Как проверить свою бизнес-идею
Многие из самых известных изобретателей и успешных бизнесменов признаются, что их карьера не раз была под угрозой. Однако предприниматель и автор книги «Принцип зиг-зага» Ричард Кристенсен утверждает, что большинство людей оказываются совершенно неподготовленными к сбоям в работе, что мешает как достижению успеха в бизнесе, так и в личной жизни. При этом он использует аналогию с лыжами: когда мы катаемся на лыжах, мы не направляем их прямо вниз к подножью скалы, иначе мы попросту сломаем свою шею. Так и в бизнесе стоит иногда устраивать небольшие отклонения от курса, чтобы избежать различных катастрофических сбоев, способных привести к финансовой гибели.
Такой подход резко отличается от того, чему учат в бизнес-школах. Кристенсен отмечает, что традиционно бизнесменов учат проводить тщательный анализ производительности, ставить амбициозные цели и выбирать короткие пути к их достижению. Только затем не стоит удивляться, что поставленных целей добивается только одна компания из десяти?
Принцип Зиг-Зага означает кратковременные замедления и изменения курса, которые не только помогают достичь успеха в бизнесе, но и гарантируют, что все действия будут максимально эффективными. В помощь начинающим и опытным предпринимателям Ричард Кристенсен дает четыре подсказки о том, как правильно петлять на пути к своему успеху.
- В первую очередь думайте о рентабельности
Кристенсен рекомендует начинать новый бизнес с анализа его рентабельности. Подумайте, как можно начать зарабатывать деньги уже сейчас, даже если это будет небольшим отклонением от основного курса. Именно такой совет дает Кристенсен, являющийся создателем и учредителем 32 малых компаний, стоимость каждой из которых оценивается в сумму от 9 000 до 55 000 долларов. Принимая решение о начале нового бизнеса или реализации новой идеи, подумайте о том, какими ресурсами Вы готовы пожертвовать в случае неудачи. Кристенсен рекомендует отдать 65% первоначального капитала на мероприятия по достижению дохода, 25% - на приобретение ресурсов, в том числе найм квалифицированных специалистов и 10% - на непредвиденные расходы.
- Вовремя откажитесь от неэффективной идеи
Если планируемый уровень рентабельности не достигается в установленный срок (для Кристенсена это три месяца), рекомендуется отказаться от данной бизнес-идеи. Автор принципа Зиг-Заг называет это эффективным провалом. Впрочем, для каждого бизнеса этот срок определяется индивидуально, в зависимости от объема финансовых средств, которые Вы готовы инвестировать в свой проект. «Если Вы работаете год, пять или десять лет, но не достигаете успеха, Вы все равно закроете предприятие, но при этом потеряете драгоценное время, уйму денег и собственных сил», - говорит Кристенсен.
- Сосредоточьтесь на цели
Как только намеченный уровень рентабельности будет достигнут (первый Зиг), Кристенсен советует выделить 65% своего дохода на укомплектование штата и создание эффективной структуры компании, 20% - на расширение предприятия или франчайзинг, и 10% - на повышение рентабельности. Это, так называемый, Заг. Используя принцип Зиг-Зага и модель распределения 65-25-10, продолжайте развивать свой бизнес. Так Вы сможете поддерживать стабильное функционирование своей компании и постоянно осваивать новые сегменты рынка.
- Правильно расставляйте цели
Несмотря на то, что Кристенсен признает, что компаниям, которые следуют принципу Зиг-Зага, потребуется больше времени для достижения своей конечной цели, он полагает, что четкая расстановка целей в отношении объема капитала, времени и людей обеспечивает большую стабильность. А низкая скорость развития может принести весьма приятные сюрпризы.