Свобода выбора: финансирование в цифровую эпоху
Эффект толпы
Рост технологических возможностей человечества, с одной стороны, и наших потребностей, с другой, порождает сотни бизнес-идей и ниш для новых проектов. Иногда они не дотягивают до крупных венчурных инвестиций, но все равно требуют вложений, и здесь на помощь приходит, например, краудфандинг. Название (от англ. crowd — толпа, funding — финансирование) прямо говорит о способе: это коллективное финансирование проектов, при котором деньги на создание продукта или сервиса поступают от его потребителей. В благодарность инвесторы после запуска проекта получают то, на что собирались деньги (например, книгу или гаджет), процент от прибыли с продаж, тематические сувениры (футболки, реквизит со съемок в кино), автограф автора или личную встречу с ним.
Подробно об этой схеме кредитования рассказала PR-директор крупнейшей в России краудфандинговой платформы «Планета.ру» Наталия Игнатенко. Она подчеркнула, что краудфандинг — способ не только получить деньги на развитие, но и изучить свою аудиторию и протестировать идею до запуска. «Это своеобразная проверка на прочность: если народ реагирует вяло, возможно, стоит изменить концепцию продукта или способ подачи. Ведь голосование рублем самое честное», — считает Игнатенко.
Благодаря краудфандингу на «Планете.ру» свет увидели новый альбом группы «Би-2» Spirit, фотоальбом «Врозь» о событиях на Майдане, в Крыму и Донбассе, сообщество «Диссернет» по борьбе с плагиатом в научных работах. Всего на этой платформе собрано уже больше 1 млрд рублей в поддержку технологических, социальных, культурных и бизнес-проектов. Средний чек составляет 300 000–500 000 рублей, но бывают и восьмизначные цифры, когда идея привлекает в разы больше средств, чем предполагалось. Например, на издание русского перевода книги «Гарри Поттер и методы рационального мышления» 18-летний Михаил Самин планировал собрать чуть больше 1 млн рублей, но за 3,5 месяца ему поступило свыше 11 млн рублей. Эта кампания стала самой успешной за всю историю российского краудфандинга.
Не все проекты проходят отбор, предупреждает Игнатенко:
Чтобы попасть на площадку, нужно четко сформулировать цель кампании и установить сроки, за которые автор планирует собрать необходимую сумму. Планку лучше не завышать, так как деньги попадают к автору, только если за указанный срок собрана полная сумма. В противном случае все средства отправляются обратно инвесторам. Это условие защищает вкладчиков и делает инструмент краудфандинга прозрачным.
От человека — бизнесу
Быстрые деньги без залога и под процент, зачастую меньший банковского, позволяет найти краудлендинг. Речь в этом случае идет именно о кредите, заемщик и инвестор общаются напрямую и договариваются об условиях с помощью специализированной онлайн-площадки.
Один из вариантов краудлендинга — так называемое P2B-кредитование (от англ. person to business), когда физическое лицо дает взаймы бизнес-проекту. Особенно привлекателен этот инструмент для малого бизнеса. Небольшим компаниям получить существенный заем в банках сложно, особенно в нынешних экономических условиях. По данным Института Адизеса, 57% малых предпринимателей чувствуют влияние банковского кризиса на доступность получения заемных денежных средств. 63% полагают, что получить сегодня кредит в госбанках стало сложнее, а по мнению 55%, больше трудностей появилось и при займах в частных банках.
На IPQuorum об особенностях P2B-кредитования рассказывал директор департамента бизнеса краудлендинговой площадки «Город денег» Армен Минасян. Срок займов в «Городе денег» колеблется от 3 месяцев до 3 лет, средняя сумма кредита — 1,2 млн рублей, рекорд по выдаче — 15 млн рублей. Вся процедура проводится онлайн с использованием электронной подписи обеих сторон сделки. «Банковское кредитование малого и среднего бизнеса в России развито очень слабо, нет соответствующих технологий, все сложно, долго и дорого. Краудлендинг — это очень трендовая история, быстрая и простая альтернатива, воспользоваться которой может любой стартап. Сейчас уже и банки стали понимать это и активно смотреть в сторону альтернативного кредитования», — уверяет Минасян.
При этом он признает, что в краудлендинговой модели есть немало рисков. Главный из них — невыплаченные кредиты, или риск дефолта. Чтобы свести этот риск к минимуму, «Город денег» проводит собственный скоринг потенциальных заемщиков, присваивает проекту рейтинг и допускает к сбору средств на площадке только тех, у кого он достаточно высок. Сам процесс поиска финансирования длится в среднем не больше еще одного-двух дней. Сам «Город денег» осуществляет от 10% до 30% всех инвестиций на площадке.
«Мы якорный инвестор и рискуем не меньше других участников. Так что тщательно проверять заемщиков в наших интересах», —
Армен Минасян
От человека — человеку
Проблемы с кредитованием в банке могут возникнуть не только у юридических, но и у физических лиц. Для таких случаев тоже есть альтернатива — P2P-кредитование: частный инвестор дает взаймы другому частному лицу, используя для транзакции онлайн-площадку. Название этой разновидности краудлендинга образовано от английского peer to peer («равный равному») и уже само по себе объясняет главный принцип ее работы.
По словам председателя совета директоров краудлендинговой платформы CoFi Александра Сухотина, проблемы с оформлением кредита далеко не всегда говорят о ненадежности потенциального заемщика, а отказы банков часто бывают несправедливыми.
«Дело в том, что банки, оценивая надежность клиента, почти никогда не принимают во внимание стоимость интеллектуальной собственности — им неинтересны нематериальные активы, которые нельзя потрогать. Сфера интеллектуальной собственности начала формироваться относительно недавно, и Центробанк не рискует заступать на эту территорию».
Александр Сухотин
Краудлендинговые площадки — более гибкий инструмент, поэтому и получить средства, доказав наличие прав на интеллектуальную собственность, здесь проще. Привлекает и сама процедура: не нужны походы в офис, всё в онлайне, собранная сумма после нахождения инвестора поступает на личный счет заемщика в течение 15 секунд после одобрения транзакции. Но и минусы никто не отменял: P2P-площадки не обязаны проводить полную идентификацию клиентов, как банки, но риски их сопоставимы с банковскими. Поэтому P2P-сервисам важно найти золотую середину между жестким контролем и гибкостью, считает Александр Сухотин, а в будущем наладить сотрудничество с Центробанком.
Читайте также: Что будет с малым бизнесом: прогнозы на 2019-й
Несмотря на все подводные камни, ниша альтернативного кредитования в цифровую эпоху готовится пережить бум. По данным отчета FinTech, в 2017 году объем мирового рынка альтернативного кредитования достиг $380,6 млрд и продолжает активно расти. Процесс оформления кредитов, переведенный в онлайн, гибкий подход к оценке активов заемщика, высокий технологический уровень и растущий уровень доверия между участниками процесса — все это признаки новой бизнес-модели, которая совсем скоро может серьезно потеснить мастодонтов на классическом банковском рынке.