Тест на выживание. Как определить жизнеспособность бизнес-идеи
Прежде чем потратить на стартап $10 тыс., стоит выяснить, а действительно ли гениальная бизнес-идея способна трансформироваться в доходное предприятие. Бизнесмены рассказали, какие вопросы стоит задать себе, для того чтобы грамотно оценить перспективы идеи.
ВОПРОС №1: Можно ли сформулировать бизнес-идею в двух словах?
Важно уметь рассказать о бизнес-идее буквально в двух предложениях. Венчурные инвесторы отводят авторам идей не так много времени на презентацию проекта — иногда не более 5 минут. «Я использую «тест на бабушку». Задаюсь вопросом, а зачем он моей бабушке? Многие не знают, что ответить», — рассказывает председатель правления фонда «Техномост» Максим Школьник. Этот подход можно взять на вооружение для тестирования любой бизнес-идеи. Если бизнесмен не в состоянии несколькими словами объяснить ценность продукта или услуги, то, скорее всего, ее не обнаружат и покупатели.
ВОПРОС №2: Правильно ли выбрана ниша?
«Главное — никогда не начинать бизнес в нише, где уже есть сильные игроки (еще хуже — транснациональные корпорации), или в сегменте, к которому они проявляют интерес», — говорит Дмитрий Чекалкин, собственник компании Diva Production. Мелкому бизнесмену не по зубам отвоевать у них даже сотую долю рынка. Лучше найти небольшую нишу, но попытаться занять в ней 20-30%. В то же время не стоит увлекаться перспективами создания рынка с нуля. Может оказаться, что рынок отсутствовал по вполне объективным причинам. Бизнесмены порой переоценивают оригинальность своих идей. Совсем не обязательно, что за светящимися в темноте тапочками выстроится очередь покупателей, а нескольких клиентов недостаточно для прибыльной работы предприятия.
ВОПРОС №3: Стоит ли начинать бизнес с сокращения расходов?
Недооценка порога входа на рынок и отсутствие ресурсов для поддержания бизнеса — являются одной из основных причин закрытия мелких фирм на ранних этапах их существования. Поиск каналов снижения издержек иногда оказывается единственно возможной стратегией для выживания. Мелкие предприниматели часто становятся заложниками постоянно повышающихся арендных ставок. Аренда офиса достигает порой трети расходов фирмы, поэтому предприниматели принимают решение о переносе производства из столицы в регионы, ограничиваются созданием виртуальных офисов в сети, организуют бизнес на дому.
ВОПРОС №4: Как рынок узнает обо мне?
Шансов придумать идею для бизнеса, о которой рынок заговорит сам, не так много, поэтому реклама оказалась одной из обязательных статей расходов девяти из десяти предпринимателей, ставших героями этого спецпроекта. «Если я перестану давать рекламу, то мой бизнес остановится», — так определил ее важность один из участников спецпроекта. Предприниматели отмечают растущую эффективность рекламы в интернете — привлекает ее дешевизна при постоянном увеличении аудитории сети. Свой сайт, создание которого обойдется в $300-400, поможет продвижению бизнеса.
ВОПРОС №5: Где и как искать покупателей?
«В продажах есть хорошее правило «4В» — всегда, всюду, везде и всем. Где бы ты ни был, везде можно найти своего клиента. Как-то я обедал в ресторане и громко разговаривал по телефону с клиентом, для ребенка которого подыскивал няню. Разговор услышала женщина, сидевшая за соседним столиком. Впоследствии она стала клиентом моего агентства», — рассказывает Олег Соловей, собственник фирмы по подбору персонала для детей. Предприниматели подтвердили, что на создание нормальной базы клиентов уходит от 2-х до 6-ти месяцев. Обдумав заранее список потенциальных клиентов, которые бы вытянули компанию на момент запуска, предпринимателю удастся сократить эти сроки.
ВОПРОС №6: Надо ли искать пространство для диверсификации бизнеса?
Даже если фирма оказывается первой в своей нише, это лишь временное преимущество, и конкуренты не заставят себя ждать. Удержание своих позиций потребует быстрых шагов, которые стоит продумать заранее — это может быть расширение слуг, брендирование продукта, обновленная рекламная кампания и т. д. «В рамках выбранной нами ниши, мы разрабатываем новые направления для того, чтобы создать барьеры в отрасли. Новичкам нас догнать уже будет не так легко. Если мы смогли стартовать с двух тысяч долларов, то новым игрокам нужно потратить уже в 10 раз больше», — рассказывает Леонид Красавцев, один из собственников компании «Простобанк Консалтинг».