Семейный флорист – достойный бизнес
Совместимы ли флористика и бизнес? Казалось бы, это два противоположных начала. Однако при желании можно достичь сочетания, способного дарить эстетическое наслаждение и постоянный финансовый рост. Семейный магазин-лавка «Городской букет», существующий уже год на Покровке, прекрасное тому доказательство.
Начиналось все не просто. Тяжелый ремесленный труд требует сначала походить в подмастерьях в чужих цехах, и лишь затем стать Мастером. Так и свой бизнес удается только тогда, когда ты поработал в выбранной сфере несколько лет.
В этом деле важен опыт
Людмила Опенок, детский тренер по баскетболу, почти сразу после распада Советского Союза перевезла семью из Душанбе в Москву. Нужно было как-то устраиваться в столице и зарабатывать. Перепробовав разные занятия, однажды пошла продавцом в цветочную палатку. Тогда там предполагалось обучение флористике. Это стало первым шагом. Все четыре года до открытия своей первой собственной палаточки с цветами Людмила потихоньку вникала в сферу цветочного бизнеса. Ее сын, будучи студентом, также устроился ночным продавцом в цветочную палатку. Вскоре его сделали менеджером в сети цветочных магазинов. Там он получил понимание того, как устроен этот бизнес.
Несколько лет работы продавцом в палатке Людмила считает оправданными: «Это большой миф, что придет человек с улицы, начнет заниматься цветами, и у него все получится. Многие приходят сюда и говорят: «Я всегда мечтала заниматься цветами!», а мы говорим: «Внимание! Это тяжелый физический труд. Большая иллюзия, что это легко. Это один из тяжелейших ремесленных трудов, наряду с чугунным, кожевенным производством. Это вода, грязь. Он трудный, еще и потому что товар, который мы продаем, очень быстро портится».
Все шло своим естественным ходом, тогда никто из семьи о своем деле в этой сфере не помышлял. Но однажды на предложение Людмилы о нововведении в работе начальник сказал: «Вот когда будет у тебя свой магазин, там и будешь распоряжаться». Будучи амбициозной женщиной, Людмила серьезно задумалась. И, более того, – решилась. «Когда я шла с работы, каждый раз думала: хочу свой маленький хороший магазинчик. А вот какой? Какая будет витрина, какой ассортимент цветов? Все время мечтала, все время хотела, все время говорила об этом. Начала каким-то образом собирать средства. Ужимала всех», - рассказывает уже владелица собственного магазина. Наконец, накопив около 300 тысяч рублей, Людмила купила свою первую цветочную палатку.
Лучшая реклама - хорошее место и сарафанное радио
Первое место для продажи цветов было арендовано на станции метро «Савёловская». В узком темном пространстве на торговом ряду возле железной дороги. Туда-сюда каждый день сновали угрюмые люди, которым, однако, не чуждо было стремление к красоте. «Потом, когда мы оттуда уже переехали, это место показалось нам очень убогим, мы думали: как мы вообще могли его взять?», - рассказывает Людмила. Сын во всем помогал матери, занимаясь работой с оптовиками, развозкой заказов и всем, в чем нужно было помочь Людмиле. Тем временем дочь Ольга подключилась к семейному бизнесу, оставив работу художника-декоратора в кино.
Ольга скорее была вынуждена обратиться к семейному делу, первое время очень сожалея об оставленной профессии художника кино. Но тем не менее, первым делом занялась созданием сайта магазина. Тогда она еще не владела ни интернетом, ни тем более каким-то представлением о веб-программировании. «Мы узнали, что через сайты можно продавать. Решили создать свой собственный сайт, тогда он нам казался панацеей. И девять месяцев, пока я была беременная, я училась веб-программированию. Первый наш сайт получился страшным, неказистым. Я полностью делала его своими руками, также как и нынешний. Когда надо было называть сайт, там была графа: название сайта. Я спрашиваю, как будем называться? Людмила ответила: я всегда мечтала, что мы будем называться «Городской букет». Так вот просто и красиво… это было началом, но я никогда не останавливаюсь и все время учусь, поэтому и новый сайт постоянно дорабатывается и сейчас. Теперь он появляется в первых строчках выдачи в главных поисковиках», - рассказывает Ольга.
Но молодая женщина не остановилась только на раскрутке сайта. Интуитивно она понимала, что самое главное в цветочном бизнесе – выбрать правильное место. Она стала инициатором переездов, пока, наконец, не нашла то, что нужно. С «Савёловской» семья переехала на другое место, потом еще и еще. «То есть каждый раз я как “беременная кошка перед родами” носилась, носилась, искала лучшее место: надо было срочно бежать. Я стала понимать, что лично мне неудобно в том или ином месте. Поэтому я искала помещение, где мне лично было бы хорошо. Однажды я случайно вбила в поисковике фразу: «Снять помещение в центре». Вышло первое объявление о помещении на Покровке. Тогда я вообще не знала об этой улице. Я позвонила, спросила можно ли приехать посмотреть? Расстроилась, увидев старое помещение с зарешеченными окнами и входом со двора с помойкой. Но потом решилась попробовать, ведь улучшить место мне никто не мешал. Абсолютно все здесь сделано своими руками, включая этот стол – верстак, и лепнину на фасаде и крыльцо». По словам Ольги, сумма аренды вполне приемлемая, несмотря на то, что помещение находится в центре Москвы. Такой низкой цена оказалась потому, что для других видов бизнеса помещение нерентабельное, неудобное. А для цветочного магазина вполне подходит: уютное, не сразу доступное. Так, почти без ошибок, благодаря своему тонкому чутью, Ольга поняла, что лучшая реклама для цветочного магазина – это удобное место, живая витрина и “сарафанное радио”.
Если человек не мечтает быть владельцем своего салона, он неинтересен
Кроме продажи букетов цветов, а также комнатных растений и саморучно расписанных кашпо, семья устраивает мастер-классы для своих клиентов. Несмотря на то, что эти уроки платные, они, по сути, составляют просто стоимость букета. То есть можно заказать специальный букет, описав его по телефону или придя в магазин лично, а можно заказать целый мастер-класс по его изготовлению и создать его своими руками. Людмила и Ольга хотят создать целую школу по флористике для любителей составления букетов, но пока для этого недостаточно ресурсов, в первую очередь, времени. Поэтому и мастер классы Ольга готова проводить только для постоянных клиентов, так как это цветочное искусство требует индивидуального отношения: «Мастер-классы мы ведем меньше года, тематику устанавливают сами клиенты. И нам ни разу не жалко их учить. Чем больше будет грамотных, образованных людей, тем нам будет комфортнее как предпринимателям. Например, у нас есть постоянный клиент: замечательная девушка. У нее уже было четыре занятия. Она создает букеты своим друзьям на день рождения, каждый раз придумывая что-то оригинальное для конкретного человека»,- рассказывает она.
То же самое отношение у деловых женщин к кадрам. «Когда мы принимаем в помощники флористов, то в первую очередь спрашиваем: «О чем ты мечтаешь?». Если человек не мечтает быть владельцем своего салона и не мечтает о каком-то росте, то этот человек бесперспективен и просто неинтересен», - рассказывает Людмила.
Философия культуры
Так рентабелен ли бизнес? Какова прибыль? Сколько составляет ежемесячный оборот? На эти вопросы бизнес вумен ответили открыто, честно и просто: «У нас как таковой прибыли нет, мы ее постоянно вкладываем в развитие, расширение ассортимента, новые направления, обустройство мастерской. Мы не брали кредитов, потому что с самого начала развивались поступательно. У нас семейный бизнес, поэтому мы не получаем заработную плату. У нас как при коммунизме: ровно столько денег, сколько нужно чтобы жить. Все остальное вкладывается в дело. Рентабельность для нас – это тот момент, когда мы можем себя улучшать. И это у нас получается».
«Когда человек изначально настроен только на прибыль, скорее всего, он сдуется и проиграет в убытке. Если человек нацелен на результат, знания, накопление опыта, то прибыль придет сама», - считает Ольга Опенок, - «Самое главное – во-первых, точно знать, куда вы движетесь, чтобы был некий маяк. Наш маяк – это тот стиль, тот образ мысли, та культура, которую мы внутри себя здесь взращиваем. Культура честности, культура простого общения, культура оформления букета, культура его преподношения, культура дарения и культура обслуживания клиента, доведенная до искусства. Когда человек покупает цветы с удовольствием. Вот такой маяк. Когда человек лично приходит к нам и заказывает регулярно, это как стать семейным доктором. Мы хотим стать семейным флористом. У нас уже появились такие клиенты, которые передают нас близким людям».
Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Гузель Юсупова
04/05/2012