Как распознать имитатора бурной деятельности
Бизнес-тренер Михаил Казанцев о планктоне и нефункциональных сотрудниках в вашей компании
Нефункциональность — жeсткая оценочная характеристика человека. Многие этой жeсткости пугаются. Мол, попахивает чуть ли не фашизмом. Надо давать людям шанс. Надо быть мягче, терпимее... При этом забывается простая истина: бизнес — место, где делают деньги, и ничего больше. Давая поблажки нефункциональным людям, вы разрушаете свой бизнес. Они мешают вам зарабатывать деньги и в итоге делают нефункциональным вас самого как предпринимателя.
Не надо путать нефункциональность с некомпетентностью. Первое гораздо шире второго. Некомпетентность можно ликвидировать. Начиная работать на новом месте или осваивая что-то незнакомое, мы чаще всего некомпетентны или недостаточно компетентны. Но знания и практика превращают нас в специалистов и профессионалов. Нефункциональный человек может быть очень компетентным. Но его действия неполезны, неэффективны, а порой и вредны для бизнеса.
Нефункциональность — приговор для сотрудника. Он должен быть уволен, так как занимает чужое место, его работу вынуждены делать другие люди. Он получает свой оклад ни за что. Часто нефункциональный сотрудник — это приговор для его начальника, а то и для бизнеса в целом. Тут все зависит от того, сколько у вас таких сотрудников и какие должности они занимают.
Я выделяю два основных типа нефункциональных людей: пассивные (планктон); активные (имитаторы).
Планктон дрейфует по течению. У него нет мотивации, нет энергии, нет истинных амбиций. Он хочет всего, но не делает почти ничего. Я видел компании, в офисах которых висела мутная планктонная взвесь. Эффективность работы была минимальной, а здоровые и активные люди, попав туда, либо быстро сбегали, либо столь же быстро «опланктонивались». Работать в окружении планктона очень непросто. Ты напрягаешь все силы, а планктон посмеивается. Ты выдвигаешь идеи, а планктон их обесценивает. Ты зарабатываешь, а планктон получает.
Планктонные облака способны удушить и молодых начальников. Планктон умело саботирует и торпедирует все попытки заставить себя работать. У начальника «планктонного» подразделения, по сути, лишь три пути: уволиться; разогнать планктон; самому стать планктоном.
Если планктон — это нефункциональные сотрудники, которые в основном занимают низшие и средние должности, то имитаторов часто можно видеть на руководящих позициях. Имитаторами я их называю потому, что эти люди очень активны и мастерски имитируют деятельность. Среди них можно выделить несколько типов.
Тип 1. Имитатор-процессник
Такой сотрудник постоянно занят, причем исключительно своей работой. Вгрызается в каждую деталь и мелочь, составляет планы, проекты, пишет письма, согласовывает задания, обдумывает возможные варианты… Специалист в своем вопросе и блестящий теоретик. Такие люди могут часами рассуждать о том, что и как стоит сделать и почему сейчас сделать это невозможно. На теоретические выкладки уходит вся энергия и время. Активность таких людей носит, скажем так, виртуальный характер — они практически никогда не добираются до результатов.
Если такой работник занимает заметную должность, он способен на долгие годы парализовать работоспособность целых подразделений. Сотрудники этого типа мастерски имитируют высочайший уровень компетентности и умудряются на всех уровнях компании посеять неверие в возможность что-либо изменить. Руководство компании вынуждено мириться с хроническими «невозможностями», например с невыполнением планов, и потихоньку начинает верить, что это действительно невозможно.
Зачастую эти люди создают себе ореол незаменимых, и бывает очень трудно уговорить собственника или генерального директора уволить такого «специалиста». Зато потом, когда на место теоретика-имитатора приходит практик (который зачастую неспособен рассуждать столь же складно, как его предшественник) и за пару-тройку месяцев делает то, что не удавалось долгие годы, бывает забавно смотреть на лица собственников и директоров.
Как диагностировать имитатора-процессника?
Ваш сотрудник хорошо разбирается в том, что делает, но хронически не достигает результата. Он постоянно предлагает новые и новые варианты, планы усовершенствования и улучшения того процесса, которым занимается. Часто и с удовольствием рассказывает о сложностях и подводных камнях, препятствующих достижению результатов.
Тип 2. Имитатор-интриган
Этот персонаж — прирожденный гений дипломатии, интриг и закулисных махинаций. Отличный коммуникатор, непрерывно общается со всеми ключевыми сотрудниками компании, «промывая им мозг» в нужном направлении. Его не интересуют результаты работы и бизнеса, главная его цель — достичь максимального собственного влияния внутри компании, быть всегда на виду у начальства. Интригану нужна личная власть, а не процветание компании, в которой он работает. При этом цель тщательно замаскирована разговорами о процветании бизнеса и развитии компании.
В результате этой деятельности часть сотрудников и руководителей начинают искренне верить в лояльность и благие намерения имитатора-интригана. Но есть и другая часть, которая видит истинное положение вещей, но не в состоянии противостоять такому поведению. Интриган «прикрыт» со всех сторон очень правильными словами и доверием высшего руководства компании. Интриганы провоцируют скандалы, разоблачения, кадровые перестановки и прочее. В итоге этого личного PR действительно функциональные люди начинают покидать компанию, что приводит к негативным последствиям для бизнеса в целом.
Как диагностировать имитатора-интригана? В отношении такого человека всегда действуют двойные стандарты. Например, если из-за его действий или бездействия компания потеряла миллионы, ему это почему-то сходит с рук. Он стремится любыми способами выстроить доверительные, неформальные отношения с руководителями и собственниками бизнеса, постоянно хвастаясь этим перед другими сотрудниками. Такие люди демонстративно лояльны и говорят не о том, что есть на самом деле, а о том, как должно быть. В этом смысле они напоминают партийных работников времен брежневского застоя. Они собирают вокруг себя преданных лизоблюдов, а не нормальных работников. Функциональные сотрудники, напротив, покидают компанию.
Тип 3. Имитатор-правдолюбец
Основная черта этого типа имитаторов — высокая эмоциональность и демонстративность. Они «болеют за дело всей душой». Считают себя хранителями корпоративных традиций. Только они знают, «как правильно». Они видят все недостатки, громогласно их озвучивают и яростно с ними борются. Лучше всего этих людей описывает известная поговорка «благими намерениями вымощена дорога в ад».
Результат их деятельности — постоянное отвлечение коллег и руководителей от дела. Им очень важно проявлять себя в каждый конкретный момент, а на дело, по сути, наплевать. Дело и интересы компании — лишь повод для самовыражения. В отличие от интригана, имитатор-правдолюбец чаще всего не преследует никаких конкретных эгоистических целей. Его задача — быть в центре внимания и получать эмоциональную и энергетическую подпитку от взволнованных коллег.
Благодаря ореолу «борца за правду и идеалы» таких людей по глупости назначают на руководящие должности. Правдолюбец вскрывает и клеймит недостатки, всем рассказывает, что и как правильно надо делать, но в силу нефункциональности только вносит дополнительный хаос и не способствует достижению бизнес-результатов.
Как диагностировать имитаторов-правдолюбцев? Повышенная эмоциональность при обсуждении проблем компании и любых рабочих моментов. Высокая степень эмоционального реагирования на проблемы и неумение сдерживать себя. Концентрация на поиске недостатков и критике в ущерб поиску решений и достижению результатов.
Вот два вопроса, которые помогут вычислить имитаторов: Какие сотрудники вашей компании являются незаменимыми? О ком из сотрудников вы никогда не подумаете, что это имитатор? Запишите фамилии этих людей на листке бумаги, а потом внимательно прочитайте эту статью еще раз. Вас могут ждать удивительные открытия.
Работала в чисто женском коллективе, все виды наблюдала, да еще и в гипертрофированных формах! =)
Надежда Алексеевна, Вы даже не представляете, каково это быть единственным мужчиной в таком коллективе!))Попробуй пройти мимо интриганки или сделать что-то не правдолюбице, и все! Пиши пропало! И они же не работают, а вьют змеиное гнездо!
К сожалению, имитаторами компании полнятся. Должен быть наметан глаз, чтобы их вычислить...
Советы по выявлению имитаторов могут сыграть с вами злую шутку, особенно, если фамилии выпишете, а перечитаете повторно не очень внимательно, можете лишиться ценных кадров))
По опыту знаю, что нефункциональных работников с их энергией можно превратить в классные кадры, главное энергию направить в верное русло.
А вот с некомпетентными ничего уже не сделаешь - увольнять и точка!