Российский малый бизнес в цифрах
Сколько россиян хочет заниматься предпринимательством и сколько делает это на самом деле.
Каждый третий россиянин хочет открыть свой бизнес, свидетельствуют данные опроса, опубликованные Всероссийским центром изучения общественного мнения в понедельник — однако лишь 17% делают какие-либо шаги в этом направлении и всего 3% по факту имеют собственное дело. Ibusiness решил посмотреть на то, какие отрасли больше всего привлекают начинающих предпринимателей, и в каких областях им на самом деле удается построить компанию.
За 25 лет интерес к предпринимательству у россиян почти не изменился
Сейчас завести свое дело хотели бы 34% россиян, в 1991 — 29%. Количество людей, которые принципиально не хотят заниматься бизнесом, выросло куда заметнее — с 49% до 60%. В ВЦИОМ, впрочем такую динамику интерпретируют как положительную: 25 лет назад россияне имели достаточно отдаленное представление о бизнесе и экономике, поэтому нынешние потенциальные бизнесмены отвечают на вопрос более осознанно. Также авторы опроса указывают на рост числа будущих бизнесменов, которые уверены в том, что им удастся открыть компанию (с 35% до 71%). Вдвое выросло число опрошенных, которые прикладывают активные действия к основанию собственной компании (с 8% до 17%).
Самой привлекательной для будущих бизнесменов является розничная торговля
24% людей, собирающихся завести собственное дело, хотят заниматься этой отраслью. Сферам общественного питания, транспорта и бытового обслуживания (это одна категория в исследовании) отдали предпочтение 17% опрошенных. Пищевой промышленностью и товарами народного потребления хочет заниматься 14% — столько же хочет работать в области медицины, культуры, образования или досуга. Компьютерными технологиями и наукой хочет заниматься 4%, меньше только у биржевого, банковского и страхового дела (3%).
По мировым меркам у российской молодежи довольно высокий интерес к бизнесу
Компания PWC проводила сравнительный анализ миллениалов в разных странах. 59% опрошенных молодых россиян заявило, что рассматривают возможность заняться собственным бизнесом — в то время, как в среднем по миру эта цифра составляет 43%. Это при том, что по данным агентства Initiative около 81% российских миллениалов боится остаться без денег на повседневные расходы (против 52% по всему миру).
За последние пять лет число зарегистрированных малых предприятий выросло на 6%
По данным Росстата в 2010 году в России было 229 тысяч малых предприятий, в 2015 году — 242,7. В методологии авторов отчета малыми предприятиями являются компании, в которых работает от 16 до 100 человек, а оборот не превышает 400 миллионов рублей в год. Таким образом, фирмы с менее чем 15 сотрудниками и оборотом до 60 миллионов рублей считаются микропредприятиями, а компании с оборотом до миллиарда рублей, в которых работает до 250 человек — средними. Также не учитываются предприятия, которые более чем на 25% принадлежат государству или более чем на 49% — крупным компаниям или иностранным юридическим лицам.
Также в период с 2010 по 2014 года растет число микропредприятий — с 1,4 миллиона до 1,9. А вот средних предприятий стало почти вдвое меньше — с 25,2 тысяч в 2010 году до 13,7 тысяч в 2014.
Чуть меньше половины малых предприятий занимается предоставлением потребительских товаров и услуг
По данным Росстата по итогам 2015 года около 30% компаний занимается оптовой и розничной торговлей, около 3% — ремонтом транспортных средств и товаров личного пользования, еще 4,1% — это рестораны и гостиницы. 19% занимаются недвижимостью (аренда и предоставление услуг), 14% — обрабатывающие производства (сюда входит помимо всего прочего производство транспортных средств и различного оборудования, издательская деятельность).
Только 3% российских малых предприятий живут больше трех лет
К такому выводу пришли исследователи из компании EY в докризисном 2014 году. Авторы отчета также приводили сравнение с другими странами, имеющими близкое количество предпринимателей. В Греции, например, дольше трех лет живет 12,6%, в Испании — 8,39%, в Финляндии — 6,65%, в Норвегии — 6,15%.