Бизнес-планирование: индивидуальный подход
Существует немало универсальных примеров бизнес-планов. Однако, приступая к собственному планированию, каждый предприниматель понимает, что его случай – особенный.
Какая именно информация должна содержаться в вашем плане? Какие стратегии вы будете применять? Какие пункты будут основными? А также, насколько подробным и большим должен быть именно ваш бизнес-план? Задайте себе эти вопросы - и результат превзойдет все ожидания.
Первое, что необходимо понять, это то, что бизнес-план – часть большого процесса. Качество его содержания определяется основными пунктами, строго спроектированными, направленными на достижение максимальных результатов. При этом крайне важно помнить, что бизнес-план должен быть удобным, утилитарным для самого предпринимателя, ведь он строится для того, чтобы им пользовались, а не просто имели «про запас», скажем, для получения кредитов или инвестиций.
Следовательно, бизнес-план обязан быть простым, реалистичным, определенным и полностью отражать все пожелания и прогнозы бизнесмена. Его содержание зависит от тех, кто им будет пользоваться. «Пользователям» должно быть понятно, как выполнить каждый пункт запланированного.
Правила, определяющие качество бизнес-плана, не так уж сложны. Итак:
- Бизнес-план обязан быть доступным, удобным и понятным тем, кому предстоит с ним работать.
- Он должен быть максимально полным. Нельзя упустить ни одной промежуточной цели или идеи, иначе в работе будут возникать постоянные сбои по необъяснимым, на первый взгляд, причинам.
- Его структура, содержание должны быть прописаны просто. Никаких сложных оборотов и запутанных фраз!
- Четкая структура – один из ключей к успеху планирования. Цели – конкретные, сроки – точные, задачи - определенные, закрепленные за реальным исполнителем.
- Крайне важна реалистичность бизнес-плана. Необходимо продумать и учесть все: бюджет, коммерческие цели и даже основные даты, когда будут оценены достигнутые результаты. В противном случае вы будете постоянно сталкиваться с задержками и издержками, что сильно замедлит достижение конечного результата.
- Наконец, бизнес-план должен быть гибким настолько, чтобы была возможность вносить изменения в зависимости от контекста конкретных ситуаций.
Многие рассматривают бизнес-план как некий абстрактный документ, который просто должен быть у предприятия, как прочие бумаги, например, сертификат о регистрации. Это, с одной стороны, верно. Однако для эффективной работы предприятия нужно нечто большее.
Перед созданием бизнес плана:
- Определите свои цели и пути их достижения.
- Организуйте постоянный деловой обзор.
- Исследуйте все возможные банковские пакеты для начала нового дела.
- Четко определите свой бизнес.
- Определите, где лучше всего впишется ваш новый бизнес, в чем будет ваше отличие и преимущество перед конкурентами.
- Выберите маркетинговую стратегию, подумайте, как именно вы будете привлекать новых клиентов.
- Помещение, оборудование, персонал – все это требует расходов, которые вы должны четко себе представлять.
- Оцените производственную линию и ее возможное расширение.
- Определите стоимость вашего бизнеса на случай продажи.
- Проверьте партнерские соглашения.
- Запишите всех поименно, кто будет вам помогать, учтите опыт, связи возможности. Не забудьте указать и себя.
- На первый план вынесите то, в чем не сомневаетесь. Все остальное будет добавляться по мере становления бизнеса.
Помните, что, хотя написание бизнес-плана и требует времени, он в будущем позволит вам сэкономить немало сил и средств. По мере развития предприятия не ленитесь вносить в него изменения, подходите к задаче творчески, и тогда ваши старания вознаградятся сторицей.