Малый бизнес: интрукция по применению. Мода
Все мы хотим жить в мире, где нас окружали бы лавочки с радушными хозяевами и неповторимые вещи. Здесь мы расскажем о людях, которые создают такой мир, то есть о тех, кто уже открыл магазинчик, бар, ресторан или еще какое-нибудь заведение с собственным человеческим лицом. А люди расскажут о том, как они решились на подобный шаг, с какими сложностями столкнулись и какой опыт приобрели.
Мода
Модных людей вокруг становится все больше, открываются все новые магазины международных сетей и известных марок, но купить оригинальную, хорошо сшитую и недорогую одежду по-прежнему не так просто.
Наши эксперты
Настя Сартан
Открыла шоу-рум
Мария Потудина
Запустила торговый онлайн-проект, который превратился в шоу-рум «
Настя Сартан
Выпускница журфака МГУ, работала телекорреспондентом в Нью-Йорке, откуда привезла первую партию модной одежды на продажу в шоу-руме Ekepeople, которым занималась долгие годы, чтобы затем стать соосновательницей интернет-магазина Look at Me Store и открыть шоу-рум Trends Brands for Friends в новомодном торговом центре «Цветной».
Мария Потудина
Налоговый инспектор по образованию, которое постаралась немедленно забыть, работала в рекламных и event-агентствах, организовывала «маркеты» в рамках фестивалей (от проходящих в саду «Эрмитаж» до «Усадьба Jazz» в Архангельском), а затем попыталась запустить торговый онлайн-проект, который в силу изменившихся обстоятельств превратился в шоу-рум «Хохловка».
О рынке
Модных людей вокруг становится все больше, открываются все новые магазины международных сетей и известных марок, но купить оригинальную, хорошо сшитую и недорогую одежду по-прежнему не так просто. В то время как в Нью-Йорке, Лондоне, Париже или Берлине работает множество небольших дизайнерских магазинов, в Москве приходится выбирать между большими торговыми центрами и дорогими бутиками. Про разницу в ценах между заграничными и местными магазинами также грустно вспоминать. На этом фоне легко объясним бум шоу-румов — магазинчиков дизайнерской одежды, устроенных, как помесь бутика с квартирой, куда можно прийти, как в гости, а уйти с вечерним платьем или приятными мелочами.
В Trends Brands продается обувь со всего света:
например, Lilly's Closet из Бразилии и John White из Англии
Настя Сартан: «К сожалению, рынок (и это, как понимаю, касается всего в Москве) меняется таким образом, что позволить себе содержать лавчонку — это роскошь. Потому что либо ты работаешь по 12 часов в сутки и строишь из этого какой-то более-менее большой проект либо рано или поздно дело перестает жить».
Мария Потудина: «Если 3–4 года назад все были фотографами, то сейчас, кажется, у всех есть свой магазинчик или шоу-рум. Мы за этим следим, ходим в гости, смотрим, где какие авторы представлены, какие инструменты используются. Но рынок может принять гораздо больше участников. Мест, где продается хорошая недорогая одежда, в Москве очень-очень мало. Поэтому я всегда за открытие каких-то новых мест — и очень рада, и даже занимаюсь консультированием знакомых и хороших друзей, которые хотят сделать что-то подобное. Для меня это не прямая конкуренция, а скорее соревнования. Больше хороших мест — больше возможностей для людей хорошо одеваться».
Как люди приходят к этому
Тяга к прекрасному в сочетании с его острой нехваткой на месте приводят к тому, что девушки, тяготеющие к моде или работающие с ней, все чаще переходят из категории потребителей в категорию организаторов потребления.
Анастасия Сартан
Настя Сартан: «Когда я жила в Нью-Йорке и работала корреспондентом на ТВ, была поражена тем, как много крутых маленьких лавочек, в которых можно покупать одежду, — у нас в Москве в то время, лет 5–6 назад, все это только начиналось. Поэтому мы сняли квартиру на „Курской“ на 1-м этаже и начали там продавать какую-то одежду, которую я привозила из Америки, заказывала в интернете, еще из Китая — от разных поставщиков, с которыми там познакомилась. Очередь выстраивалась прямо в подъезде, бабушки ругались, что мы устраиваем беспорядок, — пришлось переехать. Переезжали несколько раз, пока не переехали уже в прекрасный торговый центр „Цветной“. Теперь мы, наверное, уже не совсем лавчонка, но атмосферу сохранять пытаемся».
При этом не всегда получается именно то, что затевалось, но это необязательно плохо.
Мария Потудина: «Изначально мы хотели делать крупный онлайн-стор наподобие Etsy.com, но в российских реалиях. Однако в середине пути столкнулись с множеством препятствий и поняли, что в данный момент у нас не хватит ресурсов осуществить задуманное. А так как на тот момент помещение мы уже сняли и ремонт шел полным ходом, бросать было поздно. Переиграли концепцию буквально за пару недель, и появился полностью офлайновый шоу-рум. Только сейчас, спустя почти год, мы начинаем потихоньку осваиваться в интернет-торговле. Так что первая рекомендация тем, кто что-то начинает, — это уметь быть гибкими, верно оценивать свои силы и силы партнеров и не держаться сильно за первоначальную идею».
Как организовать процесс/Ошибки
Как и во всяком другом бизнесе, главное — это распределить усилия.
Мария Потудина: «Сейчас у нас основной состав такой: 2 учредителя, 1 администратор и 3 продавца. Плюс 9 дизайнеров, которые приходят-уходят. Одно время мы устраивали летучки раз в неделю, но сейчас это затруднительно, потому что я молодая мама, так что мы активно используем электронные средства связи: телефон, скайп, G-talk — и еще очень активного пользуемся Google Docs. Ну и на самом деле мой опыт работы в агентствах убедил меня в том, что встречи — это довольно бесполезная трата времени, потому что все говорят, но никто ничего не делает. Я предпочитаю определить каждому круг его обязанностей и спрашивать с каждого конкретного человека то, что было нужно сделать в конкретно установленные сроки, чем собираться вместе и размышлять «на тему».
Настя Сартан: «С самого начала отстраивается структура, от самых низов до верхов. Если ты создатель и двигатель проекта, рано или поздно нужно отдавать себе отчет в том, что операционной деятельностью должен заниматься кто-то другой, потому что иначе не хватит времени на самое главное — на выстраивание бренда, на весь креатив».
Распределение усилий автоматизирует процессы и экономит время.
Мария Потудина: «Мы еще не дошли до точки полной автоматизации процессов, но я считаю большим успехом то, что на данный момент мне нужно появляться в шоу-руме буквально 2–3 раза в неделю и ненадолго, а не как раньше приезжать каждый день на 6–7 часов, чтобы решать все вопросы. Я счастлива, что удалось собрать команду администраторов и продавцов, которые могут существовать более-менее автономно. Ребята, которые у нас работают продавцами, хотят расти, и я с удовольствием делегировала им часть обязанностей, связанных как с PR и продвижением, так и с организацией событий».
Работая с партнерами, важно вовлекать их в решение задач, которые могут казаться им неочевидными.
Свитшот из корнера Ducky&Duck
Мария Потудина: «Важно, чтобы сами дизайнеры, с которыми мы работаем, хотя бы минимально занимались своим продвижением. Потому что у многих ребят, которые занимаются дизайном, есть ощущение, что если они принесли вещь в магазин, то можно расслабиться — все само будет продаваться. Ничего подобного! Продажи зависят от того, сколько времени дизайнер тратит на self-promotion: фотосессии, лук-буки, PR в соцсетях и так далее. Большую часть всего этого мы как организаторы берем на себя, но очень важно, чтобы и сам автор постоянно привлекал к себе и своей марке внимание — только так мы можем аккумулировать в шоу-руме большую проходимость».
Начать продавать модную одежду можно и без особых капиталов и сложных бизнес-моделей — на собственном энтузиазме, но потом придется определяться, хобби это или бизнес.
Мария Потудина: «Сами красили полы, сами разбирались в том, какие краски лучше, какая стаптываемость у одного лака для пола, какая у другого, сколько примерно может приходить к нам людей, а нельзя ли на этом сэкономить и не будет ли даже красивее смотреться стоптанный пол, чем свежепокрашенный, где взять компрессор и что делать с полом, который таджики положили так плохо, что его надо перекладывать, а денег на это нет. Масса нюансов».
Настя Сартан: «Сейчас есть какой-нибудь „Флакон“, где куча шоу-румчиков небольших с какой-то одеждой, которую люди ездят покупать на семпл-сейлах в Америке, а потом перепродают. Открыть такой магазинчик ничего не стоит — надо только рассчитать стоимость аренды. Начинать можно с нуля и постепенно расти. Когда мы начинали, было проще, потому что это была новая история, потому что пресса обращала на нее особое внимание и так далее. Но и сейчас подобное еще возможно — желательно только найти какую-то особую фишку, которая обратит внимание на новое дело. Я вообще не верю в проекты, которые начинаются с кучи денег: правильно начинать с малого, чтобы чувствовать свое дело так, как надо чувствовать малый бизнес».
И конечно, «без особых капиталов» — не значит совсем без средств. Затраты неизбежны.
Мария Потудина: «С одной стороны, нам повезло с относительно невысокой (по московским меркам) арендной платой, с другой — были большие затраты на ремонт, не считая последующих покупок рейлов и украшательств. Рекламный бюджет зависит от прибыли, часть которой мы тратим на рекламу в фейсбуке, на печать баннеров, анонсирующих мероприятия в нашем шоу-руме, на фотографов и стилистов, плюс зарплата продавцов... В общем, суммой, которая нужна, чтобы спокойно запуститься, я бы назвала 500 000 рублей».
Когда хобби становится бизнесом, важно продумать все действия с точки зрения соотношения затрат и отдачи.
Настя Сартан: «Нужно все выстраивать по логике, не бояться каких-нибудь табличек, где будет документироваться каждый звонок — например, чтобы в конце месяца можно было просчитать, сколько каждый звонок стоил, и понять, что будет оптимально: отдавать ли на аутсорс колл-центр или искать какой-то выгодный сотовый тариф. И так со всем».
Где брать информацию
Мир дизайнерской одежды полон журналов, блогов, событий. Ориентироваться в них заинтересованному лицу — уже само по себе удовольствие.
Настя Сартан: «В Google Reader я подписана на миллионы блогов, еще есть куча журналов: постоянно выписываю марки, которые подходят нам по концепции. Езжу в Нью-Йорк на ENK Coterie, в Париж на Tranoï, Capsule, Rendez-Vous и постоянно за всем слежу. Когда тебе это интересно, тогда все само происходит: где-то что-то увидел, услышал, запомнил и так далее. В России есть довольно крупная выставка CPM, но там выставляются дистрибуторы, которые продают одежду в регионы, — модным бутикам это не интересно».
Мария Потудина
По мере развития, впрочем, приходится находить людей, которым можно передоверить и вопрос выбора — на все времени не хватит.
Настя Сартан: «У меня есть прекрасная девочка Настя, которая помогает во всем, и когда я не успеваю, могу скинуть ей марку и попросить самостоятельно сделать выборку. Никогда с этим не возникает проблем, потому что она ее делает практически так же, как я сама сделала бы. Но это человек, с которым я работаю уже 3–4 года».
При определенном раскладе может получиться так, что первоначальный выбор определит дальнейшие детали.
Мария Потудина: «До открытия нашего магазина я занималась организацией так называемых дизайнерских маркетов, поэтому у меня уже было представление о том, кто что делает и какие проекты мне хотелось бы раскрутить, потому что они мне казались жутко интересными и востребованными. Когда у нас уже были помещение и переработанная концепция, мы сделали PDF-документ буквально в одну страницу, выбрали из моей базы 12 участников, с которыми хотели бы работать, и выслали им это предложение. Расчет был, что половина не сможет, а вторая половина прекрасно разместится на имеющемся пространстве. Случилось так, что согласились все, — пришлось ужиматься, но зато мы поняли, что в Москве не хватает предложенного нами варианта: разделить пространство шоу-рума на дизайнерские пространства-корнеры, где у каждого дизайнера получится свой концепт-стор, оформленный в его стиле. Сейчас дизайнеры вынуждены либо выходить на большие супермаркеты, либо заниматься собственной раскруткой: и то и другое не у всех получается».
Подводные камни и сложности
Совмещение онлайн- и офлайн-торговли зачастую порождает сложности.
Настя Сартан: «Офлайн-магазин и интернет-магазин — это две совершенно разные структуры, что люди зачастую не осознают. Нужно понимать, что именно ты выстраиваешь, и дальше смотреть, что идет в поддержку чего. Я верю, что в России офлайн-точки должны существовать в поддержку онлайн-магазинов, но у нас до сих пор есть какие-нибудь гибридные проекты. В любом случае это совершенно разные истории».
Мария Потудина: «Очень сложно заниматься всем сразу и так, чтобы оно качественно работало, так что к нашему онлайн-магазину мы идем маленькими шажками. Но есть, например, такая проблема: мы занимаемся дизайнерскими вещами, которые в большинстве своем представлены в одном-двух, максимум трех экземплярах. Очень часто, пока мы отфотографируем вещь, обработаем картинку и информацию, зальем ее на сайт, вещь уже купили. Получается, что усилий затрачивается очень много, а выхлоп наружу непропорционально мал. Сейчас пытаемся придумать, как сократить время на публикацию информации о товаре в интернет-магазине. Главное достижение на этом пути пока, что смогли наконец выделить отдельного человека, который будет заниматься только интернет-магазином».
Еще одна общая проблема — конфликты с друзьями на почве бизнес-разногласий.
Настя Сартан: «Вечная русская история, что хочется начинать делать проект с какими-то друзьями, но по-хорошему тут надо быть очень аккуратными. Либо прописывать четко в уставе или еще где-то, как все будет управляться, у кого какие должностные обязанности, у кого какие проценты, либо все делать самостоятельно».
Мария Потудина: «Важно разделять отношения с друзьями и коллегами, лавировать между хорошими отношениями с дизайнерами и ведением бизнеса».
Несоблюдение сроков не просто откладывает начало или новую ступень проекта, но само порождает убытки.
Мария Потудина: «Очень важно все сделать в срок. Когда у нас уже было помещение и закончился срок арендных каникул, мы все еще не запустились, потому что не хватало денег, ремонт затягивался — на этом мы теряли еще большие деньги уже до запуска».
Есть вещи, которые самим не освоить.
Мария Потудина: «Потратив немало времени на разбирательство с бумажками, мы поняли, что наше время стоит дороже, и перепоручили ведение документов доверенным юристам и бухгалтерам».
И главное — не рассчитывать на легкую жизнь.
Мария Потудина: «Нужно понимать, что первый год, а может, и дольше, работать вы будете как галерный раб и за сущие копейки. Нужно быть морально и физически готовым к трем-четырем месяцам без зарплаты. И не нужно думать, что шоу-рум — это общение с дизайнерами и прочее приятное времяпрепровождение. Помимо дизайнеров существуют еще пожарная инспекция, налоговая регистрация и отчеты, поиск партнеров, когда нужно за одну-две встречи понять и решить, можно ли доверять этому человеку. Куча вопросов будет возникать по ходу: воровство в шоу-руме, как внешнее, так и внутреннее, учет товаров и так далее. Продвижением заниматься придется постоянно, без выходных и праздников, но в целом это довольно весело и увлекательно».
Евгения Шулипина
Руководитель направления по развитию новых продуктов и услуг для бизнес-рынка ОАО «МегаФон»
Евгения Шулипина
Мария говорит, что в бизнесе им приходится постоянно использовать электронные средства связи, и на каком-то этапе они планируют автоматизировать бизнес-процессы. Для быстрой организации полноценной работы небольшого офиса МегаФон может предложить сразу несколько услуг:
Услуга «
Услуга «
В случае если в офисе отсутствует проводной интернет или WiFi, но доступ в Интернет необходим сразу нескольким сотрудникам, МегаФон может предложить комплект «
19/10/2011