Как организовать торговлю компьютерами и комплектующими
Особо выгодным этот бизнес сегодня назвать сложно. Однако по-прежнему появляются новые фирмы, открываются магазины и многие из них умудряются не только выжить, но и отвоевать свой небольшой кусочек рынка.
http://www.meijin.ru/files/ptl/fptl/8.jpg"/>Итак, вы решили заняться торговлей компьютерами и комплектующими. Имейте в виду: прошли те времена, когда продажная маржа составляла свыше 30% - теперь и 10% считается неплохим результатом. Так что если этот бизнес вас привлекает легкими деньгами от перепродажи ходового товара – вы просчитались, особо выгодным этот бизнес сегодня назвать сложно. Однако по-прежнему появляются новые фирмы, открываются магазины и многие из них умудряются не только выжить, но и отвоевать свой небольшой кусочек рынка.
Итак, с чего лучше всего начать. Для успешного старта в этой сфере сегодня как никогда важны связи – слишком высока конкуренция в этой отрасли, а с выходом в регионы столичных сетей, ни о каком «равенстве всех участников», речь в принципе идти не может. У кого больше объемы - у того лучше закупочные цены, у кого лучше закупочные цены – у того ниже отпускная цена. Добавьте к этому повальное кредитование крупными сетями розничных покупателей и сразу поймете – почему данная сфера становится все менее привлекательной для начинающих предпринимателей.
И все же вы решили заняться торговлей. Начните с ревизии своих связей и опыта в указанной сфере. Ну а для наработки оных можно поработать годик и менеджером в отделе сбыта крупной, лучше даже московской, компании – здесь вам и богатый опыт и наработки и связи – только учись.
Поскольку, как мы уже выяснили ранее, конкурировать в цене с крупными сетями у вас вряд ли получится, придется заманивать клиента сервисом и узкой специализацией.
Это может быть доставка и сборка компьютеров на дому, вплоть до доставки на дом и отдельных комплектующих все с той же бесплатной установкой (что, кстати, позволит значительно сократить необоснованные претензии заказчиков). Неплохо бы организовать и бесплатную информационную службу поддержки клиентов – пусть не круглосуточную, но все же. Кстати для ряда покупателей такой подход будет ключевым преимуществом – для многих компьютер является дорогим приобретением, и когда знаешь, что есть к кому обратиться с любым вопросом, чувствуешь себя увереннее. Да и сарафанный эффект в этом случае силен как никогда, а для начинающей компании с ограниченным рекламным бюджетом это может стать ключевым преимуществом.
Другой способ, также позволяющий значительно сэкономить на рекламе – узкая специализация. Откройте, например, магазин, ориентированный на дизайнеров, или программистов, или системных администраторов. В этом случае все что необходимо – это правильно позиционироваться в выбранной тусовке, и дальше вступает в действие все тот же сарафанный эффект. Однако имейте в виду, работать в подобном магазине должны действительно асы, только так можно заслужить уважение специалистов. А это предполагает соответствующие расходы на фонд заработной платы. Правда, можно предложить подобным специалистам самим стать соучредителями…
Если же вы решите ориентироваться еще и на обслуживание корпоративных клиентов, то здесь дружба с сисадминами становится просто необходимой. Для начала с их подачи у вас начнут закупать расходные материалы, затем комплектующие, а там и до заказа на обновление компьютерного парка недалеко.
Другим способом зайти в рынок продажи компьютеров и комплектующих, так сказать в обход, является оказание услуг по обслуживанию компьютеров небольших компаний, таких, которым просто невыгодно иметь в штате сисадмина, как отдельную единицу. Предложите свои услуги. Начните с наработки клиентуры. Обойдите офисные центры (часто это здания бывших НИИ), где ютится множество мелких контор – чем ближе будут находиться между собой заказчики, тем удобней и экономичней будет обходиться вам их обслуживание. Ну а дальше предлагайте свои услуги еще и по обновлению и расширению компьютерного парка – мелкие конторы ведь тоже растут.
Однако вернемся к стационарному магазину. Поработав некоторое время в крупной компании (или завязав дружбу с сотрудниками этой компаний) вы без труда узнаете наиболее ходовые позиции. С их закупки и начинайте создавать свой ассортимент. Кстати, некоторые дистрибьюторы, имеющие в регионах свои склады, не делают особых различий между крупными и мелкими закупщиками, и вы имеете все шансы получить товар по реально выгодным ценам. Но ставку на это делать все же не стоит.
Создавая товарный ассортимент помните что для покупателей-новичков прежде всего важна доступная цена иони являются основными потребителями компьютеров в готовой сборке. А вот для специалистов стоит сделать акцент на комплектующие. Само собой и тем и другим интересна возможность апгрейда. Тем более что продажа дешевой техники из б/у комплектующих позволяет заработать на порядок больше традиционных 10%. И еще немаловажная деталь – до 50% всего оборота вашего магазина будет приходиться не на компьютеры и комплектующие – а на расходные материалы: картриджи, бумагу, дискеты и прочее. Причем чем ближе к офисным центрам будет располагаться ваша точка, тем выше доля указанных категорий будет в вашем обороте. Ну а что особенно приятно, маржа на эти недорогие товары все еще способна радовать.
Итак, открывая магазин, будьте готовы вложить в товар минимум 30000 долл. А ведь есть еще аренда помещения зарплата персонала, торговое оборудование и прочее, прочее, прочее…
И еще: решив специализироваться на обслуживании специалистов IT индустрии, начните с создания интернет-магазина, именно такой способ поиска информации «компьютерщики» по понятным причинам предпочитают. Так что добавьте его создание и поддержку в базовую смету затрат.
Однако есть и другой способ выхода на рассматриваемый рынок – сразу же стать дистрибьютором. Понятно, что входные барьеры в сей бизнес соответствующие, и начинаются от 500 000 долларов. Именно столько вам потребуется, чтобы закупить товар (никто в кредит новичку давать не будет), снять офис, склад, отладить систему логистики и нанять персонал.
Более того, чтобы закрепиться на рынке придется демпинговать, то есть торговать в ноль или даже себе в убыток – а как иначе отвоевывать долю рынка? Ваша задача в самые сжатые сроки сформировать каналы сбыта (а значит, опять критически важную роль в успешности выбранного бизнеса играют связи). И все же даже при хорошем раскладе рассчитывать выйти на точку безубыточности раньше чем через полтора-два года по оценкам экспертов не стоит.
Все те же эксперты, выбирая вендоров советуют делать ставку на новые бренды – в этом случае и дистрибьюторский пакет интересней и маркетинговая поддержка обширней (до 80% компенсаций затрат на рекламу) и вожделенная маржа значительно больше.
Что можно сказать в заключении? Каков бы ни был размер вашего стартового капитала, сколь бы не был тесен рынок и как бы не сложилась экономическая ситуация в стране – главное иметь четкую цель, осознавать свои рыночные возможности и преимущества и донести идею собственной уникальности до потребителя. А все остальное - это дело техники, опыта и профессионализма.