Оценка стоимости предприятий сферы услуг
Сегодня большинство из заключаемых сделок купли-продажи действующего бизнеса совершается с предприятиями, относящимися к сфере услуг.
В качестве широко распространенных примеров предприятий, чей бизнес базируется на оказании услуг можно привести предприятия общественного питания (рестораны, кафе, столовые), предприятия бытовых услуг (химчистки, парикмахерские, ремонтные мастерские, фотоателье), предприятия, оказывающие медицинские услуги и услуги для желающих поддерживать здоровый образ жизни (клиники, стоматологические кабинеты, спа-салоны, фитнесс-центры). Предприятия сферы услуг имеются в различных отраслях экономики, но в целом обладают схожими структурами и бизнес-паттернами. Основные качества, которые присущи большинству предприятий сферы услуг и которые во многом определяют их стоимость, являются:
- малый размер предприятия;
- узкая специализация;
- высокая мобильность и гибкость;
- низкая фондоемкость;
- высокие риски неполучения прибыли;
Для оценки рыночной стоимости предприятий, специализирующихся на оказании услуг существует много различных методов, но сейчас мы рассмотрим лишь один метод, который можно применять для проведения самостоятельных приблизительных оценок стоимости бизнеса.
Как правило, стоимость основных средств предприятия, специализирующегося на оказании услуг, невысока, поэтому, когда речь заходит об оценке предприятия сферы услуг, те оценочные методы, которые основаны на расчете стоимости имущественного комплекса, оказываются неэффективными. В этом случае, в качестве основного критерия лучше всего использовать доходные показатели (такие как прибыль или выручка) предприятия за год. При оценке малых предприятий, чья финансовая отчетность, в большинстве случаев, не отражает реального положения дел в части чистой прибыли и себестоимости, лучше всего использовать показатель выручки – он будет более объективен. Для того чтобы примерно вычислить чистую прибыль предприятия за год, нужно величину годовой выручки умножить на показатель среднеотраслевой прибыльности, рассчитанный по данной отрасли. Предположим, что среднеотраслевая прибыльность составляет 25%, тогда расчетная чистая прибыль предприятия будет составлять одну четверть от его выручки.
Эта величина (чистая прибыль) выражает производительность оцениваемого бизнеса как инструмента извлечения дохода для его владельца, и для любого здравомыслящего покупателя, действующего в своих интересах, она будет служить основным критерием при определении цены, которую он готов заплатить за приобретение этого бизнеса.
Затем, чтобы завершить оценку, нужно перейти от чистой прибыли к собственно рыночной стоимости предприятия. Для этого определяем ставку капитализации и капитализируем величину чистой годовой прибыли. Ставку капитализации можно определить как сумму желаемого инвестором годового дохода (в процентах от вложенного капитала, с учетом рисков неполучения дохода) и определенного процента возврата капитала. Например, инвестор хочет получать доход в размере 15% годовых с учетом риска вложения и вернуть свои инвестиции за 10 лет. Тогда ставка капитализации будет равна 15+10 = 25 (%). Конечно, аппетиты у разных инвесторов могут быть совершенно разными, но свободный рынок устроен таким образом, что цены реальных сделок по продаже предприятий сферы услуг группируются вокруг некоторого равновесного уровня доходности, который инвестор получает в итоге сделки.
Когда ставка капитализации определена, рыночная стоимость предприятия рассчитывается по формуле V = P / K, где
- V - рыночная стоимость;
- P - годовая чистая прибыль;
- K - ставка капитализации.
В заключение отметим, что данный способ подходит для оценки только прибыльного бизнеса успешно работающего предприятия, которое имеет определенную положительную операционную историю. Применение этого метода для оценки только что созданных или убыточных предприятий сферы услуг не рекомендуется.
14/01/2013