Подсмотрено: бизнес на рассаде
Многие сегодня фантазируют на тему организации своего бизнеса. Думаю, гадают, обсуждают. Есть множество форумов, где эти обсуждения происходят, где вас ожидают множество рекомендаций на счет того, с чего начать свое пусть маленькое, но все же дело.И конечно всех интересуют в первую очередь советы практические, то есть не сухая статистика, а рассказы людей, которые уже чего-то в этом плане добились. И вот на одном из форумов, посвященных организации малого бизнеса, попалась мне на глаза «исповедь» одной дамы, которая свое увлечение садоводством превратила в способ заработка.
Сумма, которую Ирина потратила на то, чтобы начать свой маленький цветочный бизнес, смехотворна. Каких-то 50 тысяч рублей. Если почитать бизнес-планы, которыми изобилует Интернет, становится ясно, что деньги и в самом деле небольшие. А вот окупаемость составляет, как нас уверяют, 300%! Что совсем не мало.
На что же ушли названные 50 тысяч?
Естественно на самое необходимое! Грунт, семена, удобрения, тара для выращивания рассады и, конечно, специальное оборудование, необходимое для обеспечения комфортных для рассады условий.
Прежде всего, это специальные ультрафиолетовые лампы, или, как еще их называют, лампы досвечивания или фитолампы. Они обеспечат необходимый уровень освещенности в те зимние месяцы, когда начинается высадка рассады. Около 20 тысяч рублей ушло только на них. Одна такая лампа стоит от 1,5 до 5 тысяч рублей. А, значит, вам потребуется от 4 до 15 таких ламп.
Порядка 15 тысяч у Ирины ушло на семена. Она покупала их в специализированном магазине, но можно сделать это и через Интернет. На семенах наш начинающий предприниматель Ирина решила не экономить, брала хорошие дорогие сорта. Изначально Ирина выращивала рассаду цветов и овощей, но в процессе работы оказалась, что огурцы и помидоры на рынке рассады неконкурентоспособны. Победу с большим отрывом одержали цветы! Ирина выбирала популярные сорта: виолы, петуньи, пеларгонии, бальзамины.
Некто Виктор, как и я наткнувшийся на рассказ Ирины на форуме, посоветовал помимо цветов для клумб выращивать еще и экзотические комнатные растения, например, популярные сегодня адениумы.
Следующая статья расходов – тара для рассады. Это всевозможные кашпо, поддоны, пластиковые стаканы и т.д. На них у Ирины ушло около 6,5 тысяч рублей.
Еще около 5 тысяч было потрачено на грунт. В эту группу Ирина внесла не только субстрат, но также вермикулят и керамзит, которыми наполняется тара для рассады. В качестве субстрата нам советуют Агробалт. Конечно, это не самый дешевый, но зато качественный грунт, заслуживший у отечественных садоводов высокие оценки.
И последняя, но не по значению, статья расходов – это удобрения. Здесь Ирина предложила нам удобрения марок Эпин, Ферровит, Акварин, Кемира Люкс.
Ирина живет в частном доме. Теплиц у нее на тот момент не было, но пространства, как я понял, было достаточно, чтобы разместить нмалое количество рассады. В течение первого года, как нас уверяют, было посажено 5000 растений. Ирина начала посадки в феврале, а активные продажи пошли уже в мае-июне.
На начальном этапе Ирина не стала оформлять себя как юридическое лицо или даже индивидуального предпринимателя. Вместо этого было зарегистрировано личное подсобное хозяйство. Но тут есть один нюанс. ЛПХ освобождены от налоговой отчетности и т.д., но могут возникнуть определенные сложности при работе с юридическими лицами. Для того чтобы работать с ними без лишних проблем, необходимо зарегистрировать ООО, что несколько позже и сделала Ирина. Все-таки терять корпоративных клиентов из-за сложностей при оформлении сделок для начинающего предпринимателя очень не практично.
Первоначально торговать рассадой на рынке Ирина не планировала. Она завела сайт в Интернете, где подробно рассказывала о буднях своих «питомцев». Ставка делалась на личностный подход, и номер удался. Многие клиенты пришли к Ирине именно через этот сайт. Но, в конечном счете, на рынок нашему садоводу-любителю, выйти все же пришлось. Участвовала Ирина и во всевозможных ярмарках. А вот сдавать растения в магазины уже упоминавшийся выше Виктор нашей новоиспеченной предпринимательнице не рекомендовал – выиграли бы от этого сотрудничества разве только сами магазины.