Роскошь как перспективный бизнес
Реальность высвечивает факт: luxury–бизнес оказывается весьма устойчивым на фоне социально–экономических катаклизмов и, что еще более неожиданно, вовсе не столь дорогим «на входе».
http://www.ebrandcommerce.com/gfx/blueshoes1-255.jpg"/>На первый взгляд, рынок роскоши — это чрезвычайно высокая планка стартовых инвестиций и крайняя нестабильность по жизни — слишком уж зависим состоятельный класс в России от политического климата и динамики цен на нефть. Однако реальность высвечивает обратное: luxury–бизнес оказывается весьма устойчивым на фоне социально–экономических катаклизмов и, что еще более неожиданно, вовсе не столь дорогим «на входе».
Торговля красивой жизнью крепко стоит на ногах, особенно в связке с мировыми марками. Мы выбрали пять наиболее привлекательных и типичных объектов, которые могут быть востребованы в городе с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек и обещают растущий или, по крайней мере, стабильный спрос на ближайшие годы.
Гурмэ–бутик
Появление гастрономических бутиков свидетельствует об определенном уровне развития культуры потребления. Аналитики и сами предприниматели уверены, что магазин деликатесов — среди наиболее перспективных сегментов. Одним из первых в России появился гурмэ–бутик Vatel, который открыли в Москве француз Ксавье Пинье и предприниматель Мансур Садеков, владелец 30 автозаправочных станций в Нижегородской области. В 2006 году предприниматели планируют выйти на рынки Санкт–Петербурга, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга.
Совладелец сети «Перекресток» Лев Хасис и известный ресторатор Аркадий Новиков открыли на франчайзинговых началах гастрономический бутик Fauchon (всего у этой французской сети 650 магазинов в 21 стране мира). Вложив в проект 3 миллиона долларов в 2004 году, владельцы уже в 2005–м получают оборот в 5 миллионов. Забавно, что тот же Новиков привел в Россию и главного конкурента Hediard (590 магазинов в 19 странах мира).
Перспективы этого направления весьма оптимистичны еще и потому, что продукты, даже деликатесные, относительно доступны. По расчетам аналитиков, в любом богатом городе потенциальная аудитория «деликатесных» магазинов составляет около 10% жителей. В Москве, к примеру, более 1 миллиона человек, которые способны «проглотить» не меньше полусотни магазинов разных форматов — от элитарного до просто премиального. В крупном региональном центре — в перспективе не меньше пяти элитарных и десятка премиальных.
Что такое гастрономический бутик? Это когда сумма среднего чека насчитывает от 60 до 100 долларов за 3–5 продуктов без учета алкоголя. Хорошая винотека — стандарт, продиктованный национальной особенностью охоты за кошельками. Типичный ассортимент гурмэ–бутика составляют 200–500 наименований бакалейных изделий (сыры, мясные деликатесы, морепродукты, кондитерские изделия и др.) и более 500 наименований спиртных напитков.
Пока большинство подобных магазинов торгует импортным товаром, но это не злой умысел. Просто не хватает местных поставщиков, соответствующих высоким требованиям.
Доставка продуктов в российские бутики сейчас осуществляется самолетами из Европы, однако высокая наценка (у дискаунтера 10–15%, а у гастрономического бутика от 50 до 200%) и штучные продажи позволяют идти на это.
Инвестиции | от $ 150000 |
Перспектива | устойчивый рост |
Количество | 3-5 |
Средний чек | 100$ (продукты) 300$ (с учетом алкоголя) |
Очень важно получить эксклюзивные права на поставку продуктов, чтобы они не могли появиться у конкурентов или — совсем — в более дешевых магазинах. Вопреки расхожему мнению, гурмэ–бутики с ресторанами не конкурируют. Более того, неплохим вариантом может быть камерный ресторан непосредственно при магазине. И они не нуждаются в большом количестве покупателей — куда важнее постоянство. В Fauchon совершается порядка 100 покупок в день, в небольшом Vatel — 20–30. Причем хозяева считают, что покупательский поток в камерном магазине не должен превышать 100 человек в день, иначе место потеряет свою эксклюзивную атмосферу.
Fashion–бутик
Модный бутик первым приходит на ум, когда речь заходит о «люксе». Однако на самом деле это самый трудный сегмент. Хотя, заметим, и наиболее прибыльный в отношении торговой наценки, поэтому он попал в «пятерку».
Многие состоятельные люди бутикам в родном городе предпочитают шоппинг (костюмы, обувь, трикотаж) в Лондоне, Милане или Париже. Это связано не столько с ассортиментом российских магазинов, сколько с нежеланием… публичности на родине. Недаром в Москве среди покупателей дорогих товаров заметны, в основном, крупные бизнесмены из регионов России да деятели шоу–бизнеса, которым публичность не вредит. Тем временем масса чиновников, политиков и топ-менеджеров стремится делать дорогие покупки вдали от родной земли, чтобы не привлекать внимания соотечественников масштабами благосостояния.
В любом случае, выходить с ворохом пакетов из самого дорогого в городе магазина как–то не очень прилично. А пустым — тем более. Однако справедливо это лишь по отношению к уже состоявшимся господам, которые могут позволить себе регулярные поездки в Европу. Более молодые и несколько менее состоятельные люди публичности не чураются. Не зря ведь, как заметил владелец Virgin Ричард Брэнсон, широко известные премиальные брэнды существуют для тех, кто стремится стать частью высшего общества, а не уже находится там.
Инвестиции | от 80000 $ |
Перспектива спрос |
стабильный |
Количество | 10-15 |
Средний чек | 1000 $ |
Истеблишмент, как ни странно, очень чувствителен к скидкам, поскольку скидка является в тусовке не средством экономии, а признанием личного вклада в модный шоппинг. В богемных кругах размер скидки котируется выше, чем дорогой автомобиль. С точки зрения узнаваемости, лучше будет работать монобрэндовый бутик — известная вывеска и не надо никакой рекламы.
Однако монобрэндовый бутик открыть сложнее и, как правило, дороже — у владельцев марки (а чаще всего вы будете контактировать с их российскими мастер–дистрибьюторами) очень строгие требования к архитектуре, дизайну, ценовой политике и, главное, свои представления о том, каким должен быть их локальный партнер. Переговоры о сотрудничестве могут идти годами — нужно доказывать репутацию, опыт, наличие клиентских связей.
Более гибкая модель — концептуальный мультибрэндовый бутик, или концепт–store. Владелец может привозить вещи и сам — к его услугам оптовые центры Европы, а также популярные у независимых байеров рынки в Милане, Париже и Дубае. Российские дизайнеры тоже стремительно попадают в модную обойму. Сумма инвестиций в создание одного небольшого бутика площадью 60–80 кв. м составляет около 40–50 тысяч долларов (без учета недвижимости). По словам мэтра модной индустрии Валентина Юдашкина, для поддержания рентабельности необходимо сохранять объем продаж на уровне 1,5–2 тысяч изделий в сезон (до момента распродаж). И, соответственно, 3–4 тысячи изделий в год.
В последнее время в моде проекты, находящиеся на стыке жанров: дизайнерский бутик и ресторан, музыкальный лаунж и шоу–рум, имидж–студия и концепт–store, а также магазин одежды с сильным акцентом на аксессуары. Состоятельная публика ищет именно такие «варианты».
Beauty shop
Косметика — не только способ понравиться мужчине. Это средство самовыражения, демонстрация свободы, да и просто страсть русской женщины. Но почему, собственно, речь только о женщинах? В последнее время особенно бурно растет рынок мужской косметики, который в нашей стране стартовал практически с нуля года три–четыре назад.
Парфюм, средства по уходу за кожей, лосьоны и скрабы для мужчин — многообещающий бизнес. В Москве более 2 миллионов человек, получающих от 1 000 долларов и больше. А по всей России — около 10 миллионов. Это и есть целевая аудитория дорогой косметики.
Инвестиции | от 50000$ |
Перспектива | плавный рост |
Количество | 10-15 |
Средний чек | 300$ |
Люкс–класс подразумевает акцент либо на ограниченность предложения и признанные ноу–хау, либо на качество и натуральность. И как раз натуральность открывает место для новых звезд. Вряд ли кто знал марку Bergman — между тем это самый дорогой крем по 300 евро за баночку.
Исследования, проведенные агентством Hartman Group, выявили несколько любопытных особенностей у активных потребителей натуральных марок. Во–первых, они гораздо меньше зависимы от авторитетных брэндов. На косметическом рынке есть даже такое негласное правило: раскрученная марка не может стоить много денег, потому как она точно массовая. А вот эксклюзивная — вполне. Сравнительно новые марки и торговые компании некрупного и среднего размера пользуются большим доверием, когда речь заходит о натуральности и чистоте продукта.
Студия интерьера
Анонимы буржуазной России публично бузят в «Ла Каве» в Куршевеле или тихо распределяются по номерам отеля «Бадрутт Палас» в Санкт–Морице, занимая до половины номеров. А потом воспроизводят увиденное дома. Ну, а если серьезно, то высокая емкость рынка интерьеров имеет очень простое объяснение. Россия — страна интерьеров.
Инвестиции | от 40000$ |
Перспектива | устойчивый рост |
Количество | 7-10 |
Средний чек | 20000$ |
Состоятельные люди перемещаются на дорогих машина в дорогие рестораны, а оттуда — в дорогие дома. Выйти на улицу из дорогой машины порой небезопасно, да и климат вовсе не располагает к гуляниям в мокасинах Tods. Домашний интерьер оказывается тем пространством, куда можно вложиться от души. Однако распространенный формат, где выставлены образцы, сегодня уже устаревает.
Гораздо более востребованными стали концептуальные дизайнерские разработки «под ключ». Теперь не модно рассказывать, как «мы три часа выбирали очень дорогой диван» или «во сколько мне встала эта ванная в стиле шинуаз». Модно бросить невзначай: «Да, дизайнеры работают». Естественно, реализуя не отдельные предметы интерьера, а готовый концепт, продавец оставляет гораздо больше простора для манипуляций и накруток.
Часовой салон
«Ролексы», «брегэ», «омеги», «патек филипп», «радо» или «картье» — нестареющая тема. Под вечную любовь бомонда к дорогим часам все большее число марок появляется на рынке. И для них находится место.
По мнению французских маркетологов из IPSOS France, богатый потребитель сегодня, скорее, приобретет не только традиционные элитные товары, но и более смелые модели. Вообще, определенный уровень творческого эксперимента и дизайнерских новаций становится доминирующей тенденцией в различных товарных категорий — от недвижимости до автомобилей.
Инвестиции | от 70000$ |
Перспектива | стабильный спрос |
Количество | 7-10 |
Средний чек | 15000$ |
Естественно, совсем с нуля войти сюда нельзя — и дело не в финансах. Фактор успеха не столь очевиден и больше связан с личным опытом в бизнесе, нежели с умением написать бизнес–план. Да и стать партнером авторитетного брэнда далеко не так легко. Однако увеличение числа неплохо зарабатывающих людей оставляет место для новичков — особенно из тех, кто уже доказал свою состоятельность в работе со средним классом.