Зачем виртуальная реальность реальному бизнесу и где её применяют?
Дмитрий Кириллов, президент компании Modum Lab, которая занимается разработкой образовательных и бизнес-продуктов с применением виртуальной реальности, рассказывает, как бизнесу использовать технологию и сколько могут стоить такие проекты. Иммерсивные технологии – что это?
Иммерсивные технологии – это решения, размывающие грань между миром настоящим и виртуальным.
Сегодня они позволяют бизнесу оптимизировать ряд производственных процессов, а также наладить внутреннюю и внешнюю коммуникацию в компании.
Активная цифровизация в России даёт стимул к появлению технологий в стратегических программах как на государственном уровне, так и в частном бизнесе. Отечественные компании всё больше включаются в мировую цифровую гонку, конкурируют, а потому доверие к новым технологиям со стороны бизнеса стабильно растёт. Крупные фирмы зачастую экспериментируют с технологиями, хотя всё чаще перед компаниями стоит конкретная цель – внедрить осмысленные и ориентированные на результат проекты. Именно поэтому иммерсивные технологии, как правило, направлены на закрытие реальных и актуальных задач бизнеса.
Сегодня иммерсивные технологии используются компаниями в виде дополненной (AR) или виртуальной реальности (VR).
В первом случае речь идёт о дополнении реального пространства элементами виртуальной среды. Часто такие технологии компании используют в качестве инструмента маркетинга, реже – для решения прикладных задач. Для работы с AR подойдёт самый обычный смартфон с установленным на него приложением или специальные очки дополненной реальности, которые создают эффект слияния реального и виртуального миров. При помощи программы на смартфоне и мобильного устройства человек может смотреть на окружающий мир и видеть виртуальные элементы, которых на самом деле нет.
Виртуальная реальность (VR) – искусственно созданный мир, который перемещает человека в цифровое пространство и воздействует на его чувства, эмоции. Картинка может быть прорисована на компьютере или записана видео с углом обзора в 360 градусов. VR используется не только в развлекательных целях, но и активно применяется для увеличения показателей эффективности в частном бизнесе, медицине, банковском секторе, образовании, промышленности.
Какие задачи бизнесу помогает решить виртуальная реальность?
Направления, в которых применяются технологии виртуальной реальности, очень обширны: VR находит применение в самых разных сферах бизнеса. Внедрение технологий направлено на решение прикладных задач, например, для тренировки персонала.
В банковском секторе виртуальная реальность используется для отработки определённых коммуникационных навыков, которые необходимы сотрудникам при общении с клиентом, в маркетинговых целях, в клиентском сервисе, а также для сбора и обработки обратной связи.
Пример: один из таких проектов сделала компания Modum Lab для развития навыка эмпатии у работников «Сбербанка». При помощи технологий обучаемый может почувствовать себя человеком с ограниченными возможностями или пожилым человеком. Переживая такой опыт, специалист понимает, с какими сложностями сталкивается эта категория граждан, например, при обычной процедуре оплаты счетов. После прохождения симуляции у человека появляется представление о проблемах, с которыми сталкивается особенная категория граждан, что позволяет лучше понять клиента.
Преимущества VR ещё и в том, что знания, которые раньше можно было получить только в виде теоретических знаний, на занятиях с персональным тренером, теперь можно «упаковать» в цифровой формат, практиковать и масштабировать на неограниченное число сотрудников. При обучении создаются ассоциативные связи между теорией и практикой: человек усваивает новые знания и тут же получает шанс применить их в виртуальном пространстве. Из-за возможности воссоздать сложные процессы и наглядно показать их работу VR часто используется в промышленности. Например, виртуальные тренажёры обучают новых сотрудников компании регламенту работы с дорогостоящим или опасным оборудованием без рисков для жизни, вероятности поломки или вреда для экологии.
При помощи VR удаётся продемонстрировать скрытые технологические процессы. У новых сотрудников предприятия при этом создаются прямые ассоциативные связи между теорией и практикой, они лучше понимают связь технологических и физико-химических процессов, ощущают масштабы. А значит материал усваивается лучше, чем при прочтении «сухой» теории или при просмотре обычного видео.
После прохождения курса полученные сотрудниками знания необходимо проверить и закрепить. Аттестация – это, опять же, время и финансовые затраты компании. Оптимизировать эти процессы и закрепить знания также помогает VR.
Пример: для фармацевтической компании мы сделали симуляцию сложного процесса работы с дорогостоящим оборудованием. Бот подробно рассказывает об особенностях работы, указывает на допущенные ошибки и даёт советы. Таким образом была создана безопасная среда для тренировок сотрудников и единый источник цифровых знаний, который можно масштабировать и использовать для обучения и аттестации без рисков поломки оборудования компании. Кроме того, новые сотрудники получили возможность практиковаться в любое время суток, без необходимости прибегать к помощи и разъяснениям опытного наставника.
Активно внедряют VR-решения и строительные компании, девелоперы. Смоделированная на обычном компьютере квартира не передаёт реальных масштабов, не отвечает на ряд вопросов потенциального покупателя. Виртуальная реальность работает здесь как эффективный маркетинговый инструмент и позволяет погрузить человека в заранее смоделированное пространство ещё на этапе строительства жилья или даже до его начала.
Пример: для ГК «Пионер» мы смоделировали пространство строящегося апарт-отеля. Потенциальные покупатели смогли, полностью погрузившись в виртуальное пространство, походить по нескольким апартаментам, сравнить их планировки, оценить обстановку, насладиться видом из окна и почувствовать себя владельцем реального помещения.
Такой подход позволил строительной компании наладить взаимодействие с клиентом, а покупателям дал ответы на вопросы о реальной площади апартаментов, их удобстве и практичности. Так по данным ассоциации VRARA, в России, Украине и Белоруссии, 55,8% опрошенных покупателей квартир подтвердили, что VR и AR-контент помог им сравнить предложения от разных застройщиков.
Читайте также: Путь просветления. Чем опасны бизнес-тренинги
Таким образом, VR-технологии при правильном подходе позволяют бизнесу снизить производственные и финансовые риски, сокращают расходы на тренировку персонала, устраняют фактор удалённости при обучении сотрудников или при работе с клиентами.
Стоимость описанных проектов индивидуальна и зависит от требований заказчика, сроков, а также от сложности проводимых работ. Как правило, компаниям разработка симуляции какого-либо реального процесса обходится от 1 млн и до 5-6 млн рублей.
При расчёте экономической целесообразности применения технологий в компании стоит учитывать не только стоимость аналогичного решения в привычном формате, но и сопутствующие расходы, которые позволяет сократить VR. Речь идёт, например, о времени, а также о финансовых затратах компании на командировки, аттестацию, тренинги.
Будущее виртуальной реальности
Мир не стоит на месте: технологии становятся привычным инструментом и частью нашей жизни, но стандартным набором компьютерных программ всё сложнее удивить клиента, мотивировать сотрудников к обучению или выгодно выделиться на фоне конкурентов. Компаниям приходится не только соответствовать общим тенденциям, но и придумывать методы, позволяющие быть лучше остальных игроков рынка. Одним из способов сделать это сегодня является VR/AR.
Иммерсивные технологии постоянно совершенствуется, раскрывая всё новый потенциал и возможности для компаний, сотрудников и их клиентов. Проекты с виртуальной реальностью ещё остаются достаточно новым явлением для компаний, но с течением времени появляется больше эффективных и успешно реализованных проектов, поэтому бизнес продолжит проявлять заинтересованность в приобретении таких технологий. Сегодня VR в России перешла от этапа, когда все говорят о технологии, но не используют, к этапу активного внедрения. Эффективность VR/AR в той или иной отрасли доказана конкретными цифрами и исследованиями, которые находятся в свободном доступе.
На рынке виртуальной реальности продолжается активное развитие сервиса и контента, появляется новое и более доступное по цене оборудование. Эти факторы способствуют широкому распространению технологий. Так, по прогнозам компании IDC, объём рынка виртуальной реальности к 2020 году вырастет до $20,4 млрд.
Если говорить в масштабах одного-двух десятков лет, то иммерсивные технологии имеют все шансы выйти на рынок B2C и стать повседневным и довольно доступным явлением для людей, чем-то вроде смартфона или планшета.