Всем ли нужно «бирюзовое» управление?
Почему авторитарным боссам не стоит соблазняться модными бизнес-теориями, объяснил в своей колонке для iBusiness предприниматель Вадим Дозорцев.
Несколько месяцев назад ко мне обратился владелец компании производителя товаров широкого потребления (на профессиональном языке – FMCG, fast moving consumer goods). Средний игрок на рынке, но в своей нише бесспорный лидер. Запрос был удивительный: помочь сформировать команду, которая справится с амбициозной задачей – внедрить принципы и правила «холократии».
Напомню: холократия (holocracy) – это система управления организацией, в которой полномочия и ответственность за принятие решений распределяются по самоорганизующимся командам, вместо управленческой иерархии. Компании, которые ввели подобный принцип управления, ещё называют «бирюзовыми».
Обратившийся ко мне руководитель услышал об этой модной истории на лекциях в Сколково. Послушал, загорелся и решил стать пионером холократии не только в нашей стране, но и в своей жесткой и консервативной отрасли. Борьба за полку, знаете ли, не очень способствует гуманным теориям. Типичный «красный океан» – высококонкурентная среда, в которой разве что до кровопролития не доходит.
Словом, холократия – маловероятный вариант для FMCG-компании. Однако мне стало крайне интересно поучаствовать в таком эксперименте. Перед корректировкой стратегии, выстраиванием процессов и распределением полномочий в формируемые команды, встал вопрос – о лидерах и соратниках. Нашему герою вполне обоснованно захотелось проверить своих топ-менеджеров на предмет ценностей, вовлеченности в общее дело и других вещей, необходимых для внедрения холократии.
Я пригласил на очередную встречу серьезного HR-специалиста. Разговор быстро завязался вокруг обсуждения преимуществ той или иной методики личностной диагностики. Участники дискуссии легко жонглировали терминами: DISC, Belbin, типология Майерс-Бриггс. Когда вскользь прозвучало «диагностика Вассермана», я даже немного заволновался.
Вдруг разговор резко прервался, и в звенящей тишине прозвучал стальной голос владельца предприятия: «Я прав, потому что я… всегда прав!»
Мой HR-партнер удивленно посмотрел на визави. Он повторил: «Я построил успешную компанию, потому что я всегда прав!»
Присутствующие на встрече и весело поддакивающие топ-менеджеры компании потупили глаза и не издали с этого момента ни одного звука. Встреча очень быстро закончилась, и уже в лифте партнер на мой вопрос «Что это было, и что будем с этим делать?» вздохнул и произнес: «Нельзя помочь человеку выиграть войну с самим собой».
Если вы думаете, что этот текст посвящен неспособности российского бизнесмена к изменениям, то все наоборот. Бесполезно пытаться следовать модным идеям, если вы противоречите сами себе.
Мой знакомый и вправду построил успешную, динамичную компанию, будучи авторитарным лидером. Его коллеги и партнеры ждут от него соответствующего поведения. В такой ситуации следование новым теориям и концепциям скорее пойдет компании во вред.
Любому сформировавшемуся руководителю следует прекратить мучить себя идеями глубинных трансформаций и перестроек личности. Вместо тщетных попыток заново изобрести себя лучше потратить силы на развитие собственных сильных качеств.
Если вы авторитарный лидер – совершенствуйте процессы. Находите эффективность в снижении издержек и брутальном выводе на рынок новых продуктов.
Если вы креативный творец и демиург, ищите свою «правую руку» и операционного директора. Именно этот человек приведет в порядок все ваши бурно взлетающие проекты и превратит в регулярный бизнес. У каждого уважающего себя миллиардера такой человек существует.
Если вы серийный предприниматель и стартапер, создавайте проекты, упаковывайте и продавайте.
Ну, а уж если повезло родиться интегратором-гуманистом, то добро пожаловать в бирюзовый мир холократии!
Обучение, книги, лекции – все это прекрасно, но необходимо всю полученную информацию и идеи пропустить через себя, свой жизненный и бизнес-опыт. Не забывайте о том, кто вы – и ставьте свой опыт выше идей, сформулированных другими.
Об авторе:
Вадим Дозорцев – консультант, эксперт в области управления продажами и внедрения изменений, создатель ряда успешных бизнесов (в том числе – первого в России рекламного агентства), управляющий партнер компании Berner&Stafford, преподаватель Высшей Школы маркетинга ВШЭ и Стартап Академии Сколково.