Какой стартап нужен современному путешественнику
Хочу задать несколько не столько практических, сколько теоретических вопросов, связанных с подготовкой к путешествиям.
От редакции. Обращаем ваше внимание, что тексты, опубликованные в рубрике «Личный опыт», написаны читателями «Газеты.Ru». Редакция не всегда разделяет их точку зрения.
Общим местом уже стало утверждение, что готовиться к поездке самостоятельно, а не покупать тур, как правило, дешевле и интереснее. С этим утверждением я полностью согласен. Когда ты узнаешь что-то заранее о стране, в которую собрался, когда ты предвкушаешь, как будешь ходить вот по этим улицам, которые сейчас видишь на карте, заходить в музеи, плыть по реке, узнавать что-то новое и, возможно, малознакомое для большинства туристов, дух захватывает. Но это все, как говорил мой тезка, романтизм. А я хочу поговорить о другом – о том, с чем приходится на самом деле сталкиваться при подготовке к путешествию.
Сразу хочу внести ясность, я не работаю в турфирме и не призываю пользоваться услугами турфирм. Я тоже считаю, что человек может все узнать сам, без алчных и малограмотных помощников. Но в то же время мне кажется, что путь этого самостоятельного познания слишком тернист, а потому начинающим и продолжающим самостоятельным путешественникам хорошо бы иметь какую-то систему координат, а не начинать с чистого листа и бросаться в омут.
Вот возьмем, например, мою последнюю поездку в Австрию. План я себе наметил такой. Три дня в Вене, четыре дня в горах, два дня в Зальцбурге, еще день в Вене и домой. Да у меня уже нервное истощение началось, когда я все подходящие отели забронировал. И подходящие ли они были? Не знаю. В Зальцбурге мне уже, например, ничего и выбирать не хотелось. Просто тыкнул во что-то более или менее приличное. Ну и результат в итоге был соответствующий – не очень плохо, но и не очень хорошо. И пословица «Видели глаза, что покупали» тут уже не действует. Глаза в этом момент либо слипаются, либо находятся на лбу от всей этой энтропии одинаковых предложений.
Похожая история с авиабилетами. Если задача чуть сложнее, чем купить билет туда-обратно из одной точки в другую, можно голову сломать в вариантах. И такой показатель, как цена, не всегда будет решающим, потому что за низшую цену вы, как правило, получите старый ободранный самолет с невежливыми стюардессами и неудобным временем отправления. Опять же все это решаемо, но на составной маршрут, скажем, по Южной Америке, можно потратить уйму времени и сил и в итоге еще непонятно, что получится.
Далее – везде и всюду туристов на самом деле обманывают, впаривая им то, на что штатный житель этой страны/города никогда не поведется. Это касается как услуг, стоимость которых для туристов увеличивается в разы (такси, жилье и т.д.), так и простых товаров вроде продуктов, книг, какой-нибудь бытовой мелочи, которая туристам тоже нужна. Про сувениры я вообще молчу, потому что принципиально их не покупаю. Как понять, что такси стоит не 100 долларов, а на самом деле 20? Отзывы в интернете помогут? Можно задать вопрос и получить ответ? Можно, конечно. Только далеко не факт, что на него дадут адекватный и актуальный ответ.
А ведь еще есть путеводители – куча макулатуры, в которой один уважаемый автор или группа авторов передирает у другого уважаемого автора факты, а чтобы это было не очень заметно, они наваливают на читателя обильную порцию сливок из собственного тщеславия и невежества. У меня дома куча путеводителей от самых разных издательств. Когда-то я увлекался их коллекционированием. Знаете, чем они отличаются друг от друга? Языком, ценой, картинками и годом издания. Все остальное практически одинаково. Священный трепет вокруг путеводителя Lonely Planet я уже давно не испытываю. И, кстати, BBC, которая, говорят, продала их за цену, существенно меньшую, чем цена покупки, его тоже не испытывает. Ну, все остальные-то не лучше. Dorling Kindersley, Rough Guide, Frommers. Все дерут монету за одни и те же сомнительные мантры.
И таких подводных камней – миллион. Скажете, все это ерунда – просто нужно заранее готовиться? Да, ничего другого и не остается делать. Только можно ли от этого всего получать удовольствие? Меня лично уже давно не радует мысль о том, что я скоро куда-нибудь уеду. Стресс! Стресс! Стресс! Да, потом это, конечно, компенсируется какими-то новыми впечатлениями. Но ведь был и стресс.
Как его избежать? Есть какой-нибудь выход? Я пока не вижу. Ни booking.com, ни tripadvisor с их веб.2.0-ными возможностями не спасают. Они уже давно превратились в вавилонские башни, где все что-то говорят и говорят прямопротивоположное. В России тем более нет таких сервисов. Все, что мы умеем делать, — копировать чужие модели. Да, у сервиса Ostrovok 25 млн долларов инвестиций. Это вроде бы круто. Ну так разделите эти 25 млн на 5-10 млн активных российских туристов. Получится максимум по 5 долларов на каждого. Ничтожно мало. И поэтому прямо сейчас думаю о том, чтобы запустить стартап, все эти моменты учитывающий. Минимум стресса – максимум позитивных эмоций от путешествия, от встречи с новыми странами и впечатлениями. Скажите, вам нужен такой стартап? Очень хочу услышать не только «нужен», но и критику. Она мне поможет отшлифовать идею. Всем спасибо.