случае для проекта
Fashion-стартап
4. Поехали!
Большинство бизнесов имеют сезонность, например пик спроса на вечерние платья приходится на декабрь. Изучи пики спроса на схожие твоему бизнесу товары-услуги и выбери оптимальный момент для вхождения в рынок.
5. Ура, заработала!
Твой прототип готов и запущен в жизнь. Ты гордый обладатель счета в банке, права подписи документов, хранитель печати или кассового аппарата. Ты уже преодолела большой путь, попутно разобралась в принципах российского бухучета и режиме работы налоговой инспекции.
Но самое сложное еще впереди. Ведь твои сбережения тают, а бизнес еще не принес ни копейки. Как быть?
Стадия третья. Поиски инвестора
1. Подготовь бизнес-план
Шаблоны бизнес-планов есть во Всемирной паутине. Если постараться, то можно отыскать даже описание чего-то очень похожего на твой проект.
Краткая структура бизнес-плана такова:
1. Постановка проблемы. Какую неудовлетворенную потребность рынка решает бизнес.
2. Сущность предлагаемого проекта.
Какие продукты-услуги предлагает, какую проблему решает.
3. Маркетинговое окружение, позиционирование.
Что и кому предлагает бизнес.
Целевая аудитория.
Размер потенциальной аудитории, емкость рынка, ниша проекта.
Конкурентное окружение и преимущества.
4. Команда проекта.
5. Оценка затрат и прогноз дохода.
6. Road map бизнеса, то есть когда и что будет сделано.
Имеется в виду календарный план развития проекта (обычно охватывает горизонт планирования на 1-3-5 лет).
7. Потребность в финансировании.
Какие ожидания от инвестора и что ему предлагается за вхождение в бизнес.
8. Дополнительная информация.
Это могут быть отзывы экспертов, опрощенных на предыдущей стадии, цитаты из профильных СМИ на тему твоего бизнеса, примеры успеха аналогичных проектов в других странах и пр.
Добавь к сухому бизнес-плану красочную, эмоциональную, но содержательную презентацию проекта и небольшое резюме (Executive Summary). Эти документы пригодятся тебе много раз. Не беда, что план разойдется с фактом в десятки раз – для тебя это может быть сюрпризом, а вот инвесторы знают об этом заранее. Бизнес-план – это некая идеальная картина мира, система координат будущего бизнеса.
2. Расскажи о себе инвесторам
Существует два варианта привлечения денег. Первый - открытый, публичный, когда весь рынок будет знать тебя и твой бизнес, и что ты в поисках денег.
У этого подхода есть важный плюс. Одновременно с поиском инвестора бизнес решает свою вторую задачу – наращивает известность и привлекает к себе клиентов. При публичном подходе можно довольно быстро понять, насколько высоки твои шансы привлечь желаемые инвестиции.
Другой вариант, наоборот, закрытый – когда бизнес никак не афишируется, а общение с инвесторами происходит только лично. Плюс такого подхода – возможность привлечь в проект стратегического партнера.
3. Верь в успех
Ничто так не впечатляет инвестора, как голодный стартапер, бесконечно уверенный в успехе своего дела, «несмотря на». Цифры, аналитики и прогнозы могут много говорить о бесперспективности затеи, но ваши горящие глаза просто обязаны убеждать в обратном.
Кому как не нам, женщинам, так легко нести за собой веру в счастливое завтра?
Стадия главная. Как достичь успеха
1. Иди до конца, следуй выбранному курсу
По ходу дела постоянно будут возникать соблазны все поменять и переделать. Не проверив одну гипотезу, не затевай следующий шаг. Дождись результатов, взвесь и прими решение.
2. Совершай ошибки
Любые неудачи в собственном бизнесе переживаются гораздо тяжелее, чем на наемной работе. Ведь причиной неудачи стала твоя собственная ошибка!
Однако в ошибках кроется большая польза. Нередко именно в момент изучения причин и последствий ошибки, в бизнесе наступает переломный момент, влекущий за собой так называемый pivot (от англ. – «штопор, вращение, поворот, спираль») проекта. Если выводы сделали правильно, «пивот» приносит проекту дальнейшее благополучие. Кроме того, для инвесторов наиболее ценны и привлекательны как раз те предприниматели, которые совершили много ошибок, сумев преодолеть неудачи и выдержав неприятности.
3. Не жди быстрого результата
Построение собственного бизнеса требует колоссальных умственных и физических сил. Вполне логично, что наш организм, и в особенности мозг, требуют «возврата инвестиций» в виде быстрых результатов и роста прибыли.
Так не бывает! У рынка, у бизнеса свои законы, и для того, чтобы доходы стабильно росли, должно пройти время. Сроки зависят от выбранного тобой продукта и услуги, но в среднем не стоит ждать отдачи как минимум полгода.
4. Вдохновляйся успехами других
Женщина в бизнесе во многом схожа с женщиной за рулем. Мы реже рискуем и более осторожны, а главное – гораздо реже попадаем в неприятности.
За последние пару лет число женщин-предпринимателей выросло в разы. Имя Елены Масоловой (основатель Darberry.ru, сегодня Grupon.ru) уже стало нарицательным.
Помимо нее в Рунете многих вдохновляет успех Алены Владимирской (Pruffi.ru). Ее кадровое онлайн-агентство - совсем не женский бизнес - было построено в период кризиса в сложной, высококонкурентной HR-среде.
Интересный пример контентного стартапа для работающих мам
Стартап по сбору отзывов о продуктах, услугах и сервисах
Полезный сайт-афиша событий для работающих мам
5. Самое главное - оставайся женщиной
Завоевывать, бороться и отстаивать – прерогатива мужчин. Роль женщины – созидать, быстро адаптироваться и облагораживать среду своим присутствием.
Ты – женщина! Природа наградила тебя красотой, гибкостью и завидной интуицией. Умная девушка – не та, что в уме решает сложные математические задачки, а та, что умеет окружить себя умными людьми.
Автор: Людмила Булавкина