Молоко, духи, велосипеды: что еще будут маркировать в ближайшее время
С 1 января вступил в силу закон о маркировке товаров — ФЗ №487-ФЗ. Штраф за нарушения такого закона достигает 300 тысяч рублей. При этом список позиций, подлежащих маркировке, с начала года расширился и продолжает расти. Какие товары планируется маркировать в ближайшем будущем и как подготовиться к нововведению на рабочих местах без стресса, рассказал генеральный директор «Облачный ритейл» (бренд МТС Касса) Максим Исаев.
Какие товары подлежат маркировке в ближайшем будущем?
К маркировке алкоголя все уже привыкли и прекрасно работают с системой ЕГАИС. С марта к торговцам алкоголем уже начали присоединяться реализаторы табака. С 1 июля производители уже не выпускают немаркированные табачные изделия. И хотя пока еще можно продавать старые запасы немаркированного табака, с июля 2020 года продажа немаркированного табака полностью прекратится. С июня 2019-го в такой же ситуации оказались продавцы меховых изделий. С 1 июля началась регистрация участников оборота обувных товаров — немаркированную обувь запретят продавать в марте следующего года. Также 1 июля начался первый этап маркировки 7 видов лекарственных препаратов — мед учреждения, аптеки и производители аппаратов регистрировались в системе. Их маркировка стала обязательной с 1 октября.
Готовятся к маркировке продавцы, производители и импортеры других товаров. Некоторые товары, например, инвалидные кресла-коляски и велосипеды, маркируются с начала сентября этого года в качестве эксперимента. Оценка результатов эксперимента будет проводиться поэтапно. Для кресел-колясок с ручным приводом — до 1 декабря 2020 года, для электрических кресел-колясок — до 1 июня 2021 года, для велосипедов — до 30 июня 2020 года.
Такие же эксперименты с маркировкой товаров проводятся и с другими товарами: с мая по июль 2019 года стартовала экспериментальная маркировка фототехники (фотокамеры и лампы-вспышки), автомобильных покрышек, некоторых товаров легкой промышленности (одежда из кожи, женские блузки, женские и мужские пальто, постельное, столовое, туалетное и кухонное бельё) и парфюм (духи и туалетная вода). Обязательная маркировка этих позиций начнется уже скоро — с 1 декабря.
Продукты питания тоже постепенно будут маркироваться. Так, например, с 15 июля 2019 года экспериментально маркируется готовая молочная продукция: фасованное молоко, сгущенные виды молока, кисломолочная продукция, сыры и сливочное масло, мороженое и многое другое. Эксперимент продлится до 29 февраля 2020-го, и по итогам будет принято решение о маркировке других видов продуктов питания. Причем молоко, как продукт, подлежащий ветеринарному контролю, должен регистрироваться еще и в системе «Меркурий». Здесь контроль будет осуществляться так: качество молока до обработки на предприятии контролируется «Меркурием», после — готовая продукция маркируется и отправляется на полки магазинов. Такая же процедура будет применяться и к другим продовольственным товарам. Сейчас в очереди на эксперименты с маркировкой уже стоят некоторые виды напитков, питьевая вода, икра. Дата введения маркировки минеральной воды и начало эксперимента может быть определено на заседании Государственной комиссии в декабре.
Планируется, что к 2024 году единая национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от табачных изделий до ювелирки.
Как это работает: система и коды маркировки
На товар из перечня еще на этапе производства будет наноситься код DataMatrix. Его можно будет получить в национальной системе маркировки «Честный знак». Производитель товара или его импортер печатает этикетку с кодом и наклеивает на упаковку готовой продукции. После этого все перемещения товара от производителя к торговой точке фиксируются в системе, так как код маркировки будет сканироваться с товара на всех этапах. После реализации единица товара удаляется из оборота.
Перестройка процессов потребуется не только производителям, но и розничным предпринимателям. Им придется также зарегистрироваться в системе маркировки, подключиться к системе электронного документооборота, модернизировать кассовое оборудование: приобрести 2D-сканер штрихкодов и обновить кассовую технику, чтобы она могла работать с системами маркировки. Большим плюсом станет наличие товароучетной системы с соответствующей программой.
Владельцам кнопочных онлайн-касс придется сложнее всего — им нужно будет перепрошивать свои кассы под каждый этап маркировки плюс устанавливать обновления вручную. Также кассы придется подключать к компьютеру и планшету, чтобы они могли работать с системой — иначе никак.
Владельцам смарт-терминалов — касс, похожих на планшеты — достаточно будет обратиться к производителю за обновлениями и купить 2D-сканер. Обновления эти часто платные — но не всегда. У нас в МТС, например, все обновления в кассах проходят бесплатно и автоматически. В некоторые модели касс уже встроен 2D-сканер. Значительно упростит работу с маркировкой товароучетная система — программа, подключаемая к онлайн-кассе. Через нее легко вести документооборот при приемке маркированных товаров и их учет в единой системе. Не нужно выходить на сторонние сервисы.
Несмотря на кажущуюся сложность и некоторые затраты, переход на торговлю маркированными товарами не так страшен для предпринимателей. Наоборот, он минимизирует появление на прилавках контрафактной или некачественной продукции, устраняет «серые» схемы и возможность хищения продукции и в конечном счете делает рынок более цивилизованным, а торговлю — более эффективной.