Как заставить идею приносить доход: стартап-культура в России
В Америке процент стартапов, которые переросли в успешный бизнес, пока гораздо выше, чем в России, и это естественно. За те 50 лет, которые существует этот сектор на Западе, смогла сформироваться определенная культура инновационного бизнеса, механизмы поддержки, различные формы инвестиций.
«В России еще не сложилась культура стартапов, сложно искать источники финансирования. На Западе у стартапера есть масса возможностей для развития - тысячи венчурных фондов, или бизнес-ангелы, то есть частные инвесторы, которые готовы вложить собственные деньги в новый проект. У нас с этим проблемы. Трудно найти венчурный фонд, а ангелов практически нет», - рассказывает Александр Свинин, основатель и руководитель проекта Smart Start, который представляет собой удобный инструмент для поиска работы и стажировки для студентов и выпускников с помощью социальных сетей.
Проект существует 1 год и 4 месяца, и, по словам Александра Свинина, в стартап пришлось вложить 1 млн руб. из личных сбережений. По мере развития Smart Start удалось привлечь дополнительные средства из венчурных фондов. И примерно через год после запуска проекта он вышел на самоокупаемость и начал приносить прибыль. В планах Александра дальнейшее развитие проекта и создание на его основе новых сервисов, в частности формирование кадрового резерва из лояльных соискателей. Это позволит компаниям быстро заполнять вакантные места, а кандидаты будут знать, что у них есть отличные шансы устроиться на работу.
Еще один важный вопрос, который затрагивает Александр, - будущая судьба стартапа. На Западе успешный проект в итоге приобретается крупными компаниями, то есть у стартапера есть возможность довести свое детище до логического конца. «Если западные корпорации, тот же Google или Microsoft, следят за стартапами и покупают самые технологичные и перспективные из них, то в России складывается печальная ситуация. Наши крупные компании (Mail.Ru Group, «ВКонтакте», «Яндекс») не особо интересуются подобными проектами», - сетует основатель Smart Start.
В топ-5 причин гибели стартапов отсутствие инвестиций, кстати, отнюдь не на первом месте. В первую очередь стартап губит отсутствие интереса у целевой аудитории, на втором месте – отсутствие потребности в продукте. Не менее важно правильно подобрать для своего проекта команду, ее отсутствие - это третья по популярности причина провала, далее идет плохой маркетинг и лишь потом недостаток средств.
В первую очередь молодым людям, которые хотят сделать успешный стартап, нужно научиться правильно расставлять приоритеты. Например, бизнес-план в случае стартапа не является необходимым условием проекта. «Напротив, когда речь идет о стартапе, бизнес-план контрпродуктивен, он не отражает никаких реалий, - делится своим мнением председатель совета директоров «Юниаструм Банка», президент Института финансового планирования Георгий Писков. – Если твой бизнес на данный момент только идея, что ты можешь знать о нем наверняка? Пока это только гипотеза, и бизнес-план в этом случае несет в себе априори либо излишний консерватизм, либо излишний оптимизм, и то, и другое противопоказано бизнесу».
«Если ты делаешь, например, приложение для мобильного телефона, напиши его сам или с 2-3 друзьями, с кем впоследствии ты разделишь прибыль, если твой продукт будет интересен потребителю. На первом этапе не надо пытаться действовать, как большое предприятие: составлять бизнес-план, искать инвесторов, готовиться к выходу на биржу - сделай продукт и заработай на нем деньги, быстрее, пока кто-то другой его не придумал», - говорит Г. Писков.
«Главное отличие российских стартапов от западных в том, что они могут оставаться стартапами годами, а этого не должно быть. Стартап должен либо превратиться в успешное предприятие через 6-8 месяцев, либо умереть – больше времени у него нет, все остальное – это пустая трата денег. У нас в России другая валюта времени, и в этом наша беда, если в Америке, в Силиконовой долине, валюта времени - день, то у нас эквивалентная минимальная валюта времени – месяц», - добавляет Георгий Писков.
Где искать капитал для развития идеи
Если идея оказалась сама по себе жизнеспособной, приходится, как правило, искать способы для привлечения инвестиций на развитие своего проекта. В России сегодня чаще всего это личные средства собственника. 64,6% респондентов (3 тыс. 628 человек) считают личные накопления наиболее удобным и приемлемым источником для открытия своего дела – таковы результаты опроса, который проводился на сайте rbc.ru.
В ноябре 2012 года Альмир Салимов запустил проект под названием OnTheList. Это престижная социальная сеть для успешных людей - менеджеров среднего и высшего звена. Примечательно, что OnTheList призван наладить контакт между людьми именно в реальности. С помощью этого проекта удобно назначать деловые встречи, важные свидания и так далее. Стать участником OnTheList можно после тщательной проверки ваших данных в других соцсетях. Это делается для того, чтобы избежать появления ненастоящих анкет (что распространено в массовых социальных сетях).
Для того чтобы запустить проект, Альмир Салимов использовал личные накопления в размере 5 млн руб. Примерно через пять месяцев после запуска он вышел на самоокупаемость. В планах на будущее - выход на международный уровень (сейчас участниками OnTheList являются только жители Москвы) и внедрение в крупные европейские города.
По словам Альмира, основная проблема со стартапами в России - недостаточное число инвесторов и их низкая концентрация в определенных местах. «Если вспомнить Силиконовую долину, то там воздух пропитан бизнесом. Инвесторов можно найти в любом баре», - рассказывает он. Плюс ко всему в России явно не хватает фондов, есть лишь несколько крупных, которых не хватит на все проекты. Также отечественные стартапы ориентированы в основном на внутренний рынок, а американские проекты имеют массу возможностей выхода в Европу и даже в Азию. «Кроме того, есть некоторые особенности национального менталитета. Многие держат свою идею втайне, боятся, что ее украдут и воспользуются. Но как же тогда привлекать инвесторов, если не рассказывать о своем проекте. Я считаю, что этот страх необоснован, ведь никому не нужна голая идея без реализации и нормальной разработки», - заключает Альмир Салимов.
Еще один эффективный вариант для стартапа - венчурные фонды, которые финансируют понравившийся проект с целью повысить его капитализацию, а потом продать его другому инвестору. Проще говоря, венчурный фонд вкладывает деньги в стартап и надеется получить в будущем хорошую прибыль – это одна из самых распространенных форм привлечения капитала в США и Европе.
Так, корпорация Google занимается поиском и развитием интересных проектов и вкладывает в них большие деньги. К примеру, в августе этого года Google Ventures выделил 258 млн долларов на разработку мобильного приложения Uber, с помощью которого можно вызывать и оплачивать такси. В России тоже есть венчурные фонды, но они по большей части занимаются финансированием государственных проектов.
В 2013 году 2,18 трлн рублей в рамках госбюджета было выделено на реализацию инновационных программ и проектов. Больше всего инвестиций направлялось в сферу информационно-телекоммуникационных технологий – 35,9%. Далее следуют биотехнологии и медицина – 29,8%, энергетика и энергосбережение - 28,1%. Меньше всего денег было выделено на авиационные и космические системы (1,1%) и сельскохозяйственные технологии (1,1%).
По словам Никиты Куприкова, который представляет лабораторию «Астрономикон», в России до сих пор не сформировался работающий механизм помощи стартаперам. «К примеру, NASA сознательно взаимодействует с маленькими компаниями и снабжает их заказами. А мы вынуждены обращаться в Роскосмос за лицензиями и стоять в очереди наравне с гигантами отрасли. Никаких поблажек нет», - рассказывает он.
Проект «Астрономикон» стартовал в 2009 году, специалисты занимаются разработкой малых космических аппаратов. Основное достижение «Астрономикона» - платформа «Синергия», предназначенная для проведения научных, образовательных и технических экспериментов.
Для того чтобы проект начал работать, пришлось вложить 2 млн руб. из собственных денег. Через некоторое время удалось привлечь средства из Фонда Бортника, который занимается помощью в развитии малых предприятий в научно-технической сфере. Основную прибыль лаборатории «Астрономикон» приносит аутсорсинг. Во время разработки космических аппаратов у команды накопился большой опыт в различных технических сферах, и теперь ее знания востребованы у некоторых компаний.
Еще одна проблема - малое число венчурных фондов и их специфическое поведение. «Если с Фондом Бортника или с фондом “Сколково” можно работать нормально, то Роснано или РВК ведут себя агрессивно и забирают весь проект себе, оставляя стартапера в лучшем случае в роли менеджера», - делится Никита Куприков.
Разумеется, российский и зарубежный опыт стартапов различаются, у каждого из них есть своя специфика. И некоторые методы поиска стартового капитала из тех, которые на Западе уже давно и успешно работают, могут показаться нам экзотическими. Например, краудсорсинг. Представьте себе, вы публикуете в интернете свою бизнес-идею, описываете ее преимущества, а люди голосуют за нее собственными деньгами. Крупнейший в мире краудсорсинговый портал в мире - Kickstarter - дал билет в мир большого бизнеса сотням оригинальных проектов. В основном эти проекты связаны с информационными технологиями и развлечениями.
Людям удается собрать несколько миллионов долларов на разработку нового гаджета или на съемки фильма. Также интернет-аудитория с удовольствием финансирует создание новых компьютерных игр и мобильных приложений. Крупнейший по количеству привлеченных средств проект собрал более 10 млн долларов от 70 тыс. человек. Они были потрачены на разработку умных часов Pebble.