Здесь не растет: почему мировой тренд на экобизнес обходит Россию стороной
Малый бизнес по всему миру становится главным двигателем внедрения «зеленых» технологий. Почему этого не происходит в России?
Экотехнологии сейчас в моде: спрос на них устойчиво растет благодаря сокращению мировых запасов углеводородов и законам о защите окружающей среды, которые принимают национальные государства. В США и странах Европы одним из локомотивов перехода к зеленым технологиям является именно малый бизнес: если крупные компании часто ведут исследования в этой области только ради того, чтобы улучшить свой имидж, то для малых предприятий изобретения, способные сделать мир чище, - это возможность занять свою нишу с уникальным продуктом. Малым наукоемким компаниям есть что сказать миру: существуют объективные проблемы, а вот какие оптимальные технологии способны решить эти проблемы, до сих пор неизвестно — у талантливых инженеров и ученых всегда есть возможность предложить более энергоемкую и чистую модель ветряка, солнечной батареи, топливного элемента, чем та, которую продают уже закрепившиеся на рынке конкуренты.
Не для галочки
Вклад малых предприятий в развитие экотехнологий уже сейчас куда серьезнее, чем это обычно представляют. Авторы исследования обнаружили, что из 1 279 американских фирм, которые в течение пятилетнего (2005-2009 годы) периода получили 15 или более патентов, связанных с экологическими технологиями, 42% были небольшими или средними фирмами. В 2003 году таких фирм было только 33%. Конечно, в общем числе патентов, получаемых в США, процент изобретений, права на которые получают небольшие фирмы, может быть, и скромен – 8%, но если брать патенты, связанные с экологичными технологиями, получится больше — 14%.
А уж если войти в детали и посчитать долю в отдельных направлениях экотехнологий, выйдут и вовсе поразительные цифры – например, 32% патентов в солнечной энергетике и 15% патентов, связанных с разработкой новых батарей и топливных элементов. При этом если большие компании занимаются зелеными технологиями как бы между делом, среди множества других направлений, то небольшие фирмы куда чаще специализируются на экотематике: среди всех патентов, полученных малыми предприятиями, патенты за зеленые изобретения занимают около 20%, в то время как у крупных компаний доля таких изобретений не превышает 2%.
В рейтинге "зеленых" экономик, который составляет WWF, Россия делит последнее место с Саудовской Аравией
Но самое интересное даже не это: число упоминаний (в СМИ, на конференциях и т.п.) экологичных патентов, полученных МСП, в 2,5 раза выше аналогичного показателя для крупных фирм — т.е., они гораздо важнее и полезней, чем те, которые разрабатывают крупные корпорации. Другими словами, корпорации часто «занимаются» экотехнологиями для галочки – чтобы добиться позитивного имиджа (недаром сотни патентов на экотехнологии принадлежат, например, нефтяным фирмам, которые при этом пока не собираются менять привычные углеводороды на какие-либо альтернативные источники энергии). Многие из разрабатываемых ими патентов относятся к категории Eco-Patent Commons – т.е., могут использоваться бесплатно всеми желающими и таким образом, являются скорее частью миссии компании, нежели средством для извлечения прибыли. В отличие от корпораций, небольшие фирмы разрабатывают именно коммерческие продукты, и шансов на успех сейчас у них на порядок больше, чем еще несколько лет назад.
Деньги на ветер?
Странно, но осознание своей высокой миссии всегда выгодно отличало малый бизнес от крупного — даже если переход к экотеху не сулит особых выгод, мелкие компании готовы озаботиться им раньше крупных. Например, согласно исследованию CDW Corporation, малый бизнес более склонен инвестировать в так называемые «зеленые вычисления» (использование электронных приборов, детали и материалы которых при утилизации наносят окружающей среде минимальный вред и подлежат максимально эффективной переработке): около трети (31%) МП собираются переходить к ним в течении ближайших 2 лет. Увы, еще совсем недавно экотехнологии не несли фирмам ничего, кроме чувства участия в общественно полезном деле: как отмечает Скотт Куни, автор книги«Озелени свой малый бизнес: выгодные способы стать экопредпринимателем» , экотех в основном был уделом неудачников-стартаперов, тщетно пытающихся заинтересовать своей благородной миссией инвесторов.
Однако в конце 2000-х в США и странах Евросоюза произошел качественный переворот: экотех стал выгодным. Особенно там, где люди не могут или не желают тратить деньги на традиционные энергоносители: так, уже сейчас ветрогенераторы обеспечивают 21% электричества, потребляемого в Дании, 13% - в Испании, 8% - в Германии (впрочем, в трех северных землях Германии эта цифра достигает 40%). И эти цифры будут расти с каждым годом. Фирмы, работающие над альтернативными источниками энергии, составляют около 25% среди британских фирм, чьи продажи показали самый большой рост за 2011-12-й отчетный год. Например, компания Solfex, занимающаяся солнечными батареями, показала 179%-й рост продаж (с 717 тысяч до15,5 млн фунтов), а продажи Gaia Wind, производителя небольших ветровых турбин, за год выросли на 167% (до 6,6 млн).
Примечательно, что рынок зеленых технологий — один из немногих открытых для малого бизнеса рынков, которые демонстрировали стабильный рост даже на фоне посткризисной рецессии многих национальных экономик. В Евросоюзе объем этого рынка оценивает приблизительно в 200 млрд евро, он дает рабочие места 2 миллионам человек. Дело во многом в законодательных требованиях и инициативах стран, которые намерены существенно увеличить долю возобновляемых источников энергии уже к 2020-25 годам. «Зеленые технологии становятся частью нашей жизни, и это процесс не остановил даже кризис, - говорит Дэвид Айала, технический инспектор компании Page One Automotive (Лос-Анжелес). - Даже если их продвигают крупные компании, инфраструктуру под них создают именно мелкие. Так, распространение электромобилей открывает нишу для строительства новых заправок, которые могли бы эти машины обслуживать».
Да что там, экотехом озаботился даже третий мир, почувствовав вкус реальной выгоды. Например, Госбанк Кении в позапрошлом году стал предлагать займы по низкой процентной ставке тем фермерам, которые используют водосберегающие технологии полива земель. Отдача была высокой — прибыль банка за год выросла на 30%, поскольку вооруженные современными знаниями фермеры оказались куда успешнее, чем их конкуренты, по старинке расходующие большое количество воды, которая в этой африканской стране буквально на вес золота. Зачастую сделать продукцию предприятий экологичнее помогают местные традиции — так, многие текстильные предприятия Малайзии занялись возрождением старинных способов обработки ткани, принятых в этой стране еще сотни лет назад, сумев при этом получать более привлекательную и дешевую продукцию.
Сухие листья зеленой экономики
А что же Россия? В рейтинге , составленном консалтинговой компанией Cleantech для Всемирного фонда дикой природы (WWF), наша страна, вместе с несколькими другими, занимает последнюю строчку. И все же о безнадежности тут говорить рано. «Не то, чтобы малого бизнеса в зеленых технологиях совсем нет: есть некоторые направления, где его много — например, небольших компаний хватает в переработке пластика, бумаги и т. п., - говорит руководитель энергетической программы «Гринпис России» Иван Блоков. - Много, например, компаний, которые производят туалетную бумагу. Правда, они там иногда совсем небольшие деньги зарабатывают — трудятся за идею».
Впрочем, малый и средний бизнес в России предоставляет весь спектр услуг, какие есть в Европе и США, другое дело, что число фирм, которым удается закрепиться на рынке в конкретной категории услуг, может составлять единицы, а не сотни, как там. Так, обстоит, например, дело с компаниями, строящими экодома. «Наша фирма работает по принципу артели, объединяя мастеров под конкретные заказы, - рассказывает Николай Шевцов, гендиректор компании «Середа Групп», занимающейся постройкой жилых домов из прессованной соломы, оснащенных генераторами альтернативной энергии. - Спрос есть: в 2012 году построили 10 домов». Средняя цена квадратного метра — скромнее, чем у застройщиков бетонных домов: 25-29 тысяч рублей, но если заказчикам требуется сложная индивидуальная отделка, она может составлять и 100, и даже 200 тысяч рублей. Установка панелей солнечных батарей и ветрогенератора стоит порядка 900 000 - 1 млн рублей. «Зарабатывать деньги на этом можно. А вот с человеческим фактором беда — как со специалистами, так и с чиновниками, которые не хотят никакого диалога. Нам пришлось дойти до Министра культуры, чтобы нам оказали хоть какую-то поддержку», - отмечает Шевцов.
Отсутствие господдержки зеленых компаний их владельцы считают основной бедой: если США и Евросоюз с начала 2000-х предоставляют своим «зеленым» малышам налоговые льготы и выдвигают законодательные инициативы, способствующие росту спроса на экотехнологии, то в России государство ведет себя согласно библейскому изречению: не видит, не слышит, не разумеет. Например, как подсчитали строители экодомов, общие налоги в России для них выше на 425%, чем в США, где сооружение энергосберегающих зданий и установка генераторов альтернативной энергии обласканы существенными налоговыми льготами. «В нашей стране, несмотря на декларирование чиновниками приверженности развитию зеленой экономики, она фактически не является приоритетом, - говорит доктор экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей Наталья Пискулова. - Традиционный бизнес (прежде всего ТЭК), имея огромные доходы и внимание регулирующих органов, фактически препятствует развитию других отраслей».
Это беда не только России, но и многих сырьевых держав: недаром в вышеупомянутом рейтинге среди наших соседей по последнему месту значится Саудовская Аравия. А ведь спрос на многие экопродукты напрямую зависит от госрегулирования. «В 2013 году, например, вышло предписание оснащать все пункты инструментального контроля измерительными приборами нулевого класса точности, и автопарки стали приобретать нашу технику гораздо активнее, чтобы их автомобили могли пройти техосмотр, - рассказывает Екатерина Ободовская, директор по маркетингу фирмы «Альфа динамика», производящей приборы для измерения концентрации выхлопных газов. - До этого они пользовались спросом в основном в тех автобусных парках и автосервисах, владельцы которых заботятся об экологии — ну, или думают о сроке службы их техники».
Дадут ли зеленый свет?
По словам экспертов, говорить о том, что Россия безнадежна отстала в деле экотеха, было бы неправильно: конечно, доля России в общем числе «зеленых» патентов в мире составляет менее 1%, но ведь многие изобретатели предпочитают не тратится на регистрацию и поддержания патента именно в силу коммерческой бесперспективности этого шага. Сильно мешает не только отсутствие интереса властей, но и сопутствующие беды: затрудненный доступ к кредитованию, отсутствие интереса инвесторов — и, как следствие, отсутствие технологий, доведенных до стадии продукта. «В Китае каждые 5 часов сдается в эксплуатацию столько же ветряков, сколько вообще есть в России. У нас сельские администрации на полях могли бы ставить 5-10 ветряков, полностью обеспечивая нужды поселков — но у нас проблемы с тем, чтоб сдать эту энергию в систему», - говорит г-н Блоков.
Чтобы дать зеленый свет зеленым технологиям, иногда нужно поправить буквально мелкие детали законов. «Например, если бы государство повысило залоговую стоимость тары, в переработку шло бы гораздо больше сырья, - поясняет Иван Блоков. - Это несложно — нужно внести небольшие изменения в налоговый кодекс. В Дании, например, пивная бутылка стоит 20 евроцентов, что обеспечивает возврат посуды в 98%. Очень сильно мешает отсутствие раздельного сбора сырья. Причем все в духе «шаг вперед и два назад»: то вроде решили, что не нужно больше мусоросжигательных заводов — будет собирать мусор по категориям, как на Западе. Теперь собираются их опять строить». По словам Николая Шевцова, работать пока приходится в основном в информационном поле, чтобы повысить информированность людей о важности экотехнологий. Сейчас основные ресурсы его компании брошены на подготовку учебного центра, поскольку в России крайне мало сертифицированных специалистов по постройке экодомов. Увы, пока все получается в духе исторической традиции: когда европейское общество пожинало сладкие плоды индустриальной революции, у нас наиболее передовая часть общества «шла в народ», чтобы рассказать о пользе прививок и выгоде новых методов агрономии.
Автор: Илья Носырев
Мда, в наше государство еще не скоро будет поддерживать экокомпании, к нам все приходит с опозданием, к сожалению.
Ирина Дмитриевна, согласен.
да чего далеко ходить...
у нас в питере в некоторых районах поставили контейнеры для сортировки мусора. и люди упорно сваливают все в одну кучу.
пока в головах мусор, с экобизнесом в России будет очень туго
Да, медленно к нам идут новшества, но ведь идут! И у нас это будет выгодно, и будет поддерживаться лет через пару.
лет через 10! тот же электронный документооборот. когда это все взяло начало на западе? а к нам только-только приходит...
что уж говорить о разделении населением мусора по категорям, если мы не может и в один контейнер выбросить? и помойки в нас на улицах пустые, зато вокруг всего набросано.