Громкое дело - бизнес на пиротехнических шоу
Минимальные затраты для выхода на этот рынок составляют около $15 тыс. При этом 90% уйдет на закупку оборудования. Организацию шоу можно совмещать с продажей пиротехнических изделий – тогда доход значительно увеличится.
ПАСПОРТ РЫНКА
Объем*: $10-12 млн.
Количество игроков*: крупных 15-20
Рентабельность: 25-30%
* с учетом компаний, импортирующих пиротехнические изделия
В воздухе запахло чем-то жженым, на головы зрителей, еще минуту назад заворожено смотревших в небо, сыпались крупные хлопья пепла. Кое-кого из публики «осчастливили» недогоревшие «звездочки»… Такому натурализму мог бы позавидовать и русский живописец Карл Брюллов, создавший полотно «Последние дни Помпеи». А это — всего лишь эпизод встречи Нового года.
Бывалые пиротехники говорят, что подобные оказии во время «войн света и тьмы» у профессионалов исключены. Чего не скажешь об аматорах. Как же все-таки компаниям удается не только загореться на небосводе пиротехнических услуг, но и не погаснуть за парочку провальных выступлений.
Царское это дело
Моду шалить с огнем на Русь-матушку принес Петр I. И не просто шалить. Царь-батюшка и сам не гнушался пиротехнические смеси составлять. Так, Петр самолично изобрел зеленые и голубые огни, придумывал всевозможные огненные картины и даже дирижировал фейерверками. По большому счету и современные умельцы недалеко ушли от российского самодержца. По словам Андрея Скурадовского, частного предпринимателя из Херсона, мультимедийный пульт для управления пиротехническими шоу, сделанный в Германии, стоит не менее €10 тыс. И поэтому большинство рыцарей тротила и бикфордового шнура начинали с конструирования собственных пультов. Со временем они обзаводились профессиональной аппаратурой.
«Минимальные затраты для выхода на рынок составляют около $15 тыс. При этом 90% уйдет на закупку технического оборудования и 10% — на приобретение пиротехнических изделий, — рассказал Игорь Загоровский, главный менеджер компании RODA-centre. — А вот если компания хочет выйти на арену, что называется, «с помпой», во весь голос заявляя о себе, следует располагать суммой не менее чем $50 тыс. Тогда уже есть смысл говорить и о рекламной кампании». «Я бы не была столь оптимистичной в прогнозах. По-моему, цифры для старта занижены, — считает Светлана Домашенко, учредитель и директор компании «Фортеста-Пиро». — Возможно, на заре становления рынка этого было бы и достаточно, но на данный момент стартовый капитал должен быть в несколько раз большим». Игорь Шульга, ведущий пиротехник ООО «ПИРО-СИНТЕЗ», полагает, что новому игроку придется несладко: по его подсчетам, понадобится не менее $500 тыс. И это при условии аренды складских и офисных помещений. Ну, а цена за арендуемый офис, как обычно, зависит от месторасположения. При этом крупные компании предпочитают квартироваться в центральной части города. Игроки помельче — где придется. При этом необходима площадь минимум 20 кв. м. Куда сложнее арендовать склад. Что, в общем-то, неудивительно, учитывая специфику реализуемого товара.
В народе шутят, что саперы в жизни ошибаются два раза: первый — при выборе профессии. В какой-то мере это шутливое утверждение относится и к компаниям, решившим, на радость разношерстной публике, устраивать огненные потехи. Ведь для того, чтобы заняться подобным бизнесом, придется тесно общаться с чиновниками. Как отметил Андрей Скурадовский, не исключен вариант, что новичок может попросту потратить массу времени (более года) и уйму денег еще до открытия компании, а на старт выйти обессиленным и практически без средств. По его словам, на сбор и приведение в порядок всех документов для «общения» с чиновниками может потребоваться до $10-15 тыс. «Получение разрешения официально бесплатное. А, к примеру, лицензия на торговлю пиротехническими изделиями платная. Конечно, по сравнению с общим объемом капиталовложений, требуемых для старта в этом бизнесе, денег на нее нужно не много. Но при этом потребуется собрать внушительное количество документов. Так что очень сложно подсчитать, во сколько реально обойдется вхождение в бизнес», — прокомментировал Игорь Шульга.
Леонид Гончар, директор ООО «Пиромагия», говорит, что проще озвучить толщину требуемого пакета документов — 10 см, нежели перечислить названия всех бумажек. Законодатель регламентирует все: от параметров помещения для хранения пиротехнических приспособлений до ежегодной сдачи сотрудниками зачетов в специализированных учебных центрах на профпригодность.
Роковые ошибки
Доходы пиротехников и менеджеров, занимающихся поиском клиентов, составляли 5-15% от стоимости заказа (от $100 за заказ). При этом вторая категория получает еще и небольшую ставку (до $200). «В нашей компании работают 8-10 пиротехников и три менеджера по работе с клиентами. Все загружены работой от и до — отметил Игорь Загоровский. — Естественно, чем больше результативных менеджеров, тем большее количество заказов они могут наработать. Тогда можно говорить и о расширении штата пиротехников». По мнению Светланы Домашенко, пропорция может быть и такой: на двух-трех пиротехников может приходиться один менеджер по поиску клиентов
Однако кроме дипломированных пиротехников (согласно требованиям законодательства, для открытия компании по оказанию пиротехнических услуг таковых должно быть не менее двух), каждый специалист должен иметь книжку подрывника с отметкой о праве проведения салютов и фейерверков, фирма держится и на сценаристах-постановщиках огненных шоу. «Задача пары постановщик—пиротехник — «подружить» в небе всевозможные пиротехнические эффекты и музыку, — объясняет Леонид Гончар. — Необходимо учитывать, какая музыка, по какому случаю и кто зритель. И, исходя из этого, воедино соединять музыку, эффекты и цвета. Ведь, согласитесь, что неуместно на детском празднике ставить Ванессу Мэй». К слову, г-н Гончар предпочитает брать на работу пиротехников со стажем. Ибо получить диплом может каждый, пройдя специальный 18-месячный курс обучения. Однако желательно, чтобы будущий пиротехник знал не понаслышке и о радиоэлектронике: разбирался в микросхемах и умел паять. Снова-таки, как во времена Петра I. При нем созданием фейерверков заведовала особая бомбардирская рота Преображенского полка, в которой служил и сам царь. Вот и до сих пор огненных художников стоит в первую очередь искать среди бывших военных-подрывников.
Об определенной кастовости этого бизнеса еще раз напомнил Игорь Загоровский, вспомнив шутку, что «лучший подрывник — сын подрывника». Это справедливо и по отношению к пиротехникам. По его мнению, клиенты всегда ориентируются на имя конкретного пиротехника (если речь идет о крупных заказах, в то время как за мелочевку и сами пиротехники не особо держатся), а не на название фирмы, в которой он работает на данный момент. При этом он также отметил, что жесткого переманивания кадров на рынке не существует — все в рамках взаимоуважения. И все же если пиротехник переходит из компании в компанию, то он перетягивает и своих клиентов. При этом ни новичок, ни старожил не застрахованы от ошибки. Вот только ее цена для них разная. «Если промах произойдет по вине свежеиспеченного игрока пиротехнического рынка, то на его дальнейшей карьере можно поставить крест, — уверен Игорь Загоровский. — Бывалого, конечно же, простят, но запомнят этот случай надолго».
Ради справедливости стоит отметить, что огрехи не всегда происходят по вине устроителей огненных забав. Невидимую мину могут заложить и производители. Так, на упаковке может быть указано, что фонтан бьет на высоту 1,5 м, а на самом деле он не поднимается выше метра. Спрашивается, почему? Свалить вину на китайского производителя в этом случае не получится. «Вся пиротехническая продукция, независимо от страны-изготовителя, проходит сертификацию. Поэтому вопрос, скорее, к сертифицирующему органу: насколько он тщательно изучает поступающий товар, — пояснил ситуацию Леонид Гончар. — А на рынке действительно очень много продавцов подобного рода изделий. Посему мой совет: не покупайте кота в мешке, ибо можете подмочить собственную репутацию. Перед тем как заказать товар, попросите продавца предоставить на него сертификат, провести демонстрационный отстрел и ни в коем случае не делайте выбор товара по каталогу или в интернете».
Разукрасить небеса
Укротители пороха в основном отдают предпочтение рекламе в интернете, создавая красочные веб-странички, и спам-рассылкам с описанием доступных и незабываемых услуг. К наружной рекламе относятся скептически, говорят, что единственное время, когда она может «выстрелить», это конец ноября — начало декабря. Да и то в своем большинстве такая реклама принесет стодолларовых заказчиков, желающих по-мещански пострелять во время новогодне-рождественских гуляний, а «крупняк» или постоянные заказчики и без того заранее озаботятся «разукрашиванием небес». Зачастую заказчики хотят, чтобы выход на сцену директора компании сопровождали фонтаны. Обычно четыре-шесть . Но если учесть, что один фонтан стоит от $15 (производитель — Украина) до $20 (производитель — Германия), то участие в таком мероприятии специализированной пиротехнической компании выглядит нецелесообразным.
Среди заказчиков в течение года в равной степени присутствуют все: летом пальму первенства держат частники, заказывающие фейерверки на свадьбы, в декабре преобладают корпоративные заказчики, а в мае постоянно поступают заказы от государства. «По размаху и финансам государственные заказы отстают от частных. Раньше было наоборот. Но вот с точки зрения оплаты вопросов к бюджетникам у нас нет», — отметил Игорь Загоровский. А у Светланы Домашенко есть вопросы к власть имущим, ибо даже в государственные праздники получить у киевской мэрии разрешение на проведение пиротехнических шоу достаточно сложно. Кто и как раздает разрешения — непонятно.
Указать стоимость среднего заказа не взялся никто из опрошенных. Все заявили, что есть цена за конкретный пиротехнический эффект, и при этом можно что-то пристойное соорудить и за $300, но в то же время $3000 попросту развеять по ветру. При этом стоит отметить, что заказчик, кроме пиротехнического шоу, оплачивает и проезд, и проживание персонала, в том случае, если «массовикам-подрывникам» придется работать в регионе.
Для того, чтобы уютно себя чувствовать на рынке, игрокам приходится предоставлять и дополнительные услуги. Кто-то берется за организацию праздника «под ключ»: от написания сценария до монтажа сцены. А некоторые игроки предпочитают переключиться с организации огненных шоу на продажу пиротехнических товаров. «Наша компания существует с 1995 года, однако относительно недавно мы решили заняться и продажей пиротехнических изделий. Сегодня она приносит 70-75% доходов, остальное добираем на проведении шоу», — поделилась Светлана Домашенко.
Все игроки отметили, что на рынке в скором времени будут появляться новые игроки как по продаже пиротехники, та и по организации фееричных шоу. При этом продавцы полностью ориентируются на спрос, ежегодно увеличивающийся на 25-30%, а ивенторы надеются отбить хлеб у иностранцев. «Обычно во время гастролей зарубежные артисты предпочитают возить с собой и пиротехников. Мы же хотим изменить ситуацию, — отметил Игорь Загоровский. — На данный момент ведем переговоры с одной немецкой пиротехнической компанией, чтобы представлять ее интересы на территории нашей страны». Более того, украинцы могут позариться на чужой пирог и за родными пределами. По мнению Игоря Шульги, иностранцы вряд ли придут — их услуги стоят значительно дороже. В то же время отечественные пиротехники могут обойти зарубежных коллег меньшим количеством ноликов в прайсах, но и посостязаться в качестве предоставляемых услуг. Говорят, были даже прецеденты, когда украинские команды пиротехников не допускали к участию в огненных фестивалях в других странах, в частности в Германии, так как видели в них прямых конкурентов.
И, конечно же, операторы рынка уповают на служителей народа и ждут от них вменяемой нормативной базы, так как существующая искусственно сдерживает развитие рынка. А ведь им же это сторицей вернется. Еще в петровские времена огненные художества стали одним из инструментов политический пропаганды, прославляя монарха и его деяния.