Путевка в бизнес
Многие франчайзеры предлагают предприимчивым людям построить эффективный бизнес с нуля. Казалось бы, достаточно приобрести франшизу, вложить деньги в запуск дела и — пожинать лавры. Построение бизнеса по системе франчайзинга и правда имеет целый ряд преимуществ. Однако есть в такой модели взаимоотношений и подводные камни.
Прежде всего следует определиться со своим будущим статусом. Ведь франчайзи лично отвечает за управление предприятием и несет ответственность за его деятельность.
Будучи руководителем франчайзингового предприятия, не стоит уповать исключительно на франчайзера. Так что не вредно посвятить время изучению этой системы развития бизнеса как таковой.
Некоторые потенциальные франчайзи рассматривают франшизу в качестве инструмента размещения свободных денежных средств — такого же, как покупка ценных бумаг или банковский депозит. Но если не посвящать должное время предприятию, вряд ли можно рассчитывать на успех. Эту распространенную ошибку лучше не повторять!
Наконец, любой потенциальный покупатель франшизы должен понимать: он будет ограничен в свободе. Придется подчиняться единым для всей сети правилам. Даже тем, с которыми инвестор может быть не согласен. Вот почему в процессе выбора франшизы необходимо ознакомиться с ее спецификой и понять, с какими ограничениями придется иметь дело. Вероятно, часть решений вашего предприятия будут принимать сотрудники головного офиса франчайзера. Если вы не доверяете им (или их компетенции) — не вступайте в партнерство. Есть риск, что оно не станет для вас комфортным.
Если информация по всем вышеперечисленным этапам собрана, изучена, а от сомнений вы готовы перейти к установке «Вижу цель, верю в себя!», тогда — добро пожаловать в мир франчайзинга! Главное теперь — не приобрести «псевдофраншизу». Увы, в Рунете появилось множество площадок, обманывающих потенциальных франчайзи. Зачастую они выставляют на виртуальные витрины предложения известных торговых марок, не имея на то никаких прав. Это проблема всего российского франчайзинга: попавшись на такую удочку, предприниматель теряет желание работать, а заодно перестает верить цивилизованным участникам рынка. Чтобы противостоять этим явлениям, Независимая лаборатория «Инвитро» вступила в Российскую ассоциацию франчайзинга, в которой состоит целый ряд настоящих франчайзеров. Но и у этой ассоциации появились «двойники». Помните, действительно работающая ассоциация, объединяющая проверенных франчайзеров, — одна!
Не менее важный вопрос — какую франшизу приобрести. На мой взгляд, покупка франшизы в сфере услуг населению — это возможность начать дело на одном из наиболее перспективных направлений в экономике. Самыми популярными до сих пор остаются франшизы сетей общепита. Однако уверенно растет и спрос в сфере медицинских, бытовых сервисов. Но, приобретая франшизу в сфере услуг, необходимо учитывать особенности этого бизнеса.
Исследования позволяют вывести зависимость между развитием рынка услуг и доходами потребителей. Так, сервисный ритейл способен формироваться и расти, если доходы населения составляют не менее 800 долларов в месяц на человека. Там же, где этот показатель ниже, деньги клиентов уходят на другие расходы (как правило, на покупку продуктов и одежды). Вот почему важно оценить состояние рынка на той территории, где вы собираетесь работать.
Еще одно отличие франшизы в сфере услуг от товарной состоит в том, что для сервисного рынка характерны «неотделимость» и «неосязаемость».
«Неотделимость» услуги — это нацеленность клиента на итог. И потребителю не важно, каким образом поставщик добивается результата. Проиллюстрирую на примере «Инвитро». Цель пациента медицинского офиса состоит в проведении обследования и получении результатов анализов. Но для того, чтобы услуга была качественно выполнена, а пациент остался доволен, необходимо пройти несколько неразрывных этапов: встреча с пациентом, взятие биоматериала, транспортировка его в лабораторию, проведение исследования и, наконец, передача результатов пациенту. Ошибка на любом из шагов способна нарушить весь цикл: пациент не реализует свою потребность. А значит, необходимо четко отслеживать все бизнес-процессы и определить ответственность каждого исполнителя.
«Неосязаемость» также является одной из ключевых характеристик услуги. Товар можно потрогать, попробовать, а затем принять решение о покупке. С услугой так не получается. Оценить ее качество можно, лишь получив ее. Как в таком случае добиться, чтобы люди приходили за этой услугой именно к вам? Вот тут-то и начинает работать бренд! Чтобы сформировать благоприятный имидж независимой фирмы, потребуется время. Зато известная торговая марка франчайзера — мощный генератор спроса. В этом-то и состоит главное преимущество франчайзинга.
Выбирая франшизу, не забудьте оценить силу бренда, с которым вы намерены работать. Чем крепче торговая марка — тем выше шансы партнера на успех.
Сергей Амбросов , опубликовано в «Бизнес-журнале Онлайн»
25 Мая 2011 года.
Об авторе: Сергей Амбросов — директор департамента розничных продаж ООО «Инвитро»