Вовлекать детей в бизнес нужно до того момента, как им исполнится 18 лет
Предприниматели, за несколько десятков лет взрастившие успешно развивающийся бизнес, вскоре будут решать, что сделать с фирмой, когда они уйдут на покой. Самый удобный вариант — когда наследниками станут дети, но так получается не всегда.
Если 15–20 лет назад перед начинающими предпринимателями стояли задачи организовать бизнес и защитить его, то теперь владельцы выращенных с нуля компаний подошли к тому моменту, когда хочется уйти на покой, передав дело в надежные руки наследников. "По моим подсчетам, только в нашей ассоциации около 40% всех компаний можно отнести к семейным предприятиям, где работают не только оба супруга, но также вовлечены и дети, которые затем становятся преемниками. Это очень распространенная схема", — говорит Зоя Винниченко, руководитель правления Ассоциации женщин–предпринимателей России (объединяет около 300 компаний). Но ситуации бывают разными.
Как считает Зоя Винниченко, вовлекать детей в бизнес нужно до того момента, как им исполнится 18 лет. "После у них появятся другие интересы. А то и вовсе отпадет желание вкалывать, как мама с папой. Интерес нужно пробудить", — размышляет Зоя Винниченко. Бывает и так, что сначала наследник выбирает свой путь, но позднее приходит в родительский бизнес.
Например, генеральный директор компании "Фитолон" Александра Зорькина изначально и не думала работать на семейном научно–производственном предприятии, одним из учредителей которого была ее мама. Александра получила гуманитарное образование и с удовольствием трудилась педагогом по музыке до тех пор, пока в начале 2000–х собственники не решили разделить бизнес. Тогда, чтобы поддержать компанию, Александре пришлось войти в бизнес: она получила техническое образование, с самых азов изучила незнакомое для себя дело, и теперь под ее началом небольшая фирма продолжает развиваться — разрабатывает и производит лечебную косметику, пищевые добавки и т. д.
11/01/2013