Малый бизнес: используем свой статус!
КРИТЕРИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:
ПРОВЕРЯЕМ СТАТУС
Категория малого предприятия определена в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ). Так, к субъектам малого предпринимательства (далее – СМП) можно отнести коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), потребительские кооперативы и индивидуальных предпринимателей (в т. ч. КФХ), если одновременно ими выполняются следующие условия:
- Доля участия в уставном капитале потенциального СМП суммарно не превышает:
- 25 % – если участники: РФ, субъект РФ, муниципальные образования, общественные, религиозные организации и фонды;
- 49 % – если участники – иностранные организации;
- 49 % – если участники – другие организации, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства.
- Не более 100 человек – средняя численность работников за предшествующий календарный год.
- Не более 800 млн руб. – выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учёта НДС за предшествующий календарный год.
Приведём пример. Как определить, соответствует ли ваша организация СМП (предположим, что требования к участникам организации соответствуют требованиям, предъявляемым Законом № 209-ФЗ):
СРЕДНЯЯ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ЗА ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГОД, ЧЕЛ. |
ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) БЕЗ УЧЁТА НДС ЗА ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГОД, |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2013 |
2014 |
2015 |
105 |
100 |
103 |
350 |
450 |
810 |
Вывод. В течение трёх лет подряд средняя численность работников и выручка организации не превышала установленных Законом № 209-ФЗ предельных значений. Следовательно, на протяжении 2016 года организация будет считаться малым предприятием.
Для сведения: для микропредприятий и субъектов среднего предпринимательства требования в отношении участия в их уставном капитале идентичны СМП. При этом для микропредприятий средняя численность работников не должна превышать 14 человек, а выручка от реализации – 120 млн руб. А для средних предприятий не более 250 человек и 2 млрд руб. соответственно.
Вновь созданной организации также можно получить статус СМП, не дожидаясь истечения календарного года. Если все перечисленные выше критерии не превышают предельных значений за период, прошедший со дня государственной регистрации, то организация подпадает под СМП.
Однако СМП утратит свой статус, если будет превышено предельное значение:
- доли участия в уставном капитале – с даты, когда изменение долей в уставном капитале зарегистрировано в ЕГРЮЛ;
- численности работников и выручки от реализации в течение трёх календарных лет подряд – по истечении этих трёх лет, т. е. на четвёртый год.
ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СТАТУСЕ МАЛЫХ
В ст. 7 Закона № 209-ФЗ определены ключевые меры поддержки малого предпринимательства за счёт снижения финансовых и управленческих издержек с целью создания комфортного ведения бизнеса в России. Рассмотрим наиболее значимые льготы.
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС ОСВОБОЖДЁН ОТ ПРОВЕРОК В ТЕЧЕНИЕ ТРЁХ ЛЕТ.
С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года введён мораторий на проведение плановых неналоговых проверок в отношении СМП. Однако такие «каникулы» не распространяются:
- на виды деятельности, указанные в ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ;
- на отдельные виды государственного контроля, исчерпывающий перечень которых содержится в ч. 6 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ;
- на злостных нарушителей, критерии которых приведены в ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ.
В случае если юридическое лицо (ИП) обнаружит, что сведения о нём неправомерно содержатся в ежегодном плане проведения плановых проверок, то ему необходимо направить соответствующее заявление в орган государственного контроля об исключении его из плана проверок.
2. МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Особенности налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства законодательством РФ о налогах и сборах не предусмотрены.
Вместе с тем такие льготы могут устанавливаться на региональном и местном уровне нормативно-правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. В частности, по земельному налогу.
Так, на территории города Москвы, в зависимости от категории земельного участка, применяются дифференцированные налоговые ставки, установленные Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге». Как правило, СМП уплачивают земельный налог по ставке 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Также, к примеру, Законом г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» предусмотрено, что СМП уплачивает налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости недвижимости, но при соблюдении ещё двух условий:
- налогоплательщик состоит на учёте в налоговых органах не менее трёх календарных лет, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;
- за предшествующий налоговый период средняя численность работников налогоплательщика составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации на одного работника составила не менее 2 млн руб.
При этом налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 м2 площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика.
3. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СМП.
На основании ч. 2 ст. 5 Закона № 209-ФЗ сплошные статистические наблюдения за деятельностью СМП проводятся один раз в пять лет.
Однако данное правило не действует, если СМП попали в так называемую «выборку»12, которая проводится ежемесячно или ежеквартально. В этом случае малым предприятиям придётся представлять статотчётность в Росстат. Узнать подробный порядок представления и сроки сдачи отчётности, а также бесплатно получить бланки форм федерального статистического наблюдения вы можете в территориальном отделении Росстата.
4. ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ СМП КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ.
С 1 июня 2014 года на основании Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощённом порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Указание № 3210-У) для СМП действует упрощённый порядок ведения кассовых операция, который заключается в том, что лимит остатка наличных денег СМП могут не устанавливать.
5. ЛЬГОТЫ В СФЕРЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА И ОТЧЁТНОСТИ.
По общему правилу СМП используют упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта. Однако если СМП относятся к экономическим субъектам, перечисленным в ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее – Закон № 402-ФЗ), то применять упрощённую бухгалтерскую отчётность такие субъекты не могут.
Субъектам малого предпринимательства разрешены следующие способы упрощения бухучёта и отчётности:
- самостоятельное ведение бухучёта руководителем организации на основании соответствующего приказа;
- сокращённый рабочий план счетов;
- упрощённая форма баланса и отчёта о финансовых результатах.
- Пояснения к отчётности составляются, если в них нужно привести информацию, без которой невозможно оценить финансовое положение или результаты деятельности организации;
- использование кассового метода учёта доходов и расходов;
- ПБУ 2/2008, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 18/02, ПБУ 12/2010 не применяются;
- резерв на оплату отпусков не создаётся;
- проценты по займам учитываются как прочие расходы;
- финансовые вложения не переоцениваются по рыночной стоимости;
- ошибки в бухучёте исправляются как несущественные;
- последствия изменения учётной политики отражаются в отчётности перспективно.
- Способы упрощения бухучёта и отчётности, применяемые СМП, должны быть закреплены в учётной политике.
- Что касается уплаты СМП взносов на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование, то законодательством в этой области особенности не установлены. СМП исчисляют и уплачивают страховые взносы в общем порядке.
6. ПРЕФЕРЕНЦИИ В СФЕРЕ АРЕНДЫ.
СМП, арендующим нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне города Москвы, предоставлена имущественная поддержка в виде ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 м2 в год. Такой размер арендной платы установлен до 30 июня 2016 года.
При этом не все СМП могут воспользоваться льготной арендной ставкой, а только поименованные в п. п. 1.1 – 1.3.2 Постановления № 800-ПП.
Решение о предоставлении имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за 1 м2 принимается Межведомственной комиссией на основании обращения СМП с приложением комплекта документов.
Следует помнить, что для получения льготной арендной ставки на следующий год СМП необходимо обратиться в Департамент городского имущества города Москвы или Межведомственную комиссию в срок до 1 декабря текущего года.
7. ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ПРАВО ПРИОБРЕТЕНИЯ АРЕНДОВАННОГО ИМУЩЕСТВА.
Напомним, что Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 159-ФЗ) для СМП установлено преимущественное право на приобретение в собственность арендованного недвижимого государственного или муниципального имущества. Воспользоваться таким правом СМП сможет до 1 июля 2018 года.
Для реализации преимущественного права на приобретение имущества СМП (за исключением некоторых) следует соблюсти условия, предусмотренные ст. 3 Закона № 159-ФЗ:
- по состоянию на 1 июля 2015 года имущество находится в аренде непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором аренды такого имущества;
- у арендатора отсутствует задолженность по арендной плате и неустойкам (штрафам, пеням);
- арендуемое имущество не включено в утверждённый перечень имущества, предназначенного для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
В случае если все условия соблюдены, СМП – арендатор может обратиться в уполномоченный орган с заявлением о приобретении в собственность арендуемого имущества. В свою очередь уполномоченный орган обязан принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок.
8. ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТЕНДЕРАХ.
По общему требованию при осуществлении закупок заказчик обязан предоставить преимущества отдельным категориям участников.
Перечислим основные преимущества, предоставляемые для СМП:
- На основании ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять не менее 15 % совокупного годового объёма закупок у СМП.
Однако такая обязанность у заказчика отсутствует в случае, если рассчитанный объём закупок у СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций составил ноль рублей.
Реализовать данное требование заказчик может путём указания в извещении о проведении закупки, что её участниками являются только СМП и социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная максимальная цена контракта (НМЦК) не может превышать 20 млн руб.
Вторым способом соблюдения ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ является привлечение СМП в качестве субподрядчиков (соисполнителей). Такое условие должно быть зафиксировано в контракте.
- Если участником закупки является СМП, то размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе не может превышать 2 % НМЦК.
- Срок оплаты контракта (отдельного этапа его исполнения), заключённого с СМП, не должен превышать 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приёмке. Такое условие об оплате обязательно должно быть отражено в контракте.
- Для участия в закупках СМП не требуется подтверждать свой статус дополнительными документами. Участнику необходимо только задекларировать в заявке свою принадлежность к СМП.
В заключение отметим, что для использования льгот, установленных для СМП, не требуется получать специальный документ, свидетельствующий о статусе СМП. И, более того, не нужно вносить сведения о компании в реестры СМП – получателей поддержки. Согласно ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 16 Закона № 209-ФЗ в такие реестры включаются сведения только о тех предприятиях, которые получают от этих органов финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, а также поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. В случае если организации необходимо подтвердить свое соответствие СМП, то о таком статусе могут свидетельствовать, к примеру, выписка из ЕГРЮЛ, бухгалтерская и статистическая отчётность.
Надеемся, что перечисленные в статье меры поддержки малого предпринимательства будут полезны для СМП и помогут эффективно использовать свой статус с целью снижения финансовых издержек.
к. э. н., главный бухгалтер ГК «ЛАНИТ Образование»
Третий из них – это доля участия юридических лиц в уставном капитале компании, и с 30 июня именно он изменился в пользу компаний. Теперь к малым предприятиям относятся организации, уставный капитал которых состоит не более чем из 49 % вкладов других юридических лиц.
Для бухгалтера основными преимуществами СМП, помимо перечисленных в статье, являются следующие возможности:
- применение специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД, ПСН, СРП, ЕСХН);
- пониженные ставки страховых взносов для некоторых видов деятельности;
- субсидии от региональных властей (например, для столичных компаний – 500 тыс. руб. на основные средства, сырьё, материалы и рабочую силу);
- возможность сдачи отчётности не через электронные каналы связи (обратите внимание, ограничения по численности более жёсткие, чем в Законе № 209-ФЗ);
- аудит годовой финансовой отчётности не является обязательным.
Грамотно спланировав будущую деятельность, владельцы СМП могут существенно снизить налоговую нагрузку на свой бизнес. Так, правильный выбор подходящего вида экономической деятельности позволит сократить ключевые издержки. Главное условие – эта деятельность должна быть основной для компании. Компиляцией такого действия может быть применение СМП "упрощёнки" с пониженными ставками страховых взносов для наёмных сотрудников. Правительство (хоть и не совсем явно, но всё же) законодательно поощряет любые начинания, направленные на производство продукции (в противовес торговле). И то, что компания, которая занимается производством, не может применять УСН, является распространённым заблуждением. Примером вышеобозначенной компиляции может быть частная швейная мини-фабрика на "упрощёнке". Если такую мини-фабрику зарегистрировать на территории Москвы, есть шансы получить субсидию от властей до полумиллиона рублей на развитие бизнеса.
Соблюдая все установленные лимиты и ограничения, мини-фабрика на "упрощёнке" не будет платить налог на прибыль, НДС, а страховые взносы будут составлять всего 20 % от начисленных выплат в пользу физических лиц (против 30 % для плательщиков, не имеющих привилегий). Помимо этого, владельцам такой фабрики не нужно будет тратить дополнительные средства для проведения обязательного аудита, так как СМП не обязаны это делать. Так же, как не нужно будет оплачивать и абонентское обслуживание за сдачу отчётов в электронном виде. Однако при этом есть важное требование – на фабрике должны работать не более 25 человек.
Автор: Антоновская Ксения, эксперт-юрист экспертно-консультационного отдела компании «Что делать Консалт».