Воздушная тревога. Центр "Летаем без страха"
Если верить экспертам, в нашей стране почти 20% взрослого населения подвержено аэрофобии разной степени тяжести. И это плохая новость для авиаперевозчиков. Но, возможно, хорошая — для тех, кто хочет заработать на лечении боящихся летать. Предприниматель Алексей Герваш пять лет назад открыл центр «Летаем без страха» и теперь проверяет эту идею на практике.
Аэрофобы, в особенности российские, не самый легкий контингент: болезнью свою фобию не считают, в исцеление не верят, а оказавшись по воле рока на борту самолета, норовят заняться «самолечением», приглушая страх алкоголем (каковое «лечебное» средство, кстати, возможно, очень скоро будет запрещено к проносу в салон самолета Минтрансом в рамках кампании по борьбе с авиадебоширами). Как такого вылечишь, да еще за его же собственные деньги?
Однако у Алексея Герваша — свои резоны. Его к этой миссии готовила чуть ли не вся предыдущая карьера. Когда пять лет назад он задумался о создании центра лечения аэрофобии в Москве, за плечами были годы работы пилотом в израильской авиакомпании Israir Airlines, а на руках — диплом психолога Иерусалимского университета и корочка о прохождении специального курса в Европейской ассоциации авиационной психологии.
Классический аэрофоб ему хорошо известен. «Это особые люди, — широкими мазками набрасывает он портрет. — Тревожные, мнительные, подозрительные, не умеющие делегировать полномочия, не доверяющие никому. У них есть твердая установка, что им никто не в состоянии помочь. «Не верю!» — самая распространенная фраза, которую мы слышим от тех, кто к нам приходит».
И тем не менее многое вселяло в Герваша уверенность в успехе предприятия. Конкурентов в России не было, если не считать психологических центров широкой специализации, предлагающих курсы лечения аэрофобии для ассортимента. Пассажиропоток российских аэропортов растет и, по прогнозам Международного совета аэропортов, достигнет к 2029 году 150 млн человек. Но самое главное — перед глазами предпринимателя были многочисленные примеры успешных проектов в этой области за рубежом.
Услуга по лечению аэрофобии входит в дополнительные сервисы большинства крупных иностранных перевозчиков уже почти 30 лет. Оказывают ее обычно внешние подрядчики, при этом интерес авиакомпании заключается в расширении собственной клиентской базы и зарабатывании имиджевых очков. Тем более что подмечено: бывший аэрофоб, «научившийся летать», обычно остается очень лояльным перевозчику, который помог ему избавиться от фобии.
На Западе с проблемной аудиторией работают специализированные центры, причем авиакомпания обеспечивает их всей необходимой инфраструктурой: тренажерами, экскурсиями, возможностями общения с экипажем. В любом случае такой бизнес предполагает тесное сотрудничество нескольких структур — аэропорта, авиакомпании и нередко научного заведения или университета, где серьезно занимаются изучением фобий. Так, клиника Fear of Flying, работающая с 1976 года на базе аэропорта Сан-Франциско, пользуется поддержкой таких авиакомпаний, как United Airlines, Northwest Airlines и American Airlines.
Британский авиаперевозчик Virgin Atlantic предлагает курсы по преодолению страха Flying Without Fear, которые, помимо теоретической подготовки, включают практическое занятие — «учебный» перелет курсанта регулярным рейсом в сопровождении и под наблюдением инструктора-психолога (разумеется, за счет первого). Курсанту при этом начисляется на бонусную карту 2 тысячи миль. Израильская авиакомпания El Al с 1995 года проводит семинары «Полет без страха». В штат центров, работающих в связке с авиакомпаниями, привлекаются различные специалисты, в числе которых пилоты, бортпроводники, механики, авиадиспетчеры. Инициаторы создания таких организаций — действующие или бывшие пилоты гражданской авиации.
В опыте западных коллег как раз и кроется подсказка: рентабельными такие проекты делает тесное сотрудничество с крупными игроками индустрии — перевозчиками и аэропортами — на принципах симбиоза. Правда, в России зажечь в них встречный интерес проекту Алексея Герваша бывает не просто. Пока с авиакомпаниями это сработало только один раз.
«Обычно нам отвечают, что в подобных услугах для своих пассажиров не нуждаются и что бортпроводники сами знают, как оказать помощь людям, которые боятся летать, — говорит Герваш. — Пока лишь руководство «Трансаэро» посчитало, что мы занимаемся полезным делом, и решило оказать поддержку». В прошлом году совместный проект «Трансаэро» и центра «Летаем без страха» был удостоен премии People Investor в номинации «Выстраивание отношений с деловыми партнерами и клиентами». За год курсы прошли полторы тысячи человек, еще около 6 тысяч воспользовались DVD-курсами и приложениями для iPhone. «Основная проблема аэрофобов — неосведомленность о цивилизованных способах борьбы с их фобией, — комментируют в авиакомпании. — Поэтому важно, чтобы в популяризации возможности преодоления страха участвовал авиаперевозчик».
Недавно у Алексея Герваша появился первый российский конкурент — образовательный центр «Открытое небо» в Санкт-Петербурге. «Такого рода проекты сложны, российские авиакомпании пока не готовы с нами сотрудничать, — без обиняков констатируют владельцы «Открытого неба». — Для России услуга по избавлению от аэрофобии пока весьма экзотична». Председатель Национального общества транспортной и авиационной медицины Владимир Будянский призывает все же не судить авиакомпании строго: у тех хватает забот и по основному роду деятельности — например, с обеспечением безопасности полетов. «Кроме того, — добавляет он, — с нашими авиакомпаниями подобные проекты сложно реализовывать еще и потому, что все решения обычно принимаются на самом высоком уровне».
Как строится курс лечения от аэрофобии? Сначала диагностируется причина ее возникновения. Тут может всплыть что угодно — от глубоко укоренившегося отношения к самолету вообще как к источнику угрозы для жизни до боязни замкнутого пространства или высоты, которая проявляется в виде панических атак. «Есть даже перфекционисты с установкой: если бы авиация была абсолютно безопасной, я бы летал», — говорит Алексей Герваш.
После выяснения причин можно переходить к разработке плана терапевтических действий. Первое, что делает инструктор, — пытается выявить ошибочные представления о самолетах и заменить их реальными фактами и знанием законов физики, аэродинамики, навигации, метеорологии. Воздействие на «рацио» дополняется изучением физиологии страха и методов контроля гормона стресса. Далее курсанты переходят к практическим занятиям на специальных тренажерах. Благодаря стереоскопическому оборудованию с использованием технологии виртуальной реальности человек примеряет на себя роль пассажира и погружается в среду, воссоздающую состояние полета.
Помимо этого, аэрофоб может взглянуть на взлетно-посадочную полосу глазами экипажа, забравшись в специальный тренажер-симулятор кабины лайнера Boeing 737 на подвижной платформе. По словам Герваша, на тренажерах люди учатся контролировать поведение при любых движениях самолета, в том числе и в условиях турбулентности, которая у многих вызывает страх. Наконец, последний и самый ответственный этап — это настоящий полет на обычном рейсе (обычно в Санкт-Петербург и обратно) для закрепления навыков и в качестве своеобразного «экзамена».
Среднестатистический западный европеец, имеющий обыкновение регулярно пользоваться услугами личных психиатров и семейных психологов, вполне нормально воспринимает такие курсы и их стоимость — около тысячи евро. А как среднестатистический россиянин? (Тем более что стоимость курса у Алексея Герваша весьма приближена к «западноевропейской».)
Основатель «Летаем без страха» уверен, что это дело привычки, которая постепенно сформируется. Пока же он налаживает рабочие контакты с другими союзниками в деле борьбы с аэрофобией — аэропортами. Вот-вот откроется филиал его центра в одном из терминалов Шереметьева. Помимо прочего, он будет устраивать для закоренелых аэрофобов и просто любопытствующих экскурсии по аэропорту.