Как открыть свадебный салон?
За месяц в сезон небольшой свадебный магазин может заработать 500-800 тыс. рублей. На открытие бизнеса достаточно $ 1,5 тыс. Чтобы выжить в конкурентной борьбе, повысить рентабельность и привлечь клиентов, рекомендуется предлагать дополнительные услуги.
По разным оценкам, в Петербурге действует официально около 100 свадебных салонов. Еще 50 точек, торгующих свадебными платьями, работают в сезон на рынках без документов.
За месяц в сезон небольшой свадебный магазин может заработать 500-800 тыс. рублей. Сезоном в свадебном бизнесе считаются летние месяцы. Осенью и зимой продажи не прекращаются окончательно, но уменьшаются в несколько раз. За последние годы значительно возросло количество продаваемых готовых платьев по сравнению с арендуемыми нарядами.
"Последние пару лет брать платье в аренду стало немодно, — рассказывает директор свадебного салона "Золушка" на Московском пр. Елена Рышкович, — сейчас напрокат берут платья в 15-20% случаев. 2 года назад этот показатель был в 3 раза больше". Поэтому некоторые свадебные салоны, например "Ирина-люкс" на Садовой ул., последний год отказались от услуги сдачи в аренду свадебных нарядов.
По признанию участников рынка в Петербург за свадебными платьями часто приезжают иностранцы. Выбор здесь такой же, как в Европе, цены — в 3-4 раза ниже. "К тому же сшить на заказ свадебное платье здесь гораздо быстрее и проще, — считает владелица свадебного салона на 6-й линии Васильевского острова Екатерина Коростелева, — свадебные салоны заключают договоры с ателье или нанимают собственных портних".
По средним европейским ценам только лекало на платье стоит от $300, в Петербурге полностью сшить платье можно примерно за $250. Чаще всего портнихи шьют платья на заказ, но, когда заказов нет (чаще всего это происходит зимой), платья шьются для расширения ассортимента. Еще одной обязательной услугой свадебных салонов является подгон готового платья под конкретную фигуру. Обычно этим занимаются штатные сотрудники салона, имеющие швейные навыки, или реже нанятые швеи.
Шаг 1. Помещение
Для помещения под свадебный салон достаточно 30 м2. Однако необходимое требование к помещению — проходимое место и хорошая витрина.
Владельцы свадебных магазинов стараются арендовать помещение в центре города, в людных местах, альтернативой этому является аренда мест в крупных торговых центрах, что, по мнению многих предпринимателей, выгоднее с экономической точки зрения.
"В торговом центре легче привлечь покупателей и меньше средств нужно вкладывать в рекламу, — говорит Екатерина Коростелева, — люди приходят туда за покупками и обращают внимание на красивые запоминающиеся отделы, в которые они вернутся при необходимости или расскажут знакомым. В раскрутку отдельного свадебного магазина нужно вкладывать значительные средства. Кроме того, аренда в торговых центрах дешевле".
Специального ремонта свадебный салон не требует, необходим только минимальный косметический. Кроме того, дизайн не должен отвлекать от товара. Единственные необходимые требования к помещению — это просторная примерочная и хорошее освещение.
"У белого цвета существует 19 оттенков, — рассказывает Елена Рышкович, — в свадебном салоне должны быть условия для того, чтобы отличить их друг от друга".
Шаг 2. Оборудование
Чтобы оборудовать небольшой свадебный салон, достаточно 10 тыс. рублей. Большая часть этих денег уйдет на оформление и установку витрины.
Кроме нее нужны манекены, стойки, где висят платья, зеркала, вешалки и касса. Все это в широком ассортименте представлено на петербургском рынке. Для салонов, которые сотрудничают с ателье или частными швеями, необходимы каталоги и фотоальбомы свадебных нарядов, из которых клиент может выбрать понравившийся.
"Кроме основного оборудования необходимы расходные материалы и предметы, с помощью которых можно подогнать платье по фигуре конкретной клиентки, — говорит Елена Рышкович, — под расходными материалами понимаются пакеты и футляры, которые защищают платья от пыли, а также салфетки для протирания шеи и рук клиенток, которые пришли на примерку".
У свадебных платьев высокий процент износа. Как сообщила Екатерина Коростелева, после трех примерок платье необходимо отдавать в химчистку, поэтому за примерку во многих салонах начали брать деньги, при условии покупки платья стоимость его примерки возвращается.
Шаг 3. Персонал
Традиционно сложилось так, что свадебными салонами занимаются преимущественно женщины.
Предпринимательница, открывающая магазин свадебных нарядов, может сама вести бухгалтерию и принимать заказы на изготовление платьев, но в торговом зале ей необходим помощник — администратор, чаще это помощница, которая встречает клиентов, следит за примеркой, помогает выбрать, снять мерки и подогнать платье по фигуре. По мнению игроков на рынке, администратор должен уметь разбираться в тканях и психологии.
"Свадебное платье — это, кажется, единственный товар, покупать который приходят все члены семьи, разных поколений и с разными вкусами, — говорит Екатерина Коростелева, — администратор должен выслушать каждого, кроме того, он должен уметь грамотно подбирать ткани и фасоны".
Средняя зарплата продавцов-консультантов и администраторов свадебных салонов в Петербурге $300.
Шаг 4. Товар
В торговом зале среднего свадебного салона должно быть выставлено не менее 20 моделей нарядов.
По заявлениям участников рынка, большая часть готовых свадебных платьев, представленных сейчас на рынке, произведена на Украине. Их средняя стоимость — 3,5- 6 тыс. рублей. Это самые дешевые и самые покупаемые сейчас наряды. Дороже платья из Италии и Испании. Изделия из Франции, как и платья из Китая или Кореи, в Петербурге встречаются крайне редко.
Значительная часть салонов также выставляет на продажу платья, сшитые собственными портнихами. "Никто и никогда не шил свадебные платья на потоке, это кустарное производство, — говорит Екатерина Коростелева, — поэтому изделия даже петербургского производства очень разнятся друг от друга по всем показателям и являются своеобразным эксклюзивом".
Производителей нарядов салоны, как правило, находят на выставках, которые 2 раза в год проходят в Москве.
"В этом бизнесе много остатков продукции, — говорит Елена Рышкович, — закупив платья, нет гарантии, что продашь их в этом же сезоне". В летний месяц салоны продают обычно 20-40 готовых свадебных платьев. Обычно наценка на готовые платья составляют от 70 до 100%. В аренду платья сдаются за 30-50% стоимости. Примерно 15% всех продаж составляют аксессуары к свадебному наряду: перчатки, сумочки, белье и т.д. В некоторых салонах их тоже производят на заказ.
Большинство свадебных салонов продают кроме свадебных также вечерние наряды, чтобы привлечь больше покупателей и не разориться в несезонное зимнее время.
Шаг 5. Привлечение клиентов
Чтобы выжить в конкурентной борьбе, повысить рентабельность и привлечь клиентов, некоторые свадебные салоны предлагают дополнительные услуги.
Новинкой этого сезона является бонусный пакет, куда вместе с платьем, букетом и всеми аксессуарами для невесты входят парикмахер на дом, услуги фотографа и аренда тамады. По желанию клиента в такой бонусный пакет могут быть включены дополнительные услуги. Средняя стоимость бонусного пакета — 10 тыс. рублей. Кроме бонусного пакета некоторые свадебные салоны шьют вечерние платья на заказ и отдают их в аренду за 60% стоимости.
Затраты на открытие свадебного салона
Аренда помещения — от $20 за м2
Оборудование — от 10 тыс. рублей
Товар — от 10 тыс. рублей
З/п администратору — от $300
Итого — $1,5 тыс.