Эксперты отметили основные тенденции в торговой недвижимости Москвы
Основными тенденциями прошлого года стали рекордный ввод новых торговых объектов, пересмотр коммерческих условий в большинстве столичных моллов и рост уровня вакантных помещений. К такому выводу пришли в компании Colliers International, проанализировав рынок торговой недвижимости Москвы.
Как сообщается в 2014 году структура и объем спроса на торговые помещения претерпели заметные изменения, что обусловлено нестабильной экономической ситуацией в стране, сокращением объемов розничной торговли и спадом покупательской активности населения. Арендаторы отдавали предпочтение действующим объектам с хорошей локацией и высоким трафиком, что повлияло на заполняемость новых торговых комплексов. Кроме того, заметно сократилась доля договоров аренды, где ставка указана в долларах США, в пользу рублевых контрактов.
В прошлом году многие торговые операторы скорректировали планы по развитию. Порядка десяти международных ритейлеров приняли решение об уходе с российского рынка. При этом более 40 новых брендов открыли первые магазины в Москве и крупных городах России. Большая часть новых брендов представлена операторами fashion-сегмента (59%): Monki, Lefties, Forever 21, Isabel Garсia, Suitsupply, Deichmann и другие. Также активно развивались в 2014 году операторы группы «повседневного спроса» ("продукты", "детские товары", DIY и fast-food).
Рынок общественного питания демонстрировал уверенный рост за счет увеличения количества сетевых заведений. Лидеры продовольственного ритейла взялись за оптимизацию ассортимента и открывали новые магазины: X5 Retail Group проводит реконцепцию сети "Перекресток", "Азбука Вкуса" запустила новый формат магазинов "у дома" AB Daily и сеть "АВ Маркет", где представлены товары среднего ценового сегмента.
По итогам года в Москве ввели в эксплуатацию 16 профессиональных торговых центров общей арендуемой площадью 761 880 кв. м, а общий объем предложения арендопригодной торговой недвижимости столицы достиг 5,5 млн. кв. м. Среди наиболее крупных ТРЦ, открывшихся в прошлом году, эксперты выделяют "Vegas Крокус Сити" (арендопригодная площадь - 112 500 кв. м) и "Авиапарк" (224 800 кв. м).
Как отмечают аналитики, новые торговые комплексы зачастую испытывали сложности с привлечением арендаторов. Например, в некоторых проектах из-за низкой заполняемости на момент ввода пустовали более 70% помещений. В результате упавшего спроса со стороны ритейлеров уровень вакантных площадей в среднем по Москве вырос до 6%, увеличившись за год на 3,2 п.п.
Несмотря на тенденцию последних лет к укрупнению торговых центров, эксперты говорят о растущем интересе девелоперов к центрам районного формата. Ожидается, что учитывая удобное расположение таких объектов, позволяющее сократить затраты на поездку за покупками, в среднесрочной перспективе данный формат будет очень востребован. При этом ТРЦ, ориентированные на повседневные запросы потребителей, испытывают меньше трудностей с привлечением арендаторов и наращиванием трафика, чем некоторые крупноформатные объекты.
На 2015 год, по данным Colliers International, в Москве заявлены к открытию 26 профессиональных торговых центров, включая объекты, не введенные в эксплуатацию в прошлом году: Mari, Columbus, "Центральный Детский Магазин на Лубянке" и "Кунцево Плаза". Также на 2015 год запланирован запуск нескольких объектов суперрегионального формата, включая ТРЦ "РИО" на Киевском шоссе, "Ривьеру" и "Зеленопарк". Однако, по мнению аналитиков, выход на рынок ряда объектов будет перенесен на более поздние сроки, а максимальный объем нового предложения составит порядка 720 тыс. кв. м.