Как я попала в индийскую бизнес-школу
В 2012 году я окончила программу Sofaer iMBA
Так возникла Индия
После первого семестра студентам предлагают подать заявки на участие в программе обмена. Участие бесплатно – это одно из условий программы обмена. Но студент оплачивает все расходы, связанные с прибытием и проживанием в стране обучения. Далеко не все проходят отбор: в каждый университет могут послать только одного студента, и на самые «горячие» программы была серьезная конкуренция. К тому же, для возможности принять участие в этой «гонке» нужно показать высокий средний экзаменационный бал по уже пройденным курсам. Я решила участвовать, а в силу того, что я долго работала и жила в Китае, решила, что выбрать обучение в Азии будет правильным шагом для моего опыта. Я была неожиданно удивлена, когда из администрации пришло письмо, подтверждающее, что я прошла финальный отбор и что Индийская школа одобрила мою заявку! Оставались документальные формальности.
До Хайдарабада я добралась комфортно, самолетом, успев бегло посетить знаменитый индийский треугольник Дели-Агра-Джайпур. На кампусе школы меня встретили очень радушно. Нужно сказать, что индусы – дружественный, теплый и радостный народ. За все время обучения я никогда не чувствовала себя одиноко. В Хайдерабадском кампусе обучается более 500 человек (в основном – индусы), и многие из них очень открыто и радостно встречали нашу группу студентов по программе обмена. Кроме меня, по программе прибыло порядка 20 человек, но я оказалась единственной женщиной в группе. Русскоговорящих не было, в основном, по одному студенту от каждого университета: итальянец, немец, австралиец, швейцарец из швейцарской бизнес-школы, швейцарец из китайской бизнес-школы; американцы и пакистанцы.
Могу только представить наши немного сконфуженные и напряженные лица по прибытии. Однако студенты школы не оставляли нас без внимания. Любые бытовые вопросы: где купить сим-карту, как и что оплатить, где закупать продукты, где стирать одежду – можно было адресовать первому встречному и получить открытый и полный ответ. Более того, тебе не только расскажут, но и покажут, где и что делать.
Культурные особенности – это, наверное, первое, что замечаешь в стране. Меня больше всего конфузил индийский жест покачивания головой, напоминающий движение болванчика. Диапазон значений жеста начинался с «нет/не знаю» и заканчивался «ок/хорошо». Как хочешь – так и понимай. У нас и европейцев для подобного жеста не натренированы мышцы. Однако, освоив этот жест, очень просто создать ощущение, словно ты уже давно в стране и все здесь понимаешь, что мне лично очень помогало торговаться. Торговца украшениями в Джайпуре я этим жестом ввела в такой транс, что он мне продал свой товар по удивительно низкой даже для индийца цене. А ведь и делать-то ничего не надо было – на любую его цену я раскачивала головой из стороны в сторону – что хочешь, то и понимай, как хочешь, так и толкуй.
Индийская «Силиконовая» долина
Для меня обучение в Индии было интересно, прежде всего, тем, что сам город Хайдарабад, где расположена бизнес-школа, считается вторым центром индийской «Силиконовой» (Кремниевой) долины. Изначально кампус школы базировался только в Хайдарабаде – южной Индии, но несколько лет назад был открыт для обучения второй кампус – на севере, недалеко от Дели. Напротив ISB располагается офис с территорией Microsoft, чуть поодаль офисы Google и других high-tech компаний. Поэтому технологическая среда, наверное, была одним из важных факторов моего выбора. Помимо этого, Индия, как и Китай (где я в свое время жила и работала), очень привлекательна с точки зрения бизнеса. Мне хотелось за короткий срок почувствовать деловую атмосферу и понять культурные особенности страны. А самый простой способ это сделать – погрузиться в соответствующую среду. Бизнес-школа, в этом смысле, подходит как нельзя лучше, так как является высококонцентрированной деловой средой. К слову сказать, за время своего обучения в Индии я участвовала в одном из IT-саммитов по проблеме развития интернет- и мобильных технологий. Саммит устраивался университетом, и в нем принимали участие представители крупного IT-бизнеса и представители государства. И не смотря на то, что в основном обсуждались прикладные проблемы, все равно всплывала тема большей интеграции MBA программ и самой ISB, как одного из крупных исследовательских центров, в разные индустрии, о необходимости «заказа» на исследовательские проекты со стороны индустрий.
Дикие кабаны, павлины и английский язык
Преподавание ведется исключительно на английском языке. Кстати, в Индии английский язык имеет статус универсального, на нем говорят практически все. Здесь его в шутку называют индиш, из-за сильного индийского акцента. А вообще, в Индии официально признано 17 языков. И очень часто жители, скажем, севера, говорят на хинди и не могут понять жителей юга, говорящих исключительно на тамили или телугу. Остается английский. Я жила в квартире с тремя индианками. Между собой они общались на английском не из вежливости ко мне, а ровно потому, что это был единственный для них общий язык.
Быт студента устроен так, чтобы не отвлекать оного от самого главного – учения. В кампусе, вокруг учебного здания, по кругу располагаются студенческие деревни. Это трехэтажные жилые здания, предназначенные для проживания студентов по типу общежития или для проживания семей. Семей здесь очень много. Детишки и супруги составляют неотъемлемую часть студенческого пейзажа. И это здорово, потому что люди могут позволить себе обучение без отрыва от своих родных. Я проживала в так называемом Quard, или квартире на четырех человек. У каждого из нас была своя комната (около 14 кв. м) с достаточно новой мебелью. В гостиной размером с малое футбольное поле мы легко могли собрать порядка 30 человек. О таких общежитиях российский или израильский студент даже мечтать не может. Быт существенно облегчался ежедневной уборкой, включенной в обслуживание квартир. Для особо ленивых можно было заказать сервис по покупке продуктов и приготовлению еды, причем это было вполне доступно студентам. Кроме этого, на территории закрытого охраняемого кампуса располагался свой спортивный комплекс, бассейн, рестораны и кафе, небольшой продуктовый магазин,– все удобства, для того чтобы студенты не отвлекались от учебы. А в качестве бонуса прилагалось свое озеро, дикие кабаны, павлины и прочая дикая живность.
С 8 утра до полуночи
Стоимость обучения по полному курсу MBA колеблется в районе $50 тыс., что, по индийским меркам, баснословно высокая сумма. Большинство студентов для оплаты обучения берет ссуды. Для проживания же много денег не нужно: в Индии оно существенно дешевле проживания в Москве, Питере или Тель-Авиве. Но, опять же, все очень сильно зависит от студента. В Индии можно вкусно пообедать на $3-5, а можно на $50-100.
Процесс обучения в индийской школе бизнеса практически полностью построен на обсуждении кейс-стади и материалов, выданных к прочтению заранее. Мне часто не хватало лекторской части, когда профессор дает некоторые системные оценки того или иного бизнес-предмета. Вторая особенность – очень интенсивный процесс обучения. Выбирая бизнес-школу, я по наивности думала, что мне удастся не только поучиться, но еще и Индию посмотреть. На второй неделе обучения стало понятно, что это невозможно. Школа имеет репутацию одной из сложных и интенсивных, и в этом плане не дает никаких поблажек студентам. Шесть недель каждого полусеместра мне приходилось учиться с 8 утра до полуночи, как правило, без выходных. Потому что выходные не для того чтобы отдохнуть, а для того чтобы наверстать упущенное и прочитать вперед нужные статьи.
Аукцион преподавателей и студентов
Как и в любых школах, качество преподавателей - вопрос чисто субъективный. Индийская школа в этом плане имеет долгую традицию оценки преподавателей студентами и присвоения им рейтинга, на который студенты ориентируются при выборе курсов. Перед каждым полусеместром проводится bidding, своеобразный аукцион курсов. Каждому студенту в начале года выдается определенное количество балов, которые он использует для участия в аукционе. Аукцион проводится в определенное время онлайн. Студенты используют индивидуальные логины для входа в систему, где они видят все доступные в полусеместре курсы и текущую ставку в баллах на тот или иной курс. В зависимости от рейтинга преподавателя, интересности и востребованности курса ставки растут. Аукцион проводится в течение трех часов. В первую неделю полусеместра у студентов есть возможность опробовать все выбранные курсы и повторно участвовать в аукционе. Мне долго была непонятна необходимость подобной системы, но, несмотря на то, что я ее считаю излишней, это еще один из инструментов имитации реальности, распределения ресурсов и более ответственного подхода к обучению.
В школе существует специальный отдел, который занимается рекрутментом для всех студентов. Со второй половины обучения каждую неделю разные крупные компании типа Google, Microsoft, HSBC и местных банков проводят презентации и открывают вакансии для будущих выпускников школы. Насколько я понимаю, большинство студентов еще до окончания программы заключает договоренности и контракты с будущими работодателями. В силу того, что я не думала оставаться в Индии, я прошла стороной этот процесс. От студентов по обмену я слышала только об одном, который планировал оставаться в Индии. Он был гражданином Австралии, но по происхождению индус.
Чтобы люди влюблялись в города…
Сейчас я участвую в проекте
Таким образом, я не думала оставаться в Индии: я совсем недавно переехала в Израиль и планировала какое-то время задержаться тут, развивая свой проект. Но! Индия, безусловно, интересная и перспективная с точки зрения бизнеса страна с огромным количеством точек входа. Однако есть и свои нюансы – Индия крайне неоднородна с точки зрения языка, культуры и потребительских паттернов.
30/01/2013