ЕГАИС – первые итоги внедрения: комментарии участников рынка
Дмитрий Потапенко,CEO Management Development Group, Inc.:
ЕГАИС это не проблема, это полный пи…ц. Я вам не скажу за всю Одессу, но мы живем на старых остатках, и у нас ассортимент уже просел на 30%. Не знаю, может, это мы не умеем работать. Но факт остается фактом – дыры в ассортименте приходится замещать другими позициями, потому что работа с поставщиками сейчас просто ужас. Основная проблема в том, что система работает с очень жестокими сбоями, так что для нас она пока ничего хорошего не дала. Ничего хорошего от системы я и не жду.
Борис Родионов, основатель частной винокурни «Родионов с сыновьями»:
Я ненавижу этот ЕГАИС, потому что понимаю, что он никому не нужен, нигде в мире нет ЕГАИС. Я произвожу алкоголь в Польше, а продаю по всему миру и в Англии, и во Франции, и в Америке, и в Китае – нигде нет ЕГАИС. В результате у нас куча народа занимается ЕГАИСом, замучили всех производителей и продавцов, еще у них эта система постоянно не работает. Если появится социальная водка, тогда будут появляться и нормальные законы, вместо истерической борьбы с контрафактом, и ЕГАИС тогда будет не нужен.
X5 Retail Group , представитель пресс-службы:
С 1 января все распределительные центры Х5 осуществляют учет алкогольной продукции в ЕГАИС. Небольшие затруднения были, в основном, в первые дни Нового года, во время новогодних праздников. В дальнейшем взаимодействие с поставщиками было отлажено и объем поставок приведён в соответствие с графиком. Продукция, которая не была учтена поставщиками в ЕГАИС ранее, может быть поставлена на баланс в течение 2016 года и таким образом введена в законный оборот. Благодаря тому, что Х5 участвовала в ЕГАИС ещё на этапе пилотного внедрения системы, к сегодняшнему дню на складах Х5 компании такой продукции практически не осталось.
Оксана Токарева, руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям «МЕТРО Кэш энд Керри Россия»:
В работе системы ЕГАИС сбоев нет. С момента начала работы системы приемка алкогольной продукции идет в обычном режиме. Сотрудники торговых центров, отвечающие за работу с системой ЕГАИС, прошли заранее все необходимые тренинги. Перебоев с объемами ассортимента алкогольной продукции и сроками поставок нет.
«ДИКСИ», пресс-служба:
«Дикси» заранее подготовилась к работе в ЕГАИС и к 1 января завершила донастройки системы. Сегодня система функционирует в рабочем режиме, сбоев, которые сказывались бы на представленности продукции на полках, нет, технические вопросы решаются с ЦентрИнформ в режиме онлайн. Представленность ассортимента на полках во всех форматах ГК «Дикси» максимальная, выпавших позиций или недопоставок нет.
Мы уверены, что вскоре после того, как контур системы «замкнется», доля контрафактного алкоголя на рынке начнет стремительно уменьшаться.
Кирилл Болматов, директор по корпоративным отношениям Heineken Russia:
Компания Heineken начала тестирование системы ЕГАИС заранее, чтобы к моменту ее официального запуска быть полностью готовой и избежать риска сбоев. Также мы старались информировать наших партнеров в рознице о необходимости заблаговременного внедрения и тестирования этой системы. Однако, ввиду сложности и технологического несовершенства системы бесперебойного перехода достичь не удалось. До сих пор в системе имеют место частые и продолжительные (до нескольких часов) сбои и зависания. В результате в некоторых магазинах в январе 2015 г. были зафиксированы случаи отказа в отгрузках, срыв сроков поставок, простои транспорта и даже замерзание пива из-за несвоевременной отгрузки.
В целом, эта система нам представляется рабочей, однако ее практическое воплощение пока несовершенно. Надеемся, все проблемы и баги, не позволяющие ЕГАИС работать «как часы», в ближайшее время будут устранены. И конечно, чрезвычайно важным является постоянный плотный контакт производителей, ритейлеров и РАР с целью максимально быстрого реагирования на возникающие сбои или выявленные проблемные вопросы.
Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям АО «САН ИнБев»:
С уверенностью можно сказать, что на данный момент система ЕГАИС не стабильна. Недавно, 22 января, система не работала на протяжении более 12 часов, и пользователи лишились возможности регистрации документов. Машины с пивом замерзали на отгрузке около складов, ожидая подтверждения от системы в течение нескольких часов. Также регулярно отмечаются возвраты продукции, когда партнер не видит отгрузку в системе: за три недели января процент возвратов достиг 10% от общего объема отгрузок. Потери компаний от таких неполадок в ЕГАИС складываются из нескольких факторов: испорченный товар, простой транспорта, сверхурочные выплаты сотрудникам. В годовой перспективе, это очень значительные суммы. Важно отметить, что даже без учета потерь от сбоев работа с системой требует значительных вложений: так, в прошлом году все производители пива потратили до 1 миллиона рублей на каждый завод для внедрения ЕГАИС на производстве. ЕГАИС изначально была введена для крепких алкогольных напитков, и сейчас ее пытаются адаптировать к реалиям оборота пива. Проблемы в системе и вызванные ими финансовые потери могут заставить некоторых оптовиков, малые и средние предприятия, а также розничные точки вовсе исключить из своего портфеля пиво. По нашим оценкам, сейчас под угрозой находятся уже около 20% наших розничных партнеров.
Евгений Павлов, член совета директоров RUSALKA Group:
ЕГАИС – пример того как государство упражняется на отрасли. Сначала оптовик борется за полку, а когда попадает на нее, а выясняется, что в соседней избушке водка по 100 рублей, а у нас по 180… Пока половина алкоголя продается мимо касс, вы долго протяните? Мы можем снижать издержки до нуля, все равно не зарабатывать. В Екатеринбурге в 2 часа ночи я знаю, где купить водку в любом районе города. И не только в Екатеринбурге. Легальному производителю невозможно конкурировать с черным сектором!
Автор: Ольга Крыкова