Автоматизация бизнеса: с чего начнем?
В настоящее время многие владельцы бизнеса понимают, что бизнес автоматизировать необходимо и не жалеют денег на инвестиции в информационные системы.
Вот основные причины инвестировать в ИТ:
1. Деятельность современного предприятия невозможна без информационных технологий
2. Автоматизация бизнеса существенно облегчает управляемость и повышает точность управления (данные консолидируются со всех уровней для получения значимой информации)
3. Грамотно выстроенная информационная система предприятия дает возможность получать полную достоверную информацию о состоянии дел в компании вне зависимости от наличия или отсутствия какого-либо сотрудника на рабочем месте.
4. Если вся важная для бизнеса информация хранится в корпоративной информационной системе, риск потери информации при увольнении сотрудника значительно уменьшается. Снижается вероятность ошибок как при внесении первичных данных (за счет исключения так называемого двойного ввода данных), так и при составлении отчетов.
Для того, чтобы ИС предприятия повышала эффективность бизнеса, а не была для него обременением, она должа строиться с учетом стратегии компании и учитывать особенности её бизнес-процессов.
«Идеальная» информационная система предприятия должна удовлетворять четырем золотым правилам:
1. Охватывать все уровни управления и все основные бизнес-процессы. Это позволит обеспечить полноту данных, необходимых как для оперативной работы сотрудников, так и для принятия управленческих решений менеджерами среднего и высшего звена.
2. Данные в ИС должны отражать реальное положение дел в организации.
3. Быть надежной. Если все бизнес-процессы компании «завязаны» на информационную систему, то даже кратковременный сбой в её работе может парализовать работу организации, пусть и на непродолжительное время.
4. Быть гибкой. ИС не должна «сковывать» бизнес, препятствуя его изменению и снижая его адаптивность.
Для того, чтобы построить именно такую ИС, перед тем как приступать к внедрению каких-либо бизнес-приложений необходимо разработать ИТ-стратегию организации хотя бы вернего уровня и определить, какой подход к построению корпоративной ИС будет использоваться.
Существует два основных способа построения информационной системы предприятия:
1. Приобрести систему, которая наиболее полно охватывает основные бизнес-процессы (как правило, это система класса ERP) и на её базе построить комплексную систему, путем добавления новых модулей.
2. Подобрать специализированные приложения для различных бизнес-процессов и бизнес-функций и интегрировать их между собой.
Первый способ кажется более привлекательным за счет относительно невысоких затрат на внедрение. Однако он обладает рядом недостатков.
Во-первых, даже, если удастся автоматизировать на одной платформе все основные бизнес-процессы, получившееся решение будет настолько сложным, что его практически невозможно будет не только развивать его, но даже и сопровождать.
Во-вторых, изначально бизнес-приложения создавались как совершенно автономные системы, решающие частную функциональную задачу (например,финансовый учет или управление складом). Поэтому другие задачи такое приложение в лучшем случае будет решать неэффективно, в худшем – не будет решать в принципе. Получить необходимую информацию в процессах будет невозможно, либо она будет предоставляться слишком поздно. Такая ИС определенно далека от идеала.
Второй способ, несмотря на значительные затраты на первых этапах построения КИС, позволяет постепенно наращивать её функционал, а значит дает возможность построить «идеальную» корпо ративную систему. Итак, подход определен, с чего же начать построение ИС?
Первое, что необходимо сделать – это определиться с выбором наиболее подходящего приложения для повышения эффективности необходимых бизнес-процессов.
На рынке широко представлены приложения, автоматизирующие бизнес-процессы. Для того, чтобы выбрать необходимое приложение, в первую очередь, нужно четко определить, какую проблему надо решить. Затем правильно подобрать класс приложений и уже в этом классе выбрать приложение, которое наиболее полно удовлетворяет требованиям. При постановке требований к автоматизации нужно обязательно учитывать, что организация развивается, бизнес-процессы изменяются и усложняются, и, как следствие, вслед за ними должна измениться и информационная система поддерживающая их.
Далее требуется интегрировать выбранные приложения друг с другом. Вопрос интеграции довольно интенсивно обсуждается в профессиональных сообществах и наиболее эффективным способом построения информационной системы предприятия в настоящее время считается использование сервисно-ориентированного подхода. Данный подход подразумевает, что КИС состоит из нескольких бизнес-приложений, которые общаются между собой с помощью «переводчика» - корпоративной шины. Такое устройство КИС позволяет с достаточно небольшими затратами развивать корпоративную систему путем добавления новых приложений или замены существующих.
Таким образом, при разработке ИТ-стратегии в первую очередь необходимо определить, готова ли компания понести достаточно большие затраты на первых этапах построения КИС, но избежать многих проблем в будущем. Или сэкономить сегодня, рискуя потратить деньги и время впустую, построить систему, которая вполне возможно, в конечном итоге, «заморозит» развитие бизнеса.
07/03/2012