Школа молодого миллиардера: три ошибки золотого призера конкурса стартапов
Наш проект вышел на окупаемость почти год назад — в сентябре 2014 года. Но наградой были не успех и деньги, а понимание, сколько же промахов мы допустили в процессе работы. В первые три месяца работы «в плюс» бизнес быстро набирал обороты: количество заказов увеличилось с пяти почти до сорока в день, а число входящих звонков доходило до сотни. Нужно было одновременно отслеживать множество процессов, а наша команда при этом была невелика – пять человек работали в режиме full time и четверо — на аутсорсе. Мы не были готовы к бурному росту, некоторые «паззлы» выпадали из поля зрения. Вот несколько ошибок, которые мы допустили:
«Раздутый» штат
Первую серьезную оплошность мы допустили, когда поняли, что поток заказов не ослабевает, а с каждым днем усиливается. Мы видели, что нам катастрофически не хватает диспетчеров, курьеров, секретарей, менеджеров по работе с корпоративными клиентами. Но вместо того, чтобы придумать как оптимизировать обработку и доставку заказов мы начали судорожно набирать людей. Через месяц штат был укомплектован и с работой справлялся. Но никто не вел единую базу клиентов, например, мы не могли подсчитать процент возвращающихся заказчиков, и вся работа была слишком хаотична.
Брешь в борту была залатана. Мы выдохнули и огляделись вокруг. Оказалось, что существуют удобные облачные программы для ведения базы клиентов, где можно видеть все покупки, скидки и комментарии. Есть программы для оптимизации службы доставки и наблюдения за заказами, для работы со складом и планом производства. Мы осознали, что число штатных сотрудников неоправданно выросло, а огромную часть их работы могут выполнять программы всего за пару тысяч рублей в месяц. На внедрение и адаптацию этого ПО мы потратили почти столько же времени, сколько на обучение новых сотрудников. За два с половиной месяца из-за неоправданного расширения штата (его сократили до прежних размеров) мы потеряли около 700 000 рублей.
Невнимание к бухгалтерии
Полноценно отслеживать денежные потоки мы с моим партнером начали только в январе 2015 года. Оказалось, что наш бухгалтер весь 2014 год сдавал неполную отчетность. Добиться от него, какие налоги компания платила, а какие нет, мы так и не смогли. Новый бухгалтер восстанавливает реестры и оценивает размер неуплаченных налогов и штрафов. Ориентировочный долг – 250 000 рублей. Мы продолжаем платить за свое образование….
«ПРОСТИТЕЗАСРАНЦЕВ»
В конце марта мы расширили ассортимент и перешли на новый сайт. Разработчики писали его специально для нас. По недосмотру часть заказов в течение целого месяца просто исчезала, не попадая к нам. Когда ошибку обнаружили, восстановить данные клиентов было невозможно.
Мы сменили разработчиков. Они готовят нам и нашим представителям новые лендинги [развернутые рекламные предложения товара или услуги в виде одностраничного сайта – Forbes]. А пока, чтобы извиниться перед клиентами, мы объявили промо-код на скидку в 50%. При оформлении заказа нужно ввести «ПРОСТИТЕЗАСРАНЦЕВ» и стоимость автоматически уменьшится. Финансовые потери мы оценили в миллион рублей.
Франчайзи в свободном полете
В начале года мы решили запустить продажу франшизы и заключили несколько договоров концессии в регионах. Тщательно выбирали партнеров — проводили собеседования, некоторые специально приезжали в Москву. Мы снабдили франчайзи информацией о продуктах, провели обучение, отгрузили первые партии товара и дали предпринимателям полную свободу. Мы исходили из благих побуждений – регион региону рознь, все предприниматели – индивидуальности. Многих это повергло в замешательство: люди не знали с чего начать, хаотично пробовали различные каналы продаж или вовсе бездействовали.
Мы почувствовали неладное, когда увидели, что регионы развиваются очень неравномерно. Одни партнеры привлекли сотни подписчиков в социальных сетях, другие даже не зарегистрировали свои страницы. Одни заказывали вторую или третью партии продукта, а другие только разбирались с первой.
Мы поняли, что продавать технологически сложный продукт после пары тренингов под силу не каждому опытному бизнесмену.
В июле мы изменили программу работы с франчайзи. Теперь будем их всячески консультировать и поддерживать, начиная от помощи в интернете (создание персональных контент-планов для страничек в социальных сетях, продвижение страниц, настройка контекстной рекламы), заканчивая схемами сотрудничества с дистрибуторами, идеями для промо-акций и материалами для мерчандайзинга.
Теперь мы выпускаем ежемесячный дайджест, в котором рассказываем франчайзи о планах и новых продуктах, а также озвучиваем самые интересные новости, полученные от самих партнеров. В планах — онлайн-конференции по обмену опытом, персональные консультации, мастер-классы. В ближайшие месяцы я планирую лично посетить каждого франчайзи.
За обучение «на ошибках» мы заплатили серьезную сумму, которую могли потратить на что-то более полезное. Запуская проект, будьте внимательны и вдумчивы. Если кажется, что все идет хорошо, значит, вы чего-то не замечаете. Дешевле взять паузу, проанализировать ситуацию, спросить совета, чем лететь во весь опор и ломать лес. Разгребать ведь придется тоже вам.
Автор: Марина Росс, сооснователь стартапа Hydrop