Максим Ноготков: четыре правила ведения бизнеса в кризис
Президент ГК «Связной» о том, каковы сегодня риски новых проектов и как их нивелировать
Сегодня можно сказать, что предприниматели привыкли к новому положению вещей — те явления, что еще пару лет назад называли кризисными, уже не вызывают паники. Просто изменились условия для ведения бизнеса. И сегодня, когда ты начинаешь новый бизнес, ты должен заранее быть готовым к тому, что спрос на твои товары или услуги будет очень нестабильным, а финансовые ресурсы будут ограниченными. Банки осторожнее выдают кредиты, частные инвесторы не так оптимистично смотрят на предлагаемые проекты.
Осенью прошлого года мы запустили очередной проект ГК «Связной» –
Сохранять возможность «сжатия» бизнеса
Для нас риски по новому проекту не отличаются от рисков по всем остальным. Главный риск – это нехватка ликвидности. Многие боятся падения спроса, но это не так опасно, как отсутствие средств для хотя бы минимального развития. Могу с уверенностью сказать, что падение спроса – критичный риск только для тех бизнесов, которые не могут сжаться пропорционально падению. В розничном бизнесе важно не иметь больших постоянных расходов и долгосрочных обязательств, чтобы быстро адаптироваться к изменению ситуации со спросом. Порядка 80% в структуре расходов сети салонов, например, приходится на аренду и заработную плату сотрудников. Но мы легко можем отказываться от лишних магазинов. В кризис 2008 года нам удалось понизить расходы на аренду на 11% — где-то договорись о снижении платы, какие-то магазины закрыли. Количество людей тоже менялось, при этом без болезненных сокращений. Текучка в отрасли большая, в год идет обновление 40-60% персонала, так что мы просто не нанимали новых сотрудников и не индексировали, как обычно делаем, зарплату. В итоге количество сотрудников на один магазин естественным образом уменьшилось пропорционально спросу. Надо всегда выбирать гибкую бизнес-модель.
Никогда не забывать о ликвидности
А вот нехватка ликвидности действительно может привести к большим проблемам. Яркий пример: девелоперские проекты в прошлый кризис встали вовсе не потому, что они плохие, а потому, что не было денег, чтобы их довести до конца. В случае с розничной сетью «Связной» и проектом Enter мы отрабатываем этот риск расширением сотрудничества с финансовыми партнерами – более плотно работаем с банками, ведем переговоры об инвестициях в компанию. Нам, конечно, легче – все-таки «Связной» за время своего существования доказал свою надежность, да и долг у нас никогда не был слишком большим. Серьезно мы относимся и к увеличению ликвидности еще одного нашего проекта, Связного Банка – сейчас мы делаем ставку на привлечение депозитов предприятий и населения, предлагая интересные условия для клиентов. Благодаря этому за три месяца мы только по одному нашему продукту – депозиту «Связной+» – смогли привлечь более 5 млрд рублей. Это дает уверенность в том, что в 2012 году мы сможем активно развивать те направления розничного кредитования, которые обеспечивают наш доход – кредиты наличными и кредитные карты.
Искать новые ниши
Есть избитая фраза, которая, впрочем, не становится со временем менее актуальной: кризис – это время возможностей. В любой кризис компания может найти нишу, которая обеспечит бизнесу рост. Например, в 1998 году мы активно работали на рынке аудиоплееров, который из-за девальвации рубля резко упал. Мы продавали плееры Sony Walkman (которые до кризиса были очень популярны и обеспечивали нам огромные доходы) по схеме «два по цене одного» и все равно смогли распродать стоки только через год. Но мы нашли тогда для себя новый драйвер – радиотелефоны стандарта DECT. В то время это была новая технология, и спрос рос вопреки общему падению на рынке электроники. Сейчас на нашем рынке драйверами роста являются смартфоны и мобильный интернет, мы активно продвигаем эти направления, растет выручка операторов по ним и, соответственно, наша комиссия. Проект Enter — тоже пример такой устойчивой к кризису ниши: интернет-торговля растет быстрее, чем розничный рынок. И ясно, что независимо от кризиса она будет развиваться.
Совершенствовать и менять бизнес, не дожидаясь проблем
На рынке сотовой связи мы не раз проходили как бурный рост, так и резкое падение. Но в итоге «Связной» превратился в крупнейшую независимую сеть мобильного ритейла. Что делает наш бизнес устойчивым? Нас не надо трясти, чтобы мы что-то меняли, оптимизировали, совершенствовали. Этот процесс идет в компании постоянно. Наверное поэтому, несмотря ни на какие разговоры о той или иной волне кризиса, мы стабильно растем уже полтора года, увеличивая и эффективность каждой отдельной точки, и оборот по сети в целом.
20//02/2012