Просто ли сегодня запустить интернет-бизнес?
Что проще: запустить интернет-продажи или открыть «настоящий» офлайн-магазин? Казалось бы, ответ очевиден.
Первое десятилетие новой эры принято называть «бумом доткомов» (от последней части доменного имени .com) – именно в этот период впервые появилось большое количество онлайн-бизнеса.
Предпринимательское сообщество охватила эйфория, когда стало понятно, что интернет-торговля способна принести доход, минуя традиционные издержки на организацию продаж в офлайне (аренда помещения, содержание штата продавцов и так далее). Начиная с 2000 года и вплоть до настоящего времени доля электронной коммерции в ритейле неуклонно растет – в США, например, она увеличилась за эти годы до 15% (в России – до 3%).
Сегодня e-commerce – это уже развитый рынок с высокой конкуренцией и гораздо более требовательным покупателем, чем еще 15 лет назад. Гиганты торговли задействуют всю технологическую мощь, включая самые передовые инструменты вроде искусственного интеллекта и анализа больших данных, чтобы узнать о покупателях буквально все, привлечь их и удержать. Поэтому начинающих предпринимателей, которые верят мифу «в интернете все просто», ждет разочарование. Для успешного запуска онлайн-продаж нужна проработка многих ключевых точек процесса, как и в любом бизнесе.
Стало проще в вопросе «где продавать», но не «как» и «что»
Конечно, вместе с развитием рынка для предпринимателей появилось большое количество готовых решений – в этом смысле сегодня запустить продажи проще, чем когда-либо. Так, маркетплейсы снимают все вопросы по разработке и поддержанию собственного сайта. Эта модель организации продаж сегодня является самой популярной в мире (более половины всех покупок – Forrester Analytics), а собственные интернет-магазины отходят на второй план. Маркетплейсы привлекают мощный трафик пользователей, дают возможность принимать все возможные виды электронных платежей, а иногда и помогают организовать доставку.
В полноценные каналы продажи превратились и социальные сети. Эксперты
говорят о том, что почти половина малых предприятий российского бизнеса продвигает себя в Instagram. Это одна из самых популярных платформ в мире для реализации продаж – благодаря тому, что пользователи сегодня ценят простой и наглядный графический контент – и с гораздо большей охотой смотрят фотографии или видео, чем читают текст.
Что самое сложное для малого бизнеса?
Несмотря на то, что с площадками для торговли все стало проще, в концептуальном смысле бизнес усложнился. Продажи сегодня немыслимы без смысловой «упаковки» продукта, которая бы идеально соответствовала нуждам аудитории. В свою очередь, потенциальных покупателей следует изучать, сегментировать и таргетировать. Эти задачи стоят перед бизнесом любого уровня, и малый – не исключение. В ситуации, когда гиганты ритейла применяют максимальный таргетинг и «достают» своих подписчиков в момент возникновения у них потребности в товаре (или даже чуть раньше), у торговли «по старинке» с тетрадкой и карандашом нет никаких шансов.
Одним из главных вопросов для малого бизнеса в интернете остается соответствие сервиса стандартам, принятым в отрасли. Электронные платежи победили наличные: на них к концу 2019 года придется более 55% всех транзакций онлайн-торговли. Да, продавать через Instagram просто и удобно (если решены все вопросы по концепции предложения и нише), но большим минусом этого канала остается отсутствие функции приема электронных платежей. На данный момент Instagram запустил бета-тестирование прямых покупок через приложение на территории США. В России торговые площадки уже начали работать в этом направлении и предлагать решения, которые нивелируют проблему: мы и сами подключились к процессу, запустив Insta.robo.market, который позволяет продавцу автоматически и бесплатно выгрузить Instagram-витрину на маркетплейс и начать принимать интернет-платежи. Впрочем, сегодня Instagram – одна из наиболее популярных и «продающих» площадок – в обозримое время стоит ожидать появления новых проектов и сервисных решений, которые будут играть роль сателлитов популярной площадки.
Закон 54-ФЗ: как малому бизнесу облегчить себе жизнь
До недавнего времени интернет-торговля оставалась вне поля пристального контроля ФНС и других органов власти, но, как известно, все изменилось с введением закона 54-ФЗ об онлайн-кассах. Теперь каждый предприниматель обязан проводить все продажи через специальную ККТ, которая в минимальной комплектации вместе с ПО и первым годом услуг ОФД обойдется, по оценкам экспертов, примерно в 22-28 тысяч рублей. При этом во многих случаях одной кассы недостаточно, а технику в дальнейшем нужно обслуживать и перепрошивать каждый раз, когда государство надумает внести изменения, касающиеся кассовых чеков.
Можно ли в онлайн-торговле обойтись без покупки ККТ и продолжать работать легально? Можно, но только в ряде случаев:
- Прием платежей через курьерскую службу с фискализацией на ее стороне. Такой вариант означает, что все хлопоты в рамках 54-ФЗ ложатся на службу доставки (у нее своя ККТ, договор с ОФД и ЭЦП). Но это автоматически возвращает к невозможности приема онлайн-платежей, что в конечном итоге приведет бизнес в тупик.
- Подключение облачной кассы. Аренда кассы у удаленного провайдера – вариант не слишком экономичный (2200-4500 рублей в месяц), но в какой-то степени бесхлопотный. Поставщик сервиса сам обслуживает свою технику, а предпринимателю не нужно тратиться на ремонт и перепрошивку ПО. Ставить ККТ на учет в налоговой все же придется, как и прибегать к помощи специалистов для интеграции облачного сервиса с интернет-магазином и его платежной системой.
Решение подойдет тем, кто только тестирует продажи, а также тем, кто содержит собственный штат курьеров, но не может позволить себе покупку кассы для каждого из них. Ведь с недавнего времени обязанности выдавать бумажный чек при доставке у курьеров нет – достаточно электронного, который можно «пробить» в личном кабинете на сайте провайдера облачных услуг и отправить покупателю с обычного смартфона.
- Торговля через действительного платежного агента. Некоторые платежные системы – например, Best2Pay и Robokassa – могут одновременно (и безвозмездно) выступать действительными платежными агентами, проводя транзакции подключенных интернет-магазинов через свои ККТ. Это означает, что фискализация полностью ложится на их плечи, включая договор с ОФД и передачу сведений в налоговую.
Я затронула лишь некоторые актуальные сегодня вопросы. Рынок электронной коммерции усложнился, просто хорошего товара и сайта уже недостаточно – нужно выстраивать концепцию бизнеса, постоянно анализировать собственные процессы, проводить цифровую оптимизацию посредством профессиональных CRM-систем, программ для сквозной аналитики и документооборота, сегментации аудитории и связи с ней через соцсети и мессенджеры.
Также по описанным примерам становится ясно, что инструментария и готовых решений для оптимизации бизнес-процессов стало больше, и тенденции рынка свидетельствуют о том, что подобные предложения будут количественно расти и совершенствоваться по своему функционалу. Для тех, кто действительно хочет получить хорошие результаты в сфере e-commerce – все пути открыты! Главное – быть заинтересованным своим делом и не лениться искать новые инструменты для решения задач, которые рынок будет продолжать создавать.
Автор: Татьяна Глазачева
Читайте также: Правила хорошего SMM: как продвигаться малому бизнесу