Как открыть аптеку?
«Родить» аптеку можно за 10 месяцев. В Петербурге аптеки растут как грибы. Кажется, что это небольшой и весьма прибыльный бизнес: 4,7 млн населения, сезонные эпидемии хорошо поднимают продажи, а сводки Комздрава о регистрации заболеваний в городе впечатляют фармацевтов и оптовых торговцев фармпрепаратами — здесь можно делать деньги.
Как открыть аптеку, мы спросили у президента корпорации «Бинко» (сеть аптек «Для тебя и мамы»), выпускника Финэка Георгия Николайчика, который за 13 лет открыл в Петербурге 44 аптеки и сформировал систему, которая позволяет сети оставаться жизнеспособной и зарабатывать средства на расширение бизнеса. Корпорация «Бинко» — предприятие среднего бизнеса, выросшее из малого. В Петербурге работают и «монстры» фармацевтического аптечного рынка — сети «Фармакор» и «Первая помощь». Активно развиваются также сети «Эдифарм», Natur Produkt и другие. Выживают каким-то образом и единичные аптеки, но им все труднее тягаться с лидерами рынка.
Шаг 1. Персонал
В составе корпорации «Бинко» работает фармацевтическое управление, в котором два отдела и фармацевтический склад. Они отвечают за закупки, продажи и хранение препаратов. Специалисты должны обладать знанием рынка. По закону продавать фармпрепараты может только провизор. В аптеке обязательно должны работать специалисты — провизоры или фармацевты. Их готовят Фармацевтическая академия и Фармацевтический колледж. «В последнее время, — отметил Георгий Николайчик, — я бы отметил работу как раз Фармколледжа, его выпускники ближе к жизни». Особое внимание нужно уделить подбору «первостольника» — работника аптеки, который стоит за прилавком. От его работы многое зависит.
Кроме того, очень важна кандидатура заведующего аптекой. В корпорации «Бинко» берут на работу молодых провизоров, и, так как сеть растущая, через 2–3 года у провизора есть возможность занять вновь открывшееся место начальника подразделения или заведующего аптекой.
Шаг 2 Помещение
Помещение, конечно, можно купить или арендовать у собственника. В первом случае это удорожит проект на несколько десятков тысяч долларов, в другом случае есть свои подводные камни. Георгий Николайчик предпочитает работать с КУГИ, считая отношения с таким арендодателем «более прозрачными и предсказуемыми». Информация черпается из официального «Бюллетеня недвижимости», каждый объект здесь публикуется в течение 2 недель. Всегда можно выбрать. Помещение не должно быть менее 100–150 кв. м, так как помещение аптеки должно состоять как минимум из:
торгового зала;
материальной комнаты;
кабинета заведующего;
комнаты отдыха персонала.
Все это можно «уложить» в 100–120 кв. м.
Материальная комната — это обязательный атрибут каждой аптеки, место, где должны происходить разбор, сортировка и хранение фармпрепаратов.
Кроме того, обязательна комната отдыха, ведь не будут же фармацевты пить чай рядом с препаратами. Ну и у заведующего как материально ответственного лица должен быть свой кабинет с сейфом и предметами оргтехники.
В КУГИ подается заявка на помещение, потом заседает районная комиссия КУГИ, и при положительном решении комиссии через 2 недели появляется распоряжение главы администрации района или председателя КУГИ о том, что это помещение выделено вам. Чтобы в дальнейшем получить лицензию на работу аптеки в предоставленном помещении, необходим договор аренды на 5–10 лет. Минимум на 3 года. Подписывается проект договора аренды. Когда готов договор аренды, его предоставляют в Регистрационную палату.
Шаг 3. Ремонт
Пока договор будут регистрировать, вы можете приступить к ремонту. В городе существуют несколько проектных бюро, которые делают дизайн-проект аптек, среди них, например, бюро «Никита Новак» и другие.
В корпорации «Бинко» существует собственное ремонтно-строительное подразделение из 15 человек, которое занимается всеми ремонтными работами как по отделке новых помещений, так и по ремонту имеющихся. В сети такое подразделение держать выгодно, так как услуги, получаемые не на стороне, конечно, дешевле. На некоторые виды работ разумнее нанять субподрядчиков.
Ремонт длится обычно от 4 месяцев. «Как правило, — рассказывает Георгий Николайчик, — современный потребитель фармацевтических и парафармацевтических товаров хочет приходить и делать покупки в хорошо отремонтированном и оборудованном помещении». Поэтому все помещения капитально ремонтируются, с заменой всех инженерных коммуникаций. Ремонт вместе с покупкой торгового оборудования обходится от 300–500 долл. за кв. м. Таким образом, с момента получения помещения под аптеку до момента, когда в отремонтированное и оборудованное помещение придет эксперт Лицензионной комиссии, проходит 7–8 месяцев.
Шаг 4. Оборудование
Торговое оборудование для аптеки можно заказывать параллельно с ремонтом. Аптечное оборудование европейского стандарта производят в том числе и в Петербурге, например, фирмы «Теос», «Гиос-Конком» и другие. Некоторые препараты, которыми торгуют аптеки, являются огнеопасными и требуют для хранения специальных мест — металлических огнестойких шкафов. Оборудование также изготавливается 1–2 месяца, завозится и монтируется в течение нескольких дней. Информацию о поставщиках оборудования можно получить в специализированных изданиях или на ежегодной выставке «Аптека».
Шаг 5. Лицензирование, ассортимент и наценки
Когда ремонт сделан и оборудование смонтировано, пакет документов на будущую аптеку подается в подкомиссию по лицензированию фармацевтической деятельности (входит в подкомиссию министерства по здравоохранению). Затем в аптеку прибывает специальная комиссия экспертов и проверяет все на соответствие стандарту.
Процесс получения лицензии длится до 60 дней. Лицензию выдает Минздрав на 5 лет. Комиссия осматривает аптеку без товара. «Закупка товара является уже ведением фармацевтической деятельности, — говорит Георгий Николайчик, — это нельзя осуществить без наличия лицензии». До 10 месяцев проходит с момента получения разрешения на открытие аптеки. И все это время нужно исправно платить арендную плату. Инвестиции в каждую аптеку, включая товарный запас, как правило, составляют от 70 000 до 100 000 долл. Товарный запас на момент открытия аптеки должен составлять от 4 тысяч наименований на сумму, как правило, от 20 000. до 40 000 долл.
При выборе помещения обязательно учитывается расположение уже имеющихся аптек в микрорайоне, их ассортимент. «Если аптека открывается недалеко от больницы или в самой больнице, ее ассортимент должен быть подобран в соответствии с ожиданиями будущих покупателей, — говорит Георгий Николайчик, — ассортимент аптеки старой части города должен быть отличен от аптеки в новостройках».
Известно, что 30% препаратов составляют наибольший удельный вес в продажах. Конечно, если в аптеках будет 20–30 препаратов от простуды, сердечные настойки и гигиенические прокладки, то в такую аптеку скоро перестанут ходить. Поэтому, по мнению Георгия Николайчика, аптека должна поддерживать товарный ассортимент в размере от 4000 до 7000 наименований.
Торговая наценка не должна превышать 15–20%, в противном случае покупатели опять-таки пойдут к конкурентам.
Ассортимент формируется с помощью информационных систем, таких, как «РОСБИ», «Медлайн», «Кроссмаркет» и др., с их помощью специалист аптеки, ведающий закупками, заказывает любые препараты в режиме реального времени, выбирая нужную ему позицию из имеющихся оптовых предложений по цене, способу доставки и прочим параметрам.
В Петербурге работает порядка 200 поставщиков лекарственных препаратов и парафармацевтиков. Наиболее значимых среди них — два-три десятка: «Фарм Тамда 77», «Биотехнотоник», «Северо-Запад». Крупнейшие российские поставщики — «СИА Интернейшнл, ЦВ «Протек». Для давнишних партнеров у них предусмотрены специальные цены. Некоторые аптечные сети имеют собственные информационные системы. А некоторые работают с поставщиками по старинке — по прайс-листу. У корпорации «Бинко» для доставки товара по подразделениям есть собственный небольшой автопарк из 12 машин. Это удешевляет конечную стоимость препаратов и отражается на активности покупателей.
Процесс открытия аптеки занимает:
6 месяцев — ремонт
1–2 месяца — оборудование
до 2 месяцев — лицензирование
Итого: до 10 месяцев проходит с момента получения разрешения на открытие аптеки.
Подробное руководство об открытии аптеки читайте в материалах:
«Бизнес-план аптеки под ключ» и «Как открыть аптеку?».