Внутренний рост: от фрилансера к официальному предпринимателю
Сменить серые будни фрилансера на яркие трудовые дни официального предпринимателя — это тренд цивилизованного развития, который приведет исполнителя-одиночку к реализации личных гражданских прав и свобод во всех сферах жизни.
Аргументированным доводом в пользу легализации служит успешная практика налоговиков. Так, например, сотрудники УФНС по Тверской области провели пилотный проект и выявили в прошлом году через социальные сети порядка 30 незарегистрированных предпринимателей.
Не стоит забывать и о законе 115-ФЗ, руководствуясь которым все банки вправе не просто анализировать денежные операции своих клиентов, но и проверять их на подозрительность. Согласно Положениям Центробанка № 375-П от 02.03.2012банки отслеживают операции, похожие на «обналичивание», на запутывание схем расчетов и сокрытие истинных целей и участников сделок. В случае каких-либо подозрительных моментов банк может временно заблокировать банковскую карту клиента, отказать в выдаче наличных или в переводе денег по безналу. Поэтому легализация деятельности становится гарантом спокойствия и отсутствия неожиданных проблем.
Давайте разберемся, какие возможности открываются для официальных предпринимателей и как они могут вести бухгалтерское сопровождение.
ИП, ООО или самозанятый?
Каждый день в городах-миллионниках в свободное плавание уходят фрилансеры, которые хотят заниматься своим делом. Законодательная база РФ предлагает для них три варианта развития: открыть ООО, зарегистрировать ИП или стать самозанятым. Какую из форм выбрать, зависит от типа услуги.
Если вы оказываете на дому сервисные услуги частным лицам, например, печете тортики, стрижете, проводите психологические консультации, не имеет наемных работников и максимальный доход от вашей деятельности не превышает 2,4 млн руб. в год, то вам подойдет введенный с 1 января 2019 года налог на профессиональный доход, то есть самозанятость. Но пока этим спецрежимом могут воспользоваться только тот, кто ведет свою деятельность в однои из четырех субъектов — в Москве, Московской и Калужской областях, в Республике Татарстан.
Если же вы хотите работать с компаниями малого и среднего бизнеса, то выгоднее открыть ИП. Если речь идет о сотрудничестве с крупными холдингами или международными концернами, тогда лучше всего подойдет форма ООО. Хотя граница между ИП и ООО постепенно стирается в силу органически происходящих внутри крупных компаний процессов оптимизации.
Плюсы и минусы
Форма ИП так же, как и самозанятость, не относится к юридическим лицам. В связи с этим есть различия между индивидуальным предпринимателем, самозанятым и владельцем ООО.
1. Выплаты
ИП получает деньги на свой бизнес-счет, и они уже принадлежат ему. Самозанятый получает деньги на личный счет, и они также принадлежат ему. В случае с собственником ООО деньги принадлежат юрлицу, поэтому чтобы их получить нужно выплатить дивиденды, а сделать это можно не чаще, чем раз в квартал. При этом с суммы удерживается НДФЛ 13 %.
2. Бренд
Что на счет команды, торгового знака? Самозанятый не может иметь команду и торговую марку. ИП так же, как и ООО, может заключать договоры, обладать печатью, товарным знаком, а также принять на работу команду. Однако налоги за команду в обоих случаях нужно будет платить соответствующие. Удерживать с зарплаты НДФЛ (13 %), уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (22 % в 2019 году), ОМС (5,1 % в 2019) и ФСС (2,9 %, без учета взносов от несчастных случаев) за каждого сотрудника.
В форме ИП командная модель неплохо работает в составе до пяти человек, потом лучше открывать ООО, так как даже на обычное ведение бухгалтерии нужно будет привлекать специалиста.
Кстати, с ИП есть законодательный лайфхак. Родственники, которые по собственной инициативе разово или на постоянной основе помогают предпринимателю, могут делать это без договорной основы, не интерпретируя эти отношения как трудовые. Зарплату и пенсионные отчисления родственники в таком случае получать не будут.
3. Работа с юрлицами
У каждого ответственного и серьезного аутсорсера уже давно открыто ИП. Ведь компаниям, как правило, намного дешевле и проще работать с индивидуальными предпринимателями по УСН или ЕНВД, чем с самозанятым по договору ГПХ.
Ключевой недостаток заключения договора юрлица с ИП — это невозможность возврата НДС в конце отчетного налогового периода. Хотя гибкость в ценообразовании услуг ИП, которому не нужны в отличие от ООО раздутые административные расходы, большая налогооблагаемая база и штат специалистов, утративших трудовую эффективность, с лихвой перекрывает названное у ООО конкурентное преимущество.
4. Бизнес как бизнес
По долговым обязательствам ИП отвечает собственным имуществом. ООО отвечает капитализацией бизнеса. Самозанятые отвечают как граждане в рамках ГК РФ.
ООО может продать бизнес. Самозанятые так же, как и ИП, продать бизнес не могут, потому что по закону это, скорее, дело жизни, неразрывно связанное с самим человеком.
5. Про совмещение
Статус собственника ООО не мешает отдельно зарегистрировать ИП. Самозянятый также может зарегистрировать ИП. Эти две ипостаси одного гражданина никак не пересекаются, не «суммируются», а значит и оптимизировать налоговые траты не позволяют, а даже, наоборот, увеличивают их.
Также важно понимать, что ИП — это не альтернатива малому бизнесу, зарегистрированному под ООО. Форма ИП так же, как и самозанятость, создана для тех, кто трудится удаленно и хочет получить больше возможностей для финансового роста и профессионального развития.
По сути незарегистрированный фрилансер при взаимодействии с юрлицами не защищен законом и не может быть полноправным участником не только кредитно-финансовой системы, получая максимально выгодные предложения, но и гражданско-правовой. Он не может защититься от недобросовестных клиентов и заказчиков, которые зачастую априори пользуются юридической слабостью специалиста.
Базовая расходная часть
Во второй части статьи подробно раскрою детали по расходам и бухгалтерскому учету формы ИП. А по форме ООО вам поможет квалифицированный бухгалтер, а также личный опыт ведения бизнеса, поскольку расходная часть у каждой компании индивидуальна.
Сегодня индивидуальные предприниматели активно представлены сформированным рынком аутсорсинговых услуг, среди которых IT-разработчики, PR-специалисты, бухгалтеры, дизайнеры, ведущие. В последнее время к ним активно примыкают фотографы, event-продюсеры, режиссеры, сценаристы, маркетологи, бизнес-тренеры, психологи. А в последнее время к ним всё чаще присоединяются мастера-ремесленники, небольшие крафтовые производства и фермерские хозяйства.
По факту ИП может работать дома, встречи проводить в приятном коворкинге поблизости, оплачивать интернет и телефон, совмещая с личными ежемесячными платежами.
Обязательные платежи на начальном уровне:
1. Налог: УСН — 6 % или ЕНВД — 15 % от «доход минус расход», — в зависимости от выбранного режима.
ЕНВД необходимо применять, если вы работаете в одной из следующих сфер: розничная торговля, общественное питание, бытовые, ветеринарные услуги, услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств, распространение и (или) размещение рекламы, услуги по передаче во временное пользование торговых мест, земельных участков, услуги по временному размещению и проживанию, услуги по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом, услуги стоянок, тогда.
В остальных случаях, если ваши доходы ниже 50 % от оборота, то выгоднее применять УСН 6 %. То есть налог считается от всей суммы поступивших на счет платежей. В данной модели нет понятия расходы.
2. Страховые и пенсионные взносы.
Они каждый год одинаковые. Необходимо оплачивать ФОМС и страховую часть пенсии, которая по сути является самой большой суммой. Важно, что эти платежи обязательны даже при нулевом заработке по году.
Если ваша прибыль превысила 300 000 руб., то необходимо заплатить дополнительный взнос в ПФР в размере 1 % от суммы, которая превысила лимит. То есть, если вы заработали 340 000 руб. за год, то дополнительно придется заплатить 400 руб.
(340 000 руб. – 300 000 руб.) * 1% = 400 руб.
3. Расчетно-кассовое обслуживание
Это ежемесячный платеж, который вы совершаете в банке, где будете обслуживаться. Во многих банках есть приятный бонус у РКО. Если вы не совершаете операций в течение месяца, то и платить за обслуживание не нужно. Уточняйте детали у менеджера при открытии счета.
4. Интернет-бухгалтерия
Это еще один важный базовый платеж, который серьезно облегчит вашу жизнь. Как правило, у каждой бухгалтерской IT-платформы разработан специальный тариф, который учитывает специфику деятельности ИП. Например, есть Эльба, стоимость которой начинается от 1 900 руб. в месяц.
Со временем у продвинутых ИП появляются расходы на сайт, ежегодный платеж за доменное имя (цена варьируется в зависимости от зоны:.ru,.su,.pro и т.д.). Если вы используете конструктор сайта, то нужно будет каждый месяц платить и за него.
Кто-то запускает соцсети, минуя сайт-визитку. Кто-то привлекает клиентов через Директ. Тут главное не увлекаться на расходную часть и все время держать форму, помня, что ценообразование — это ключевое конкурентное преимущество ИП по сравнению с любым ООО.
7 простых правил бухучета
Бухгалтерское сопровождение бизнеса у ИП — один из самых простых и понятных моментов, с которым может справиться каждый. Главное знать ключевые правила:
- Авансовый платеж по налогу требуется платить раз в квартал, до конца периода. Если оплаты не будет, ФНС поставит счет на пени, которые будут начисляться до момента оплаты.
- Пенсионные и страховые сборы можно платить в любой момент в течение года. Но есть одна важная деталь: если вы платите сборы раз в квартал, то их сумма вычитывается из авансового платежа по налогу. И бывает так, что авансовый платёж не требуется, так как сумма налога получается ниже взносов.
- Калькуляция платежей. В конце года все сборы вычитаются из налога. Все эти функции и правила есть в интернет-бухгалтерии, поэтому задача ИП — корректно заполнять доходы, расходы (если выбран режим ЕНВД) и вносить бюджетные платежи в свою онлайн-бухгалтерию.
- Декларация. Из всех документов ИП отчитывается перед ФНС только декларацией до 30 апреля каждого года. Подавая декларацию после 1 апреля или в январе-феврале, вы сбережете больше нервов и времени, потому что не будете пересекаться с ООО и сохраните статус добропорядочного налогоплательщика.
- ИП обязан вести бухгалтерию. Но сдавать ее необходимости нет. К декларации добавляется книга бухгалтерской отчетности, а также договоры, счета и акты. В качестве простой формы рекомендую форму счета-договора. Она удобна, если вы оказываете услуги клиенту на проектной основе. То есть когда нет абонентского обслуживания. При абоненте удобнее и безопаснее для двух сторон заключить договор.
- Мелкие платежи. С 1 июля 2019 года нельзя использовать бланки строгой отчетности (БСО). БСО были удобны при перечислении денег на личную карту. Теперь этот момент аннулируется. По факту это значит, что надо будет понять, как поступать с мелкими платежами. Суть в том, чтобы налоговая видела актуальный статус по вашим доходам. Если платежей много, то можно применить онлайн-кассу, если мало, то просто узнать какие возможности по этому вопросу предлагает ваш банк, в котором вы заведете корпоративный счет.
- Состояние счета в ФНС. Самый важный момент — следить за состоянием финансового счета, чтобы не было переплат или недостач по налогам и сборам. Для этого заведите правило: каждый год после отчетного периода, то есть 30 апреля, нужно ездить в налоговую и брать справку о состоянии финансового счета. Если везде 0, значит ни переплат, ни недоплат нет. ФНС активно работает над автоматизацией процессов, и скоро состояние лицевого счета можно будет отслеживать через личный кабинет ИП.
В начале каждого года нужно проверять, не попало ли ИП в выборку Росстата, куда следует предоставить справку о вашей деятельности. Однако при наличии интернет-бухгалтерии оповещения вам будут приходить исправно.
Открытие ИП процедура быстрая и стандартная, она не отнимет много времени. Осталось только сделать это и начать двигаться вперед на встречу своему ответственному будущему.
Автор: Сметанкина Ирина