Сингапур – мечта малого предпринимателя
— Елена, как вы оказались в Сингапуре?
— В 2006 году мы с мужем по пути на Бали очутились в Сингапуре. Трех дней нам хватило на то, чтобы влюбиться в этот остров. Помню, как обходя по кругу самый большой в мире фонтан Богатства, я в шутку загадала желание: "Хочу жить в Сингапуре!" И желание вскоре сбылось: через два года мы сюда переехали…
Мы жили в Москве, оба работали в банковской сфере. Муж первый заговорил о том, что хочет что-то поменять в жизни: надоела рутина, офис, серость и негативные настроения в городе. Я недолго сопротивлялась, и мы решили рискнуть: поменяем все, а не получится или не понравится — вернемся обратно. Так супруг начал изучать совершенно новую специальность, а я стала думать о том, как применить свои знания и опыт в новой стране, где нет знакомых, совсем иная культура, язык и порядки.
— И вам удалось открыть в Сингапуре две компании. Но как?
— По приезду в Сингапур начались вопросы от родственников, друзей, знакомых: все хотели знать, как мы устроились. Времени и терпения отвечать каждому не хватало, поэтому я решила вести блог, где каждый мог удовлетворить свое любопытство и найти для себя что-то полезное. За короткое время блог привлек большое количество читателей, которые, в свою очередь, стали задавать вопросы и время от времени просить об одолжениях. Кому-то был нужен совет перед поездкой, кому-то — помощь в решении бизнес-вопросов или организации лечения, кто-то собирался переезжать и хотел идти по проторенной дорожке.
В какой-то момент я поняла, что эти вопросы и просьбы стали занимать значительную часть моего времени. Отказываться от "готовых клиентов" смысла не было — так появилась консалтинговая компания Preformation, которая специализируется, прежде всего, на бизнес-услугах: регистрации и сопровождении компаний в Сингапуре, оформлении рабочих и бизнес-виз, организации бизнес-туров и выставок. В то время, как конкуренты узко специализировались только на бизнес-ориентированных вопросах или "бытовом" консалтинге, мы стали предлагать полный пакет услуг, начиная от регистрации компаний и заканчивая переездом клиентов в Сингапур со всеми вытекающими: получение виз, устройство детей, нахождение жилья, аренда машины, оформление страховки и т.д.
Читайте также:
Учитывая мою активную блогерскую деятельность, мне предложили должность главного редактора в русскоязычном сингапурском журнале. Вскоре выяснилось, что формат издания не очень соответствует моим ожиданиям, поэтому я решила пойти дальше и в партнерстве создала информационный проект Russian Asia, который позволил нам, не ограничиваясь рамками Сингапура, выйти на азиатский рынок. Сегодня мы работаем не только с русскоязычными клиентами: нашими заказчиками являются также и азиатские компании из Китая, Гонконга, Сингапура, Таиланда, Индонезии, Японии — те, кому интересен русский рынок и русские клиенты.
— Сложно ли было начинать бизнес за пределами родины?
— В организационном плане это было легко: в Сингапуре настолько благоприятный климат для малого бизнеса, что переживать не приходилось. Самое главное — не нарушать закон, делать все в соответствии с прописанными правилами. Было некоторое волнение, как и с любыми бизнес-начинаниями, но в целом, бизнес сам шел ко мне — ждать клиентов не приходилось.
— Какие особенности ведения бизнеса в Сингапуре вы можете выделить?
— Если сравнивать сингапурские возможности с теми, которые предоставляет Россия, то это все равно, что сравнивать устройство с одной кнопкой со сложным механизмом, напичканным тумблерами, рычагами и всевозможными датчиками. В Сингапуре бизнес-механизмы работают, как часы: почти все операции выполняются через интернет, начиная от самой регистрации и заканчивая получением лицензий на те виды деятельности, где это необходимо. Никаких очередей, коррупции, тонн бумажных отчетов. Немаловажную роль играет льготная налоговая политика и всесторонняя поддержка малого бизнеса со стороны государства.
— А что вы можете сказать о "культурной" специфике?
— С этим сложнее. К азиатским клиентам и партнерам нужен особый подход. Иногда культурные различия мешают принимать решения или закрывать
— И как ведут переговоры в Сингапуре?
— Чаще всего приходится есть, пить чай, потом снова есть. Одни только бизнес-ужины с китайцами чего стоят — это испытание на выносливость: восемь смен блюд, литры чая и трехчасовые переговоры. После таких переговоров требуется время, чтобы прийти в себя и переварить ужин в прямом и переносном смысле.
— Как Сингапур относится к иностранным бизнесменам: есть ли какие-то поблажки-льготы или же наоборот?
— Сингапур — идеальное место для иностранцев, открывающих свои компании. Это одна из самых благонадежных и прозрачных юрисдикций в мире, да еще и с льготным налогообложением. Здесь ежегодно открываются тысячи компаний. Даже если деятельность фирмы ведется не в Сингапуре, многие предпочитают регистрировать ее именно здесь. Отсутствие коррупции, простота оформления документов, понятная отчетность, отсутствие валютного контроля…
— А что конкретно можно сказать о налоговой системе, кроме того, что она льготная?
— Проще только безналоговые оффшоры. В Сингапуре все схемы отработаны: в течение первых трех лет с момента регистрации компаниям предоставляются налоговые вычеты в размере 100 процентов на первые 100 тысяч сингапурских долларов облагаемого налогом дохода. После этого действуют другие льготы. Такие условия позволяют компаниям более эффективно развиваться на начальном этапе. Для физических лиц используется плавающая налоговая ставка, то есть люди, которые больше зарабатывают, платят пропорционально больший налог.
— То есть, в Сингапуре нет так называемых "белых" и "черных" компаний, "зарплаты в конверте", черного нала и "обналички"?
— Я думаю, в том или ином виде во всем мире существуют такие практики, но в Сингапуре это ни к чему. Куда проще следовать разумному закону, чем рисковать. В Сингапуре отсутствует коррупция, поэтому в случае разоблачения наказания избежать не удастся. Но "разумная оптимизация налогов", конечно, возможна. Разрабатывая такие схемы, мы работаем с лицензированными в Сингапуре юристами, которые несут ответственность за действия компании-клиента.
— А кто ваши клиенты — русские или иностранцы?
— В первую очередь — русские, которые планируют связать свою бизнес-деятельность с Азией и разумно распоряжаются своими активами, просчитывая шаги наперед. Некоторые из них со временем переезжают в Азию насовсем — со своими семьями, члены которых так или иначе тоже становятся нашими клиентами: к нам обращаются за помощью в организации переезда, а иногда и отдыха — у нас даже есть специальные сотрудники, которые занимаются бытовыми вопросами. Мы также работаем и с азиатскими компаниями, которые просят нас организовать мероприятия или помочь с продвижением на русском рынке.
— И в ваших компаниях тоже работают русские?
— В основном, это русские сотрудники, которые говорят и пишут на русском, английском и некоторых азиатских языках. В проекте Russian Asia с нами сотрудничают русские из разных стран. Мой партнер, например, живет в Китае, свободно говорит на трех языках — это позволяет нам экономить время и деньги. Ведь если нам что-то необходимо, мы напрямую решаем вопросы с партнерами, не создавая длинных цепочек. В консалтинге у нас работает сингапурец, который помогает более эффективно решать бытовые вопросы для наших клиентов. Он всегда договаривается "на своем языке" с местными организациями, получает для нас лучшие условия и помогает избежать лишних трат.
— Каковы средние заработные платы в Сингапуре?
— Для примера, президент зарабатывает порядка двухсот тысяч сингапурских долларов в месяц, хирург — около двадцати тысяч, официант — около двух тысяч, но, говоря о доходах, мы не должны забывать об уровне жизни страны — расходы здесь тоже немалые.
— А как продвинуть свой бизнес в Сингапуре?
— Интернет — основная площадка продаж: блог, Facebook, участие в интернет-проектах, посвященных теме нашей деятельности. Некоторые услуги нам помогает продавать журнал, который мы издаем. Один из главных инструментов — сарафанное радио. Если клиент приехал, ему удалось успеть все, что было запланировано, и даже больше, то в следующий раз к нам обратятся его друзья и родственники.
— Расскажите о смешных или курьезных случаях.
— Самые смешные истории связаны с переговорами и едой. Как-то я пришла на переговоры с индийцем, который с удовольствием поил меня индийским чаем масала с молоком и корицей, хотя я их на дух не переношу. Я еле осилила полную чашку, когда его секретарь принес мне вторую. Мои ощущения было сложно передать словами! Когда встреча закончилась, он подарил мне целую коробку этого чая!
В другой раз пришлось, шмыгая носом, есть очень острую еду под дружный хохот азиатских партнеров. В такие моменты думаешь: хорошо, что у нас не подают жареных тараканов!
Иногда во время таких продолжительных обедов с бесконечной сменой блюд хочется позвать азиатов в русский ресторан, накормить их борщом с пампушками, селедкой, пирожками, блинами, шашлыком, винегретом, на десерт — ромовыми бабами и тортом "Наполеон" со свечками за упокой их желудков, чтобы они знали, каково мне! (Смеется.)
В общем и целом, чувство юмора помогает выживать и приспосабливаться, главное — не замыкаться и не "сидеть в ракушке"!
— Легко ли быть успешным в чужой стране?
— Не сложнее и не проще, чем в своей стране.
С Еленой Чигасовой беседовала
Ольга Костюк
12/03/2012
Дополнительно по теме:
- Бизнес в Великобритании
- Открытие бизнеса и иммиграция в Канаду
- Как начать свой бизнес за границей
- Путь в бизнес: тернии разных стран
- Поток бизнес-эмиграции из России растет
- Новая каста бизнеса. Как открыть бизнес в Индии
- Открытие бизнеса и иммиграция в Италию
- Регистрация компании в Израиле
- Как открыть бизнес в Финляндии
- Как открыть бизнес в Португалии
- Когда начинаешь бизнес в Великобритании, не стоит думать, что надо во всем следовать местным традициям
- Панама – отличное место, чтобы начать свой бизнес за рубежом
- Начинать инновационный бизнес в США вовсе не так страшно, как кажется на первый взгляд.
- Делать бизнес в Индии не так просто, как кажется предпринимателям, имеющим виды на эту страну