Косметический бизнес с нуля
Сроки окупаемости косметических салонов - от 3 до 5 лет (при работе "по-белому"), в зависимости от первоначальных инвестиций и последующих вложений в развитие. Со временем рентабельность можно повысить до 15-25%.
Женщины всегда стремятся выглядеть красивыми и молодыми. Для этого они не жалеют ни денег (часто - чужих), ни времени (своего). Это - вечный фактор "красивого" бизнеса. Теперь о факторе временном. Спрос на косметические услуги носит сезонный характер.
Первый пик приходится на весну, когда просыпается природа, распускаются цветы и "расцветает" кожа. Второй - на начало осени, когда большая часть населения возвращается из отпусков, активизируется бизнес-деятельность, и отдохнувшие бизнес-вумен и иже с ними начинают больше внимания уделять внешности; к тому же именно тогда у многих клиентов возникает желание убрать последствия солнечных ожогов. Если вы успеете собрать все нужные документы, найти помещение, сделать ремонт, закупить и установить оборудование за летние месяцы, то ваши затраты начнут "отбиваться" уже осенью. Если же на подготовительные работы уйдет больше времени, то вы сможете к весеннему сезону "навербовать" большее количество клиентов.
Ситуация на рынке
Косметические услуги даже в советское время были не бесплатными (в отличие от медицинских). Так что народ приучен платить за красоту. Пять-семь лет назад для минимизации затрат косметические кабинеты открывались при парикмахерских или тренажерных залах. Оборудование закупали недорогое - польского или тайваньского производства.
Сейчас чаще открываются специализированные салоны, предлагающие широкий комплекс услуг (десятки наименований). В качестве сопутствующих услуг фигурируют маникюр и/или педикюр, а то и уход за волосами. Бывает и наоборот - парикмахерская является основным бизнесом, а косметический кабинет - дополнительным.
Деньги
Начиная косметический бизнес с нуля, не стоит рассчитывать на получение высокой рентабельности в первые же недели работы. При формировании стоимости услуг придется учитывать не только понесенные затраты, но и цены конкурентов. В первое время для привлечения клиентов, возможно, придется поработать даже себе в убыток. Со временем рентабельность можно повысить до 15-25% при работе "по-белому".
Сроки окупаемости косметических салонов - от трех до пяти лет (при работе "по-белому"), в зависимости от первоначальных инвестиций и последующих вложений в развитие бизнеса.
Косметический кабинет отличается от салона красоты только меньшим ассортиментом предлагаемых услуг (хотя границы, понятное дело, размыты). Для открытия кабинета требуется около $10-15 тыс., для запуска салона - $60-80 тыс., клиника потребует от инвестора более $250 тыс. Косметическая клиника отличается от салонов и кабинетов размерами (то есть она еще больше), ассортиментом и условиями проведения процедур. Мы расскажем только о том, как открыть косметический кабинет или салон.
Пару слов о возможных методах снижения затрат. В последнее время в целях снижения затрат начинающие косметологи стали практиковать аренду помещений с последующим выкупом. Уменьшить затраты можно и за счет оборудования. Сейчас отечественные производители начали выпускать специальные столы для маникюра и педикюра, которые дешевле зарубежных аналогов. Маникюрный стол немецкого производства стоит $1,6 тыс., отечественного - от $120 до $200.
Персонал
Необходимо заранее найти мастера высокой квалификации. Этот человек и станет ведущей силой проекта. Если такого спеца нет - не стоит и дергаться.
Один из "белых" способов найти хорошего специалиста - дать в прессе объявление о приеме на работу косметолога на конкурсной основе или сделать запрос в кадровое агентство. В качестве консультанта при отборе кадров нужно использовать опять-таки профессионала. Наиболее распространенный вариант - пригласить в качестве эксперта известного специалиста из работающего салона. Не все руководители разрешают своим мастерам участвовать в таком "судействе". Но есть такие, кто разрешает.
Некоторые хозяева открывающихся салонов стремятся перекупить мастеров у уже известных заведений. Но в любой момент такой "перебежчик" может уйти и от вас вместе с "набитой" клиентурой.
Сейчас специалистов с медицинским образованием запросто переучивают на косметологов. Базовое обучение с практикой у мастера стоит в среднем от $300 до $1000. Расширение квалификации специалиста - обучение его аппаратной косметологии, новым методам эпиляции и т. п. - требует дополнительных затрат. Платить за обучение может как сам мастер, так и салон. В последнем случае руководителю стоит заключить договор, который бы обязывал специалиста отработать определенное время, чтобы окупить затраты работодателя по обучению мастера на специальных курсах.
Зарплата
У работников косметических салонов существует официальная ставка, как правило, не очень высокая. Помимо этого, руководители предприятий часто стимулируют специалистов дополнительной оплатой, в зависимости от их дневной выручки и от квалификации.
Косметологи могут получать от 10% до 30% принесенной ими дневной выручки, мастера маникюра - 20-30%, мастера педикюра - 30-40%, массажист - 20%.
Важно привлечь мастеров нормальной системой оплаты труда и перспективой профессионального роста.
Услуги
По мнению "матерых" косметологов, лучше всего открывать салон с пятью рабочими местами. Самые распространенные услуги - уход за кожей лица (можно совмещать с эпиляцией), уход за кожей тела (можно совместить с массажем), маникюр и педикюр, парикмахерские услуги. Главное - найти "изюминку" для своего салона, которая бы стала привлекать клиентов. Например, закупить оборудование для аппаратного педикюра (его делают, не распаривая ноги, в отличие от классического педикюра) или лазерную систему для удаление волос (после лазера кожа "лысеет" на годы, чего не достигается при применении иных технологий). Правда, лазерное оборудование обойдется в $80-86 тыс., однако его можно попытаться приобрести в лизинг.
Вполне реально начать свое дело и с одного кабинета, где будет производиться косметический уход за кожей лица и тела. Для этого понадобится комната для косметолога, туалетная комната и комната для ожидания. Затраты на закупку оборудования (косметический комбайн, кушетка для клиента, кресло для мастера, раковина, зеркало, шкаф для хранения косметических средств, полотенец, инструментария и пр.) составят $3-4 тыс. Также придется потратить $0,7-1 тыс. на приобретение косметической линии (набора косметических средств), которую со временем будете пополнять по мере необходимости. Аренда помещения может обойтись в $150-200 за месяц. Со временем можно "прикупить" специалиста по маникюру и педикюру. По мере становления можно "дооткрывать" массажный кабинет, солярий и т.д.
Маркетинг
Прежде чем начинать свое дело, необходимо определить, какого клиента вы хотите видеть в будущем салоне.
Исходя из этого, подбираются соответствующее помещение, оборудование, косметические линии (то есть набор косметических средств по уходу за кожей лица и тела), расходные материалы.
Если планируете открыть салон для обеспеченных клиентов, первоначальные затраты потянут минимум на $60-80 тыс. Необходимо будет арендовать помещение в престижном месте - в центре (месячная арендная плата за 1 кв. м - минимум $10, следовательно за 100 кв. м - $1000 в месяц), сделать качественный и стильный ремонт (около $100 за 1 кв. м - еще $10 тыс.), закупить и установить оборудование известных немецких или итальянских фирм (как ни странно, "крутые" клиенты в оборудовании разбираются - см. "Точку зрения на потребителя" на стр. 26). Комплект самых современных установок для косметического кабинета потянет на $40-50 тыс. (если без лазерных приборов), но только одна лазерная система для удаления пигментных образований стоит $54тыс.
Затем придется приобрести профессиональные косметические средства дорогих торговых марок. Как правило, закупают сразу целую линию примерно на $4-5 тыс. Обустройство маникюрного и педикюрного кабинета обойдется еще в $5 тыс. Затраты на массажный кабинет и административный зал потянут примерно на $1,5-2 тыс.
Если же вы ориентируетесь на средний класс, то помещение можно подыскивать в спальных районах (аренда 1 кв.м стоит в месяц до $5, за помещение площадью 60 кв.м ежемесячно придется платить около $300), сделать недорогой ремонт (можно уложиться в $1,5-2 тыс.), закупить оборудование польской или тайваньской сборки (для косметического кабинета - $2-4 тыс., маникюрный и педикюрный кабинет - по $1 тыс. каждый, массажный кабинет - $300). Сейчас имеется большой выбор.