Электронная коммерция — это и b2c, и c2c, и b2b, смешивать которые вряд ли стоит
Считается, что электронная коммерция в России — довольно резво растущий рынок, привлекательный для инвесторов. Все может быть. Но ровно с этого места и начинается путаница. Потому что электронная коммерция — это и b2c, и c2c, и b2b, смешивать которые вряд ли стоит.
Интернет-торговля (то есть именно что b2c) в России выглядит чуть ли не состоявшейся отраслью. Но только на первый взгляд. Эксперты и аналитики могут говорить что угодно, приводить любые цифры. Но как потребитель я вижу: то, что предлагает нам ныне большинство онлайновых торговых точек, мало чем отличается от подходов середины 90-х, когда и сам Интернет, и соответствующие технологии бегали в коротких штанишках.
Сегодня даже крупный неповоротливый бизнес проявляет все больший интерес к новым, современным технологиям представления информации. Унылые таблицы и отчеты, генерируемые стандартными информационными системами, не слишком пригодны для того, чтобы компании могли «повертеться перед зеркалом» и понять, как им следует измениться, чтобы завтра выглядеть лучше — в своих собственных глазах, да и в глазах инвесторов, акционеров. И совсем не случайно на рынке корпоративных ИТ теперь все громче звучит тема «умных» решений, таких как Business Intelligence. Управляющим больше не хочется рассматривать табличные отчеты, из которых в лучшем случае видна текущая картина дел, а в худшем — вчерашняя. Руководители хотят «играть» с аналитическими панелями, позволяющими в удобной графической форме оценивать влияние различных факторов на бизнес и осмысленно строить стратегии развития. Проще говоря, даже в сфере «скучных» систем автоматизации предприятий появляются «веселые картинки» — новые интерфейсы, существенно меняющие канонические представления о том, как должно выглядеть взаимодействие пользователя и информации.
Казалось бы, в сегменте интернет-торговли массовыми товарами давно должна была свершиться настоящая революция как раз благодаря прогрессивным средствам визуализации. Должна, но почему-то запаздывает.
Я понимаю, что за прошедшие годы кое-что произошло. В частности, некоторые онлайновые ритейлеры действительно связали витрины с бэк-офисами, так что, совершая покупку, вы получаете не пустое обещание, а все-таки некоторую уверенность, что искомое присутствует на складе. Но средства подачи товара не изменились ни на йоту.
Взять хотя бы одежную розницу. Заглянув на среднестатистический сайт, вы скорее всего увидите стандартные картинки в духе каталога OTTO, цены и размеры. И — никаких «изюминок». Практически ни в одном онлайновом магазине верхней одежды невозможно создать своего аватара с реальными антропометрическими показателями: «виртуальные примерочные», о которых специалисты рассуждают уже лет десять, только-только появляются.
Заказ автомобиля? Все то же самое: без посещения дилерского шоу-рума не обойтись в любом случае. Ибо сначала вы ждете минут пять (несмотря на быстрый широкополосный доступ!), пока загрузится анимация, а потом выясняете, что представленная вам трехмерная модель автомобиля — нарисованная пустышка. Ее можно вертеть вправо-влево и вверх-вниз, но нельзя «попасть внутрь», «открыть бардачок», рассмотреть панель приборов поближе (это — только на статичной картинке).
А милые предложения «с выбранным вами товаром обычно покупают…»? Крупнейший онлайновый книжный магазин страны, клиентом которого являюсь я долгие годы, ни разу не попал в цель со своими предложениями, предлагаемыми в нагрузку.
Мне почему-то кажется, что следующий этап развития онлайновой розницы будет определяться не столько количественными параметрами, сколько — серьезными вложениями в развитие интерактивных технологий взаимодействия с клиентами. Здесь явно нужны инновации. В противном случае главным драйвером роста этого рынка в российских мегаполисах так и останутся автомобильные пробки да стремление среднего класса сэкономить время — личное или рабочее.
Тем временем на российском рынке электронной коммерции в сегменте b2b действительно начинается большая игра. Явное оживление в сегменте электронного документооборота между предприятиями и постепенный отказ от традиционных, бумажных документов в течение ближайшего десятилетия вполне могут сделать реальностью мечты о сквозной автоматизации цепочек поставок, когда информационные системы контрагентов начнут «сами» общаться друг с другом во имя сокращения издержек и роста эффективности.
Это, разумеется, тема для отдельного разговора. Но подозреваю, что революции в электронной b2b-коммерции мы дождемся раньше, чем изменятся российские онлайновые ритейлеры.
Хотя… как покупатель, я очень хочу ошибиться в прогнозах.
Денис Викторов
21/01/2013