Растаможка товара из Китая: 3 основных этапа
После привоза товара в страну предпринимателю придется столкнуться с таможней. Гарантия ее успешного прохождения — правильно заполненная декларация и своевременная уплата всех необходимых пошлин и платежей. Какие риски существуют и на что следует обратить внимание?
Для подачи декларации необходимо определить код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) товара, заполнить декларацию, а также предоставить всю разрешительную документацию. Последняя зависит от того, какой именно товар растаможивается. В большинстве случаев достаточно обычного сертификата соответствия (если вы везете не детские, не медицинские товары, не продукты и не «сложные товары», которые должны пройти обязательную сертификацию).
Как платить? Сначала оплачивается таможенная пошлина, затем — НДС, потом — таможенный сбор. Если вы подакцизная компания, то ко всему вышеперечисленному придется прибавить еще и акцизный сбор.
Этап 1 — Декларация
Передвижение всех грузов международной торговли регулируется различными договоренностями. Например, в ООН есть специальный протокол, согласно которому большинство стран мира договорились классифицировать товар. В России эта классификация называется ТН ВЭД — Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Чтобы растаможить товар и ввести его в обращение на территории Таможенного союза (на 01.02.2015 в ТС входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения), необходимо, прежде всего, определить так называемый код ТН ВЭД.
Собственный код ТН ВЭД присваивается любому продукту, товару или изделию. Он устроен «от общего к частному»: сначала идет группа, потом — подгруппы, потом — те или иные классификации, и в конце — собственно товары. Товары распределяются по правилу: чем сложнее изделие, тем к более высокой группе оно относится. Если вы импортируете два вида товаров — ручку и пенал, то весь товар будет ввозиться и растаможиваться по классификации пенала, потому что он — технически более сложное изделие, чем ручка. Присвоением ТН ВЭД могут заниматься специально обученные люди. Вы можете иметь такого человека в штате или обратиться к таможенным брокерам или транспортным компаниям, которые осуществляют международные поставки «под ключ».
Некоторые начинающие бизнесмены пытаются на первых порах делать это самостоятельно. Первое время им это удается делать, но рано или поздно они натыкаются на грабли.
Я бы не советовал экспериментировать с кодами ТН ВЭД. Есть товары, которые кодируются неоднозначно, и в этих случаях предпринимателю может грозить административная и уголовная ответственность.
Если вы закодируете товар неправильно и подадите такую декларацию, а таможня установит это постфактум (таможня имеет право проверять товар в течение 3-х лет после выпуска декларации), вас могут обвинить в перевозке через границу незадекларированного товара, то есть контрабанды. А наказание контрабандистам предусмотрено и в Административном, и в Уголовном кодексе.
Этап 2 — Растаможка
Для всех стран Таможенного союза требования растаможки одинаковы. Формально для прохождения таможни достаточно подать правильно оформленную декларацию, приложить определенный комплект документов, которые требуются для груза, и ждать решения таможенного органа.
Плюс многолетнего опыта международной торговли в том, что ты можешь подавать декларации заранее, заранее согласовывать те или иные спорные позиции. Ведь иногда таможенники сами не знают, как правильно задекларировать тот или иной товар. И на этот случай у них есть своя внутренняя система, которая называется СУР — система управления рисками. Эта система в конечном счете и решает, что нужно сделать с декларацией и товаром. В некоторых случаях можно сразу выпустить товар в свободное обращение, в других — произвести досмотр или запросить дополнительные документы, проверить компанию на офшоры и пр. Это то, что делают таможенники, руководствуясь внутренними нормативными правилами таможни. По идее, эти правила тоже должны быть едины, но иногда на разных таможнях они отличаются. И таможни порой с одним и тем же товаром поступают по-разному, потому что по-разному трактуют эти правила.
Есть таможни специализированные и есть таможни общего профиля. В числе специализированных, например, акцизный пост, где проходят все акцизные товары. Или таможни, которые специализируются на определенных товарах: продуктах питания или цветах. Потому что цветы таможить 2-3 дня — непростительная роскошь, они могут просто завянуть.
«Плохие» и «хорошие» таможенные посты — это посты, с которыми у вас сложились «плохие» или «хорошие» отношения.
Большинство таможенных постов находятся на границах России. Но есть исключения: Рязанская таможня, Московская таможня, например. Ты можешь выбрать любую таможню, в зависимости от логистики. Можешь выбрать Владивостокскую таможню, а затем везти товар в Москву, можешь выбрать таможню в Брянске, а потом везти товар на Ямал. Но поскольку разные таможни, как я уже говорил, по-разному трактуют те или иные нормативы, то растаможка на одной таможне может стоить в разы дороже, чем на другой. Это вызвано тем, что существует понятие «профиль риска», который у каждой таможни отличается. Если товар, который вы заявляете таможне, стоит дешевле, чем «профиль риска» по нему, то таможня задаст безумное количество вопросов — почему вы ввозите этот товар дешевле. Например, если вы везете 3 ящика ручек стоимостью 1 руб. 20 копеек, то это нормально, а если вы везете контейнер ручек стоимостью 1 руб. (ниже «профиля риска»), то это таможню может насторожить.
На каждый товар есть нетарифное регулирование — сбор документов для получения определенной сертификации для каждого товара. Например, все детские товары, которые ввозятся на территорию РФ, должны быть сертифицированы специальным образом. Для этого в большинстве случаев в специальные сертификационные органы надо предоставлять образцы товаров — чтобы получить сертификат, что товар безопасен для использования детьми. Однако часто ты можешь получить сертификат без предоставления товара, без тестирования товара. Например, на основе фотографий.
У нас был случай, когда контрабандой посчитали блокноты. Они простояли на таможне четыре месяца. Причина — низкая стоимость. У нас на тот момент был крупный долгосрочный контракт с компанией из Китая, поэтому нам сделали большую скидку на эти блокноты. А на таможне сказали, что эти блокноты так дешево стоить не могут. Чтобы вызволить партию товара, пришлось собирать кучу документов, поднимать электронную переписку с представителями китайской компании и показывать письма, в которых было прописано, что мы купили эти блокноты именно по той цене, какую заявили на таможне.
Был и другой случай. Мы растаможивали промышленный котел через Санкт-Петербург. Котел был более 7 метров высотой и весил несколько тонн. Но на таможне нам сказали: «Ребята, по данным нашего кода, ваш котел на самом деле стоит в два раза дороже, чем вы заявили. Поэтому мы предлагаем вам заплатить в два раза больше таможенных пошлин». А «в два раза» означало сотни тысяч долларов. Мы начали выяснять, почему так произошло, и выяснили: раньше через эту таможню провозили какой-то котел с определенной стоимостью. И на основе этих данных таможенники рассматривают и остальные котлы. Мы же тоже заявили по ТН ВЭД наш котел как котел, но тот котел весил 5 килограмм. Соответственно, в пересчете, сравнивая стоимость 5-килограммового котла и нашего, получается, что наш будет стоить в разы дешевле. И мы очень долго с этим разбирались, предоставили огромное количество документов и решили этот вопрос в досудебном порядке в нашу пользу.
Этап 3 — Оплата пошлин
Таможенные сборы можно разделить на три большие части. Если мы не платим акциз, то с остальных товаров платится пошлина (в России на 95% товаров это от 0 до 20% от стоимости контракта), НДС (0%, 10% или 18%) и собственно таможенный сбор — это маленькая величина, не превышающая 0,5% от стоимости контракта.
Если брать по максимуму, то формально сбор должен составлять не более 45% стоимости контракта. Но в реальности на таможне придется оставить больше денег, потому что существуют специфические пошлины, которые платятся не от стоимости контракта, а за определенную единицу измерения товара. Есть пошлины, которые платятся за объем двигателя, так растаможиваются все автомобили. Есть пошлины за килограммы, так растаможиваются текстиль или мебель. Поэтому зачастую разница между ценой на фабрике и ценой в странах Таможенного союза достигает не менее 70%, а в некоторых случаях может быть и вовсе 200% (ротанговая мебель из Индонезии или недорогой холодильник из Китая).
Автор: Константин Бушуев, сооснователь компании