Запуск интернет-магазина: подходящее ли сейчас время?
Если вы задумываетесь об открытии своего онлайн-магазина, стоит учесть сегодняшние тенденции рынка электронной коммерции и правильно рассчитать свои силы.
Что происходит в сфере интернет-торговли?
Кажется, уже не осталось таких товаров и услуг, которых нельзя было бы найти в онлайне. Рынок e-commerce все еще растет — в отличие от тех же США, в России он далек от насыщения. Вместе с тем количество денег, которое тратится на покупки в Сети, постоянно увеличивается, а «витрины» заполняются еще быстрее. Если вы собираетесь открыть интернет-магазин, для вас это означает практически следующее: за каждого покупателя придется драться.
Эпоха копирования осталась в прошлом. Сегодня нельзя просто взять и запустить клон, похожий как две капли воды на какой-либо успешный проект. В 2017 году как никогда ранее нужно стремиться в слаборазвитые ниши.
Низкая конкурентная среда не будет означать, что вы сможете обойтись «облегченной версией» сервиса. Потребитель образца 2017 года уже достаточно избалован и капризен — все должно быть, как у самых крупных и продвинутых интернет-магазинов: «пластик», банковские переводы, популярные электронные кошельки, операторы связи и терминалы оплаты. То же касается и доставки: обычная почта, экспресс-отправка, курьер.
Еще один безусловно важный тренд — покупки со смартфонов и планшетов. Мобильный трафик сегодня составляет больше половины всего интернет-трафика.
Вот что нужно усвоить, открывая онлайн-магазин: он просто обязан быть адаптированным под мобильные устройства так, чтобы пользователь мог легко просмотреть каталог товара и быстро найти кнопку «купить». Самая частая причина, почему люди не расплачиваются в онлайн-шопах прямо со смартфонов и планшетов — веб-версия удобнее.
Можно ли запуститься без затрат?
Онлайн-магазин без первоначальных вложений возможен в трех вариантах: в соцсети, на базе бесплатного хостинга, на торговой площадке-агрегаторе магазинов. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.
Создать группу на сайтах VKontakte, Facebook или Одноклассники.ру, залить фотографии, проставить цены и пригласить пользователей — дело нескольких часов, но и полноценным магазином это назвать никак нельзя. Аудитория ограничена пользователями соцсети, нет системы приема электронных платежей, доставки и.т.д.
Второй вариант — создание сайта на конструкторе — подразумевает ограниченные возможности: типовой дизайн, ограниченное число фотографий, домен третьего порядка. Реалии таковы, что попытки запуститься на полностью бесплатной основе сегодня идут вразрез с понятиями сервиса, необходимого пользователю. Если магазин нужен в качестве хобби, тогда можно попробовать. Если же говорить о бизнесе, то важны домен первого порядка, постоянная работа над поисковой оптимизацией (и другие виды рекламы и маркетинга), оригинальный дизайн и мобильная версия.
К тому же необходимо тщательно продумать систему приема платежей. Если интегрироваться с каждым агентом по отдельности — банками, мобильными операторами, салонами связи, электронными платежными системами, то потребуются договоры, пакеты документов, время на рассмотрение, ну и, конечно, привлечение специалиста, который осуществит интеграцию.
Гораздо выгоднее заключить всего один договор с агрегатором всех возможных видов платежей, заточенным на интеграцию с e-commerce. Комиссия будет чуть выше, чем у каждого агента по отдельности, но технических проблем меньше — можно сосредоточиться на самом бизнес-процессе.
Тем, кто не готов вкладываться в создание собственного сайта, подойдет вариант размещения на готовой торговой площадке, объединяющей множество онлайн-магазинов. Плюсы такого выбора: простота запуска, развитая система приема платежей, организация доставки и техподдержка. Риски при отсутствии продаж минимальны: у некоторых агрегаторов удобный тариф — процент от совершенных сделок. Все знают популярный агрегатор интернет-магазинов — Яндекс. Маркет, но малому бизнесу там совершенно не пробиться среди крупных компаний. Маленькому магазинчику может подойти Robomarket — торговая площадка «под ключ».
Читайте также: Контекстная реклама для e-commerce: инструменты, аудитория, персонализация
Перспективные ниши
Одно из самых перспективных направлений для онлайн-торговли — это детские товары. Эксперты отмечают, что данный сегмент сохраняет потенциал даже в период спада экономики, ведь на детях, как известно, не принято экономить. Особого внимания заслуживают развивающие игрушки, материалы для творчества, пособия для родителей — все, что связано с новейшими тенденциями в сфере воспитания. Хорошим потенциалом также обладают устройства, обеспечивающие детскую безопасность — всевозможные GPS-трекеры в виде часов, брелков, кулонов.
Носимые гаджеты и устройства дополненной реальности в скором времени обещают стать таким же распространенным явлением, как мобильный телефон. Модельный ряд девайсов в виде очков и часов с начинкой смартфона продолжает расти. Рынок ждет все больше предложений и все больше интереса со стороны пользователей — самое время ловить эту волну.
В обществе увеличивается число приверженцев здорового образа жизни и спорта в частности, растет интерес к здоровому питанию и абонементам в фитнес-клубы. Отчасти этому способствует государственная политика и большое количество международных спортивных соревнований, проводимых в России. В связи с этим растут продажи специального спортивного питания, витаминных комплексов, суперполезных «чудо-продуктов», которые можно редко встретить на полках супермаркетов (например, плоды личи, крупа киноа, семена чиа).
Отдельно можно выделить такое направление, как «умная» одежда из нанотканей. Профессиональные спортсмены уже заметили эту новинку, теперь дело за простыми обывателями. В скором времени футболки, не впитывающие запах пота и насыщающие кожу витамином Е, а также кроссовки с системой кондиционирования можно будет увидеть на каждом втором посетителе фитнес-клуба.
Вообще, тема наноматериалов очень перспективна, и это касается не только спортивной одежды. Турция и Китай уже изготавливают мужские костюмы со «встроенным» запахом парфюма, белые немнущиеся рубашки и антицеллюлитные колготки.
Как оценить величину спроса?
На этапе проработки идеи интернет-магазина важно оценить потребность аудитории в тех или иных товарах. В этом поможет статистика поиска в Google и Яндекс, которую может посмотреть каждый желающий.
Например, вы хотите проверить, сколько запросов за последний месяц было сделано по словосочетаниям «съедобный пластилин» — используйте сайт wordstat.yandex.ru, где можно даже посмотреть цифры по конкретным регионам. Оценить долгосрочную перспективу поможет ресурс Google trends, который покажет данные по популярности запроса за последние пять лет.
Если интерес публики довольно высок и тенденция набирает обороты — нужно обратиться к изучению конкурентов. Здесь важен качественный, а не количественный анализ. Задайте поиск по ключевым словам и проверьте, кто уже занимается реализацией товара или услуги — оцените сайт, его активность, наполнение и ассортимент, количество отзывов, структуру жалоб, скорость обратной связи. Если выдача покажет меньше десяти работоспособных «живых» магазинов (в идеале — трех), стоит задуматься об этой нише и начать составлять бизнес-план.
Автор: Татьяна Глазачева