Русский бизнес в Чехии
Плюсы Чехии на видном месте. Это и славянская страна в центре Европы, и член ЕС, и достаточно высокий уровень жизни, и развитое законодательство, и спокойные жители страны. После агрессивной атмосферы российских мегаполисов последнее особенно радует иммигрантов. Что касается бизнесфакторов, то здесь есть неиссякаемый источник доходов: круглогодичный поток туристов, умноженный на стремление властей создать самый приятный климат для мелкого и среднего бизнеса. Поскольку социализация в чешском обществе проще, чем в других, ментально более далеких от нас культурах, то выбор видов деятельности очень широк. Вы можете содержать как программистскую фирму, так и булочную, спортивный зал, магазин, пивную – все, что угодно.
– Самые успешные направления деятельности в Чехии – это туристический бизнес (услуги по размещению, организация приема и обслуживания туристов, транспортные услуги в этой сфере), работа небольших клининговых фирм, организация строительных и ремонтноотделочных фирм, бизнес в области IT-технологий, а также приобретение участков земли в стратегически интересных районах и строительство на них домов для перепродажи, – рассказывает Наталья Ким, руководитель компании «Сан Инкорпорейтед», официального партнера петербургской компании «Элли Эстейт». – Также интересен ресторанный бизнес. Но здесь надо очень серьезно подойти к выбору места, где будет находиться (или уже находится действующий) ресторан.
Эксперт считает, что сейчас возможности бизнеса в Чехии практически не ограниченны. В стране существует спрос на свежие идеи и энергичных людей, способных воплотить их в жизнь. К тому же величина затрат, необходимых на организацию собственного бизнеса, пока ниже аналогичных затрат в других странах ЕС, а уровень безопасности бизнеса уже европейский. «Если вы сумели наладить свой бизнес в России, значит обладаете большим деловым потенциалом, который поможет встать на ноги в гораздо более стабильной и благоприятной Чехии, – считает Наталья Ким. – Однако следует четко понимать, что легкой и совсем безоблачной деловая жизнь не будет. Необходимо трезво оценить конкуренцию как чешских, так и европейских фирм».
Дмитрий, который попробовал несколько видов деятельности, теперь занимается инвестициями в недвижимость и считает, что одна из важных проблем для наших людей – завышенные ожидания по части прибыли. «Это Европа, здесь сверхприбылей нет! И 6–7% – это уже очень интересно», – убежден он.
«Работающий и успешный бизнес, как правило, либо не продают, либо продают по исключительно семейноличным причинам, – рассказывает Наталья. – Например, смена места жительства, болезнь, возрастные причины, отсутствие денежных средств, необходимых для обновления или расширения. Покупать надо тот бизнес, который процветает: сложилась постоянная клиентура, место расположения бизнеса соответствует направлению и специфике деятельности, говоря грубо, место раскручено и услуга востребована». Однако эксперт предупреждает, что готовый бизнес таит в себе достаточно опасностей: можно получить в наследство скрытые долги предыдущих владельцев, которые по какимто причинам пропустила аудиторская проверка (если вы заказали ее перед приобретением) и т. п. С нуля Наталья рекомендует начинать тот бизнес, для которого характерны долгосрочные кредитные договоры или длительные обязательства. Тем более что в Чехии на государственном уровне существуют интересные программы помощи предпринимателям (при условии, что бизнес создаст новые рабочие места).
Многие виды деятельности в Чехии лицензируются. Их список практически совпадает с аналогичным списком в РФ (как и в большинстве стран Европы). Некоторые сферы деятельности требуют подтверждения профессиональных знаний путем сдачи экзаменов в вузах Чехии на чешском языке. Иногда это просто, иногда – сложно, все зависит от конкретного случая и сферы деятельности. Например, для получения концессии на извоз достаточно сдать экзамен по правилам дорожного движения на чешском языке. Если речь идет о лицензии для юрлица, то можно идти по пути включения в юрлицо гражданина Чехии, имеющего соответствующее образование. Как раз в вопросах получения лицензий эксперты не в силах дать универсальные рекомендации, поскольку действия зависят от ситуации.
Доход под крышей
В пик кризиса посещение туристами Праги снизилось всего на 7–10% (другие туристические направления пострадали больше). Это объясняется тем, что как с Запада, так и с Востока ехать в Чехию недалеко, а цены для туристов здесь никогда не были заоблачными. Сейчас туристов снова становится больше. Значит, попрежнему выгоден отельный бизнес и сдача в аренду апартаментов, квартир вблизи исторических мест. Сейчас заполняемость отелей категории 4–5 звезд составляет 90%, а в декабре и январе свободных мест во многих из них не было вообще. «Но необходимо учитывать, что инвестиционную привлекательность представляют собой отели от 50 мест и больше. Можно организовать семейный пансион. Но в этом случае вы сможете заработать себе на жизнь, именно заработать, ибо работать придется, но не более», – поясняет Наталья Ким.
Дмитрий тоже считает, что сейчас есть недостаток отелей хорошего европейского уровня, тем, кто хочет заняться этим, еще есть где развернуться. Многие наши соотечественники непременно хотят приобрести отель в центре города. Но готовые объекты в таком месте продают в случае проблем с бизнесом, а то и вовсе – за долги с аукциона. Цена такого отеля – от $500 тыс. до $2–3 млн, в зависимости от качества объекта и его размеров. Покупка такого отеля в центре считается выгодным вариантом, если рассчитывать на долгосрочную перспективу. «Но лично мне кажется гораздо более интересным построить отель на окраине или в пригороде», – говорит Дмитрий. Дело в том, что с транспортом в Чехии хорошо, земля на окраине дешевле и оформление проще. Если строить отель с нуля, то можно оснастить его такими привлекательными вещами, как бассейн, сауна, теннисный корт, рестораны. Эти «аксессуары» нечасто встречаются в отелях среднего класса, а значит, их наличие станет дополнительным фактором привлечения клиентов. «С одной стороны, цены на проживание в пригородной гостинице будут невелики, а с другой – она всегда будет заполнена. Особенно это актуально сейчас, когда и те люди, что привыкли к качеству услуг пятизвездочного отеля, рассматривают для путешествий более бюджетные варианты», – считает Дмитрий.
Еще один вид инвестиций в недвижимость – приобретение старого дома и его реконструкция. «Любая реконструкция менее выгодна, чем строительство нового дома. Это если речь идет о выгоде, в понимании соотношения вложений и стоимости имущества по окончании инвестиций. Но при этом покупка земли и строительство нового дома может оказаться дороже приобретения старого дома и его реконструкции», – говорит о нюансах этого бизнеса Наталья.
Активнее всего в реконструкции зданий в центре города или вблизи от него пока работают английские компании. В последнее время появился интерес и у россиян. Украинцы и белорусы, которые интересуются инвестициями в недвижимость, к старым зданиям относятся очень подозрительно. «Разговор о том, сколько надо вложить в старый дом, – это как вычисление средней температуры по больнице. Нужно рассматривать каждый конкретный дом», – говорит Дмитрий. Но навскидку эксперт может предположить, что средних размеров пятиэтажный дом потребует инвестиций от €500 до €800 тыс. (приобретение + реконструкция). Через год его можно будет сдать в аренду или продать за большую цену.
Смотреть и слушать
В целом о чешском бизнесклимате создается радужное впечатление, но если обратиться к частностям, то бывает всякое. Как и в любой другой стране, подводных камней – более чем достаточно. В Чехии очень важно серьезно подойти к сбору бизнес-информации, особенно из незаинтересованных источников. Дело в том, что близость менталитетов распространяется не только на положительные, но и на отрицательные стороны жизни. И в Праге можно быть обманутым точно так же, как, допустим, в Москве или Киеве.
– Проверять, переспрашивать и еще раз перепроверять! Вот принцип, который сразу должен запомнить человек, пожелавший купить здесь бизнес, – рассказывает Елена Борисевич, которая сейчас держит магазин молодежной одежды, но начинать планировала небольшим производством по выпуску печенья. «Открыто врут редко, но утаить информацию могут, – делится Елена. – Например, когда я собиралась заниматься печеньем и присмотрела цех, мне сообщили, что производство и сбыт налажены. Но на вопросы об объемах и прочей конкретной информации отвечали уклончиво. Мне пришлось провести собственное расследование: поискать, кому сбывается и т. п. Выяснилось, что реальные объемы производства и его рентабельность совсем не такие заманчивые, как это презентовала мне сторона владельца бизнеса. Никаких документов я, естественно, еще не подписывала. Поэтому отказаться от покупки было несложно». Таких случаев, которые описывает Елена, достаточно много. В постсоветские годы в Чехии бывали случаи «кидалова»: липовые продажи арендованного жилья, исчезновение с деньгами и т. п., но сейчас они не часты. Довольно редко мошенники строят какиелибо сложные схемы обмана. Чаще всего расчет не вполне честных продавцов – на неполную информированность покупателей, на поспешность их действий, на тех, кто расслабился в безмятежном европейском климате. На этот крючок чаще попадают люди, которые раньше не вели сами бизнес. Или другой вариант: продавец может пользоваться своим неоспоримым знанием местности. Например, продать вам ресторан на бойком месте, а затем открыть свой неподалеку. Он знает, что к нему придет и его персонал, и его постоянная клиентура. А вы, вроде, покупали успешное дело, а будете вынуждены начинать чуть ли не с нуля. Иногда обе стороны могут заключить соглашение, по которому продавец обязуется не заниматься такой же деятельностью. Но поскольку никто законодательно ему это не запрещает, бывает всякое.
Покупкой и организацией бизнеса в Чехии можно заниматься как самостоятельно, так и через юридические фирмы, которые основали наши же соотечественники – тоже один из популярных видов бизнеса. Плюсы самостоятельной работы в том, что не нужно никому платить деньги, плюсы использования помощи профессионала – в знании местных законов и жизни в стране вообще. В любом случае расслабляться не следует. Надо постараться предусмотреть максимум из того, что может помешать бизнесу: от наличия долгов до местоположения, включая план развития местности (вдруг бизнес выставили на продажу потому, что через год здесь начнется строительство транспортной развязки?). Также надо учитывать, насколько интенсивно вы сможете контролировать бизнес. Например, кафе, бар, ресторан – любой общепит требует постоянного ежедневного контроля. И человек, который будет находиться в разъездах, а не у своего ресторана, рискует потерпеть фиаско в этом деле. Еще один тонкий момент: несмотря на близость менталитетов, надо обращать внимание на различия между людьми и не переносить автоматически в Чехию тот бизнес, который был на родине. Например, у Дмитрия был печальный опыт с ночным магазином: «Когда я уезжал из Минска, там как раз принудительно закрывались точки ночной торговли. В тех из них, что еще работали, после 22 вечера стояли огромные очереди покупателей. Мне это показалось шикарной идеей, и я попытался реализовать ее в Чехии. Но тут это никому не было нужно. Лучше бы я занялся платными туалетами, честное слово!»
Анна Андрушевич
Опубликовано 8.12.10.