Мониторинг федерального законодательства от 28 декабря 2015 года
Подготовлено Компанией «Гарант Интернэшнл» по материалам
Мониторинг федерального законодательства от 28.12.2015
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Приказ Федеральной налоговой службы от 25 ноября 2015 г. N ММВ-7-11/544@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 24.12.2014 N ММВ-7-11/671@"
Декларация 3-НДФЛ за 2015 г. подается в соответствии с новой формой.
Скорректирована налоговая декларация по НДФЛ (форма 3-НДФЛ).
Изменения обусловлены введением инвестиционных налоговых вычетов, созданием специального института контроля в отношении прибыли контролируемых иностранных компаний, пересмотром порядка налогообложения дивидендов и иных доходов от долевого участия в организациях.
В частности, предусмотрен отдельный лист декларации для расчета налоговой базы и суммы налога в отношении доходов в виде дивидендов.
Также изменения обусловлены уточнением порядка предоставления имущественных налоговых вычетов при продаже имущества и социальных налоговых вычетов.
Обновленная форма 3-НДФЛ применяется с подачи декларации за 2015 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2015 г. Регистрационный N 40163.
__________
Письмо Федеральной налоговой службы от 18 декабря 2015 г. N СД-4-3/22222@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за ноябрь 2015 года"
Рассчитываем НДПИ в отношении нефти за ноябрь 2015 г.
Приводятся данные, применяемые для расчета НДПИ в отношении нефти за ноябрь 2015 г.
При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 41,72 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 65,0337 значение Кц определено как 6,6579 (в предыдущем налоговом периоде Кц составил 7,6405).
Напомним, что ставка НДПИ в отношении нефти рассчитывается исходя из базовой ставки с применением ряда коэффициентов. В их числе коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц).
Данные для расчета НДПИ за октябрь 2015 г. приведены в письме ФНС России от 18 ноября 2015 г. N СД-4-3/20128@.
__________
Банковская деятельность
Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. N 1364 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. N 1093"
Компенсации по "советским" вкладам будут выдаваться и в наступающем году.
Скорректировано Постановление Правительства РФ о порядке осуществления в 2010-2015 гг. компенсационных выплат гражданам России по вкладам (взносам) в организациях государственного страхования (ОАО "Российская государственная страховая компания" и обществах системы Росгосстраха).
Установлено, что выплаты также будут производиться в 2016 г.
Напомним, что гражданам по 1945 г. рождения включительно (в т. ч. их наследникам) компенсации выплачиваются в 3-кратном размере остатка вкладов; лицам 1946-1991 гг. рождения (в т. ч. их наследникам) - в 2-кратном размере.
К сумме компенсации применяются коэффициенты, размер которых зависит от года окончания действия договора страхования и года выплаты страховой (выкупной) суммы.
Поправки вступают в силу с 01.01.2016.
__________
Информация Банка России от 22 декабря 2015 г. "О введении моратория на удовлетворение требований кредиторов ООО "Внешпромбанк"
Введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов ООО "Внешпромбанк".
Пресс-служба Банка России сообщает о введении с 22 декабря 2015 г. сроком на 3 месяца моратория на удовлетворение требований кредиторов ООО "Внешпромбанк". Причина этого - неудовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам в сроки, превышающие 7 дней с момента наступления даты их удовлетворения.
Введение моратория является страховым случаем. Выплаты вкладчикам банка, включая ИП, начнутся не позже 14 дней со дня введения моратория. Порядок выплат определит Агентство по страхованию вкладов.
__________
Информация Банка России от 18 декабря 2015 г. "Об изменении даты начала применения плана счетов бухгалтерского учета и отраслевых стандартов бухгалтерского учета"
Перенесен срок вступления в силу плана счетов и стандартов бухучета для некоторых некредитных финансовых организаций.
Ранее Банк России утвердил план счетов и ряд отраслевых стандартов бухучета для некредитных финансовых организаций. За основу были взяты МСФО. В отношении профучастников РЦБ, организаторов торговли, центральных контрагентов, клиринговых организаций, форекс-дилеров и управляющих компаний инвестфондов указанные документы должны были вступить в силу с 1 января 2017 г.
Решено перенести эту дату на 1 января 2018 г.
По мнению ЦБ РФ, данная мера даст возможность вышеназванным организациям и разработчикам ПО своевременно и детально проработать методологические и технические аспекты внедрения плана и стандартов.
__________
Информация Банка России от 18 декабря 2015 г. "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
РУССТРОЙБАНК остался без лицензии.
С 18.12.2015 у АО "РУССТРОЙБАНК" (Москва) отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
В связи с потерей ликвидности АО своевременно не исполняло обязательства перед кредиторами. При этом банк был вовлечен в проведение сомнительных транзитных операций в крупных объемах. Руководители и собственники не предприняли действенных мер по нормализации деятельности АО и восстановлению финансового положения.
В банк назначена временная администрация сроком действия до момента назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов приостановлены.
Банк участвует в системе страхования вкладов. Отзыв лицензии является страховым случаем в отношении обязательств по вкладам населения. Законодательством предусмотрена выплата вкладчикам страхового возмещения в размере 100% остатка средств, но не более 1,4 млн руб. в совокупности на одного вкладчика.
По величине активов на 01.12.2015 банк занимал 135 место в банковской системе России.
__________
Инструкция Банка России от 13 сентября 2015 г. N 168-И "О порядке лицензирования Банком России профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и порядке ведения реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг"
Брокерская деятельность лицензируется Банком России: установлен порядок.
Утверждена Инструкция о порядке лицензирования Банком России профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Она принята взамен аналогичного административного регламента ФСФР России.
Перечислены виды лицензий. Например, отдельный разрешительный документ выдается на осуществление брокерской деятельности только по заключению договоров - производных финансовых инструментов, базисным активом которых является товар.
Документы для получения, переоформления лицензии, выдачи ее дубликата (их перечень приводится) подаются в уполномоченное структурное подразделение Банка России. Им является Департамент допуска на финансовый рынок.
Информация о выдаче лицензии (об отказе в этом) размещается на официальном сайте ЦБ РФ не позднее следующего рабочего дня после даты принятия соответствующего решения.
Урегулирована процедура ведения реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после даты ее официального опубликования в "Вестнике Банка России".
__________
Валютное регулирование и валютный контроль
Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. N 1365 "О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации"
Как физлица-резиденты отчитываются в инспекцию о движении средств по счетам (вкладам) в иностранных банках?
Физлица-резиденты обязаны представлять в инспекцию по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в иностранных банках.
Установлено, как это делается.
Отчет подается ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным. В некоторых случаях отчеты представляются в иные сроки (перечислены).
Установлены требования к оформлению отчета. Приведена его форма. В частности, отчет содержит персональные данные резидента, информацию о банке, в котором открыт счет (вклад), реквизитах такого счета, общие сведения об остатках средств на начало (конец) года, зачислении (списании) средств за отчетный период и др.
Отчет можно представить несколькими способами. Во-первых, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России. В таком случае отчет должен быть подписан усиленной неквалифицированной электронной подписью. Во-вторых, лично либо через представителя на бумажном носителе. В-третьих, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Вместе с отчетом физлицо вправе представить подтверждающие документы и информацию.
Отчеты представляются в соответствии с данным порядком начиная с отчетности за 2015 г.
__________
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2015 г. N 1397 "О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778"
С нового года Россия вводит запрет на ввоз продуктов с Украины.
С 1 января 2016 г. вводится запрет на ввоз в Россию сельхозпродукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Украина.
Принятое решение направлено на распространение специальных ответных экономических мер в отношении Украины. Это связано со вступлением в силу с 1 января 2016 г. экономического раздела Соглашения об ассоциации Украина - Европейский союз. Иными словами, Украина с нового года вступает в зону свободной торговли с Европой, и в Россию могли ввозиться товары из других стран под видом украинских.
__________
Информация Министерства экономического развития РФ от 21 декабря 2015 г. "О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 января 2016 г."
Ставки вывозной пошлины на нефть на январь 2016 г.
Определены ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров из нее на январь 2016 г.
При их расчете учтена средняя цена на сырую нефть марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. По результатам мониторинга за период с 15 ноября по 14 декабря 2015 г. она составила 287,7 долл. США за тонну.
В январе ставка пошлины на сырую нефть понижается с 88,4 до 73,3 долл. США за тонну. Льготная ставка остается на нулевом уровне. Ставка на сверхвязкую нефть составляет 8,7 долл. США.
Ставка на легкие и средние дистилляты, бензол, толуол, ксилолы, смазочные масла понижается с 42,4 до 29,3 долл. США.
Ставка на мазут, отработанные нефтепродукты, вазелин и парафин (кроме сырых и прочих), нефтяной битум снизилась до 60,1 долл. США.
Для нефтяного кальцинированного кокса сохраняется нулевая ставка. Для некальцинированного - 4,7 долл. США.
В январе для товарных бензинов ставка составляет 44,7 долл. США, для прямогонного - 52 долл. США. Ставка на дизельное топливо - 29,3 долл. США.
Ставка на тримеры и тетрамеры пропилена равна 4,7 долл. США.
На сжиженные углеводородные газы, этан, бутан и изобутан сохраняется нулевая ставка.
__________
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. N 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
О порядке контроля соответствия информации в сфере закупок.
Установлено, как должно контролироваться соответствие сведений, содержащихся в планах закупок, планах-графиках закупок, извещениях, проектах контрактов, реестре контрактов, информации об объеме финансирования закупок, утвержденном и доведенном до заказчика, и информации об идентификационном коде закупки.
Данный контроль возложен на Федеральное казначейство, финансовые органы регионов и муниципалитетов, а также на органы управления государственными внебюджетными фондами.
В случае несоответствия контролируемой информации установленным требованиям названные органы направляют заказчикам протокол с указанием выявленных нарушений, а сведения, подлежащие размещению в единой информсистеме в сфере закупок, не публикуются в ней до устранения нарушения и прохождения повторного контроля.
Постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.
__________
Письмо Министерства экономического развития РФ от 6 ноября 2015 г. N Д28и-3272 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
Даны некоторые разъяснения по вопросу применения Закона о контрактной системе в сфере закупок.
При заключении контракта указывается, что его цена является твердой и определяется на весь срок его исполнения, а в случаях, установленных Правительством РФ, отражается ориентировочная цена контракта либо формула цены и ее максимальное значение, установленные заказчиком в документации о закупке.
Минэкономразвития России пояснило, что отражение в контракте на оказание услуг энергоснабжения его ориентировочной цены является неправомерным.
Если в связи с изменением объемов отпуска электроэнергии цена контракта увеличилась более чем на 10%, то необходимо иметь в виду следующее.
В этом случае заказчик вправе осуществить закупку электроэнергии посредством заключения нового контракта.
__________
Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2015 г. N Д28и-3269 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
Информация о закупке включается в план-график того года, в котором начинается эта закупка.
Государственные и муниципальные контракты заключаются и оплачиваются заказчиком в пределах лимитов бюджетных обязательств.
При этом необходимо учитывать, что информация о закупке включается в план-график на тот год, в котором будет размещено извещение о закупке или направлено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) либо заключен контракт, если размещение извещения и направление приглашения не предусмотрены.
__________
Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2015 г. N Д28и-3125
О требованиях к участникам электронных аукционов.
Для участия в электронном аукционе необходима декларация о соответствии определенным требованиям Закона о госзакупках.
По мнению Минэкономразвития России, требование не являться офшорной компанией в число указанных требований не входит. Следовательно, обязывать участника указывать в декларации информацию о соответствии данному требованию нельзя.
Вместе с тем заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, если участник не соответствует требованиям, установленным Законом, в т. ч. является офшорной компанией.
__________
Письмо Министерства экономического развития РФ от 19 октября 2015 г. N Д28и-3133 "О внесении изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
О начальной (максимальной) цене контракта.
Законодательство о госзакупках предусматривает обязательное требование к заказчикам об определении и обосновании ими начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). При этом в соответствии с бюджетным законодательством цена контракта ограничивается пределами лимитов бюджетных обязательств.
Разъяснено, что если количество приобретаемых товаров, объем выполняемых работ (оказываемых услуг) не меняется, то заказчик вправе указать цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК и соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств.
Повторного обоснования НМЦК, соответствующей выделенным лимитам бюджетных обязательств, при этом не требуется.
__________
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2015 г. N 1342 "Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров"
Утилизация отходов от использования отдельных товаров: как производители и импортеры отчитываются о выполнении нормативов?
Правительством РФ был утвержден перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.
Установлено, как производители и импортеры таких товаров отчитываются о выполнении нормативов утилизации отходов от использования этих товаров.
Отчетность представляется в отношении каждого наименования товара по установленной форме (приведена в приложении).
Она направляется в Росприроднадзор в электронном виде с простой электронной подписью посредством информационно-телекоммуникационных сетей с применением программных средств единой госинформсистемы учета отходов от использования товаров. На сайте ведомства есть бесплатный доступ к электронным сервисам (в том числе к системе учета отходов) для составления и представления отчетности.
Если по техническим причинам отчетность невозможно подать в электронном виде, то она направляется по почте с описью вложения и уведомлением о вручении или представляется на бумажном носителе лично. В последнем случае производитель товара подает отчетность в территориальный орган Росприроднадзора по месту его госрегистрации, а импортер - в Службу.
Отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Контроль за выполнением установленных нормативов утилизации отходов, в том числе, проверка достоверности и полноты сведений, указанных в отчетности, осуществляется ведомством в течение 3 месяцев со дня приема отчетности.
__________
Сельское хозяйство
Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. N 1374 "О расчете потребности в федеральных специальных марках для маркировки винодельческой продукции и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам маркировки винодельческой продукции"
Сельхозпроизводители должны самостоятельно рассчитывать потребность в федеральных марках для маркировки вина.
Скорректировано постановление Правительства РФ о маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками. Его действие распространено на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Последние самостоятельно рассчитывают потребность в марках для маркировки своей винодельческой продукции. Утверждена новая форма расчёта такой потребности.
Названная потребность рассчитывается по каждому образцу марок с учётом их остатка, имеющегося сырья и срока исполнения обязательства об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением. Их должно быть не больше, чем продукции, которую сельхозтоваропроизводитель может произвести во время исполнения указанного обязательства.
Напомним, что законом сельхозтоваропроизводители (организации, ИП, крестьянские (фермерские) хозяйства) были наделены правом производства, хранения, поставки и розничной продажи вина и игристого вина (шампанского), произведённых из собственного винограда.
__________
Транспорт и связь
Приказ Министерства транспорта РФ от 2 декабря 2015 г. N 348 "О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 273"
Транспортные средства, оборудованные аналоговыми контрольными устройствами, должны быть оснащены тахографами до 1 июля 2016 г.
Скорректирован порядок оснащения транспорта тахографами.
Установлено, что на транспортных средствах категорий N2, N3, М2, М3, оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, тахограф должен появиться до 1 июля 2016 г.
Речь идет об устройствах, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам или требованиям ЕСТР.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2015 г. Регистрационный N 40118.
__________
Приказ Министерства транспорта РФ от 27 июля 2015 г. N 228 "Об утверждении Правил приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом"
О заявках на ж/д перевозку грузов.
Утверждены новые Правила приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов ж/д транспортом
Правила устанавливают форму заявки (ГУ-12), правила и порядок ее оформления и представления грузоотправителями, организациями, осуществляющими перевалку грузов с водного на ж/д транспорт, перевозчику, а также порядок рассмотрения заявок перевозчиком и владельцем инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования
Форма заполняется по каждой ж/д станции, по каждой номенклатурной группе груза, по признакам отправки, по признакам принадлежности вагонов, контейнеров, по видам сообщений. Также указывается срок действия, который должен соответствовать периоду погрузки (но не более чем 45 дней).
Заявки представляются в уполномоченные подразделения, перечень которых с указанием местонахождения устанавливается перевозчиком. Для перевозок в прямом ж/д сообщении они по общему правилу подаются не менее чем за 10 дней, для перевозок в международном и смешанном сообщениях, а также если пунктами назначения указаны порты - не менее чем за 15 дней.
Перевозчик обязан рассмотреть заявку на перевозку в течение 2 дней. Если перевозка возможна, перевозчиком указывается "Согласовано" или "Согласовано частично", а также проставляются дата и подпись уполномоченного лица с указанием его должности и печать перевозчика или ЭП (при электронном обмене документами).
Приказ 2003 г. об утверждении прежних Правил признан утратившим силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 декабря 2015 г. Регистрационный N 40075.
__________
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Приказ Министерства экономического развития РФ от 13 ноября 2015 г. N 848 "Об утверждении требований к картам и планам, являющимся картографической основой Единого государственного реестра недвижимости, а также к периодичности их обновления"
Определены требования к картографической основе Единого государственного реестра недвижимости.
С 1 января 2017 г. вводится Единый государственный реестр недвижимости. Установлены требования к его картографической основе (картам и планам).
Требования к масштабу фотопланов (ортофотопланов) и цифровых топографических планов и карт дифференцированы в зависимости от охватываемой территории. Приведен перечень сведений, содержащихся в картах и планах. Определена периодичность их обновления.
Приказ вступает в силу с 1 января 2017 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 декабря 2015 г. Регистрационный N 40095.
__________
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30 июня 2015 г. N 300 "Об утверждении методических указаний и руководства по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации"
Количественное определение выбросов парниковых газов: методические рекомендации.
Установлен порядок количественного определения выбросов парниковых газов и подготовки сведений (отчетов) о выбросах парниковых газов для юрлиц (ИП), их филиалов и обособленных подразделений, в результате хозяйственной и иной деятельности которых происходят выбросы парниковых газов в атмосферу.
Объемы выбросов определяются и отчетность составляется за календарный год (отчетный период) в целом по организации, либо отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения.
Источники выбросов парниковых газов в организации должны быть идентифицированы и классифицированы по категориям. Приведен их перечень.
К основным классификациям типовых категорий источников выбросов относятся добыча нефтяного (попутного) газа, разделение и извлечение фракций из него, производство нефтепродуктов, добыча каменного угля подземным способом, обогащение железных руд, производство первичного алюминия.
Выбросы количественно определяются с использованием методов расчета на основе данных о деятельности и коэффициентов выбросов, материально-сырьевого баланса, периодических измерений выбросов, непрерывного их мониторинга. В организациях разрабатывается план работ по количественному определению выбросов, исходные данные (расход топлива, выпуск продукции) и расчет объема выбросов парниковых газов. Приведены формулы расчета.
На основании указанных данных и расчета формируются сведения (отчет) о выбросах парниковых газов. Определены требования к оформлению таких сведений.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 декабря 2015 г. Регистрационный N 40098.
__________
Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 9 июня 2015 г. N 182 "Об утверждении методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах"
Лесозащитные мероприятия: виды, порядок реализации.
Утвержден методический документ по обеспечению санитарной безопасности в лесах.
Для этого решено проводить лесопатологическое обследование, санитарно-оздоровительные мероприятия, выполнять работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов. Раскрыто содержание.
Например, лесопатологическое обследование проводится для получения информации о текущем санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, планирования и обоснования лесозащитных мероприятий. Выполняется наземным и дистанционным способами. Полученные данные используются в т. ч. для планирования мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов.
Лесозащитные мероприятия обеспечиваются на федеральном, региональном и местном уровнях.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 декабря 2015 г. Регистрационный N 40084.
__________
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. N 1389 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 294"
Пилотный проект ФСС РФ продлен на год.
В ряде регионов реализуется пилотный проект, направленный на распространение прямых выплат страхового обеспечения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний территориальными органами ФСС РФ.
Решено продлить срок реализации проекта на 2016 г.
Кроме того, расширяется круг участников проекта. С 1 июля 2016 г. к нему присоединятся Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области.
Постановление вступает в силу с 1 января 2016 г.
__________
Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. N 1358 "Об установлении на 2016 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации"
Торговля, транспорт, спорт, овощеводство: ограничения по привлечению иностранных работников на 2016 г.
Определена допустимая доля иностранных работников в отдельных отраслях российской экономики на 2016 г.
На уровне 2015 г. сохранена допустимая доля иностранных работников в сферах выращивания овощей (50% от общей численности работников), спорта (25%), торговли в специализированных магазинах алкогольными напитками, включая пиво, и табачными изделиями (15%), розничной торговли в аптеках лекарственными средствами, а также розничной торговли в нестационарных торговых объектах, на рынках и прочей розничной торговли вне магазинов (0%).
Установленное ограничение в сфере выращивания овощей не распространяется на Крым, Кабардино-Балкарию, Краснодарский и Ставропольский края, Астраханскую, Волгоградскую, Воронежскую, Липецкую, Московскую, Ростовскую и Саратовскую области.
По сравнению с 2015 г. допустимая доля иностранных работников в сфере сухопутного пассажирского транспорта снижена с 50 до 40%, а в сфере автомобильного грузового транспорта - с 50 до 35%.
__________
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях"
Санэпидтребования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях: что нового?
Скорректированы Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10).
Установлено, что на территории вновь строящихся зданий общеобразовательной организации необходимо предусмотреть место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся, в т. ч. обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Закреплено, что при проектировании и строительстве нескольких зданий общеобразовательной организации, находящихся на одной территории, должны предусматриваться отапливаемые (теплые) переходы из одного здания в другое. Неотапливаемые переходы допускаются только в III Б климатическом подрайоне и IV климатическом районе.
При гардеробных теперь должны предусматриваться скамейки.
Установлены требования к малокомплектным общеобразовательным организациям.
До внесения изменений предусматривалось, что наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.
Теперь количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в т. ч. удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.
Пересмотрены гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся.
Закреплено, что для первоклассников общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и раз в неделю 5 уроков за счет урока физкультуры, для 2-4 классов - 5 уроков и раз в неделю 6 уроков за счет урока физкультуры, для 5-7 классов - 7 уроков, для 8-11 классов - 8 уроков.
Поправками допускается проведение сдвоенных уроков физкультуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).
Определена продолжительность непрерывного использования компьютера с ЖК-монитором на уроках. Для 1-2 классов это не более 20 минут, для 3-4 классов - не более 25 минут, для 5-6 классов - не более 30 минут, для 7-11 классов - 35 минут.
Установлено, что должностные лица и работники общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при трудоустройстве и далее с периодичностью не реже раза в 2 года.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2015 г. Регистрационный N 40154.
__________
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. N 33-П "По делу о проверке конституционности пункта 7 части второй статьи 29, части четвертой статьи 165 и части первой статьи 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.В. Баляна, М.С. Дзюбы и других"
В ходе обыска могут изъять только определенные материалы адвокатского производства!
Предметом проверки стали нормы, в т. ч. касающиеся проведения таких следственных действий, как обыск и выемка документов.
Заявители обратили внимание на применение этих норм в ситуации проведения обыска в помещениях, используемых для адвокатской деятельности, и изъятия при этом документов.
Речь идет о совершении таких действий в рамках уголовного дела, в котором подозреваемый (обвиняемый) - доверитель адвоката.
КС РФ пришел к выводу о том, что нормы конституционны и предполагают следующее.
Обыск, связанный с доступом к материалам адвокатского производства, возможен только на основании судебного решения.
В таком решении должны быть указаны конкретные объекты поиска и изъятия, а также сведения, которые послужили основанием для подобных действий.
Это значит, что не допускается изъятие следователем адвокатских производств в целом, а также изучение (а тем более оглашение) содержимого документов, которые имеют реквизиты создания адвокатом и (или) адвокатским образованием и не включены судом в число объектов обыска.
В то же время в любом случае не исключается изъятие в ходе обыска иных объектов, обнаруженных у адвоката и (или) в помещении адвокатского образования, если их хранение прямо запрещено.
Определенные материалы адвокатского производства не подлежат исследованию и принудительному изъятию в ходе обыска.
Это материалы со сведениями, не выходящими за рамки оказания собственно профессиональной юрпомощи как по делу, в котором адвокат является защитником, так и по каким-либо другим делам, находящимся в его производстве.
Т. е. это материалы, не связанные непосредственно с нарушениями.
Имеются в виду нарушения со стороны как адвоката, так и его доверителя (совершенные в ходе производства по делу и имеющие уголовно противоправный характер), либо другие преступления, совершенные третьими лицами, либо хранение орудий преступления или предметов, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен.
В противном случае фактически обесценивалось бы значение адвокатской тайны, права на получение профессиональной юрпомощи, права каждого не свидетельствовать против самого себя и т. п.
Причем правомерный характер образования (формирования) материалов адвокатского производства презюмируется.
КС РФ также подчеркнул, что в ходе обыска в помещениях, используемых для ведения адвокатской деятельности, запрещается видео-, фото- и иная фиксация материалов адвокатских производств в той их части, которая составляет адвокатскую тайну.
Федеральный законодатель вправе установить в законодательстве (уголовно-процессуальном, об адвокатской деятельности) допгарантии. В частности, он может предусмотреть правовой механизм, позволяющий при проведении обыска в отношении адвоката (в т. ч. в помещениях, используемых для ведения адвокатской деятельности) обеспечить дифференцированный подход к исследованию материалов.
__________
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 59 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам"
Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, как заменить уголовное наказание при злостном уклонении от его отбывания.
Пленум Верховного Суда РФ дал подробные разъяснения по вопросам, связанным с заменой уголовного наказания в случае злостного уклонения от его отбывания.
В частности, обращается внимание на следующие моменты.
Другим наказанием заменяется только штраф, назначенный как основное наказание. В случае неуплаты штрафа, являющегося дополнительным наказанием, принимаются меры по его принудительному взысканию.
Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший его без рассрочки в течение 60 календарных дней со дня вступления приговора в законную силу или первую часть штрафа с рассрочкой выплаты в этот же срок либо оставшиеся части штрафа не позднее последнего дня каждого последующего месяца.
Чтобы признать осужденного злостно уклоняющимся от уплаты штрафа, устанавливать другие условия, кроме неуплаты штрафа в срок, не нужно. Однако суд должен проверять доводы о том, что осужденный не уклонялся, а не уплатил штраф в срок по уважительным причинам.
Сам по себе факт отсутствия денежных средств не является уважительной причиной для неуплаты штрафа в срок. Уважительными причинами могут считаться такие появившиеся после постановления приговора обстоятельства, вследствие которых осужденный лишен возможности уплатить штраф в срок. Например, утрата дееспособности, нахождение на лечении в стационаре, утрата заработка или имущества вследствие обстоятельств, которые не зависели от лица.
Если штраф заменяется лишением свободы, а санкция закона, по которому квалифицировано деяние, предусматривает назначение этого наказания с обязательным применением дополнительного наказания в виде штрафа, суд не вправе применить данный вид дополнительного наказания.
Разъяснены правила замены обязательных, исправительных работ или ограничения свободы.
Кроме того, уточняются разъяснения по применению особого порядка судебного разбирательства уголовных дел.
__________
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"
Новые разъяснения по назначению уголовного наказания!
В связи с изменением УК РФ и УПК РФ даны новые разъяснения по назначению уголовного наказания.
По части основных моментов указания в подавляющем большинстве совпадают с тем, что уже говорилось ранее.
Например, как и ранее, поясняется, что данные о наличии погашенных или снятых судимостей не учитываются в качестве отрицательно характеризующих личность подсудимого.
Отдельно разобраны нюансы, которые следует учитывать при назначении каждого из видов наказаний, предусмотренных УК РФ (кроме принудительных работ; ареста, пожизненного лишения свободы; смертной казни).
В частности, относительно лишения права заниматься определенной деятельностью поясняется, что такой запрет может касаться как профессиональной, так и иной деятельности.
Причем судам рекомендовано оценивать целесообразность назначения такого наказания в качестве дополнительного в случае, если соответствующая деятельность лица связана с его единственной профессией.
Приведены правила, которые должны соблюдаться при исчислении сроков наказания в определенных случаях.
Речь идет о назначении наказания, более мягкого, чем предусмотрено санкцией статьи; при наличии смягчающих обстоятельств; при вердикте присяжных заседателей о снисхождении; за неоконченное преступление; при рецидиве.
Выделены тонкости, которые надо учитывать относительно обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.
Так, согласно поправкам к УК РФ с 01.11.2013 совершение преступления в состоянии опьянения (как алкогольного, так и наркотического) может расцениваться как обстоятельство, отягчающее наказание.
В связи с этим разъясняется, что совершение преступления в подобном состоянии - само по себе еще не основание для вывода о наличии отягчающего обстоятельства.
Для этого суд должен принять во внимание характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, влияние состояния опьянения на поведение лица, а также личность виновного.
Отмечены некоторые особенности, которые надо учитывать при назначении наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров, при назначении дополнительного наказания и при применении условного осуждения.
Прежние разъяснения по аналогичным вопросам признаны утратившими силу.
__________
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. N 56 "О судебной практике по делам о вымогательстве (статья 163 Уголовного кодекса Российской Федерации)"
Пленум ВС РФ обновил разъяснения по делам о вымогательстве.
Пленум Верховного Суда РФ дает новые разъяснения по вопросам рассмотрения уголовных дел о вымогательстве (взамен выпущенных в 1990 г.).
Напомним, в силу УК РФ вымогательство - это требование передачи чужого имущества или права на него или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.
В частности, разъясняется, что потерпевшим от вымогательства может быть не только собственник или законный владелец, но и другой фактический обладатель имущества. Напр., охранник имущества либо человек, имеющий к нему доступ в силу служебных обязанностей или личных отношений.
К близким потерпевшего относятся его близкие и иные родственники, а также лица, состоящие в свойстве с ним, или лица, чьи жизнь, здоровье и благополучие дороги ему в силу личных отношений.
Вымогательство является оконченным преступлением с момента, когда предъявленное требование, соединенное с угрозой, доведено до сведения потерпевшего. Невыполнение потерпевшим этого требования не влияет на юридическую оценку содеянного как оконченного преступления.
Под сведениями, позорящими потерпевшего или его близких, следует понимать данные, порочащие их честь, достоинство или подрывающие репутацию. Напр., информация о совершении правонарушения, аморального поступка. При этом неважно, соответствуют ли действительности сведения, под угрозой распространения которых совершается вымогательство.
Если требование передать имущество (право на него) или совершить другие действия имущественного характера является правомерным, но сопровождается угрозой, то такие действия не влекут уголовную ответственность за вымогательство. При наличии признаков состава иного преступления (напр., угрозы убийством, самоуправства) содеянное квалифицируется по соответствующей статье Особенной части УК РФ.
__________
Международные отношения
Указ Президента РФ от 16 декабря 2015 г. N 628 "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины"
С нового года приостанавливается свободная торговля с Украиной.
С 1 января 2016 г. приостанавливается действие Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины.
Этот договор был заключен в рамках СНГ 18 октября 2011 г. Он предусматривает льготной режим во взаимной торговле.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
__________
Мониторинг законодательства Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2015
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Закон Санкт-Петербурга от 18 декабря 2015 г. N 837-163 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Скорректированы нормативы затрат на реализацию Территориальной программы по оказанию бесплатной медицинской помощи гражданам Санкт-Петербурга.
Приняты поправки к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.
Поправками скорректированы нормативы финансовых затрат на предоставление услуг по оказанию медицинской помощи, предусмотренных положениями Территориальной программы. Так, например, в 2015 г. затраты на один вызов скорой медицинской помощи за счет средств бюджета Санкт-Петербурга составили 2 838,33 руб. (ранее - 2 956,00 руб.); затраты на одно обращение по поводу заболевания при оказании медпомощи в амбулаторных условиях за счет средств Территориального фонда ОМС установлены в размере 1 363,96 руб. (ранее - 1 345,09 руб.). В общей сумме в 2015 г. подушевые нормативы определены в сумме 11 758,10 руб. за счет средств Территориального фонда ОМС (ранее - 11 360,95 руб.) и 7 256,21 руб. - за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (ранее - 7 258,25 руб.).
Также внесены изменения в перечень медицинских организаций, участвующих в программе. Утверждены новые характеристики стоимости Территориальной программы.
Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
__________
Информация, реклама и СМИ
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11 декабря 2015 г. N 1124 "О Порядке предоставления в 2015 году субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с оказанием консультативных услуг и осуществлением информационной поддержки в рамках деятельности по защите прав потребителей, и внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 554"
В Санкт-Петербурге предусмотрена господдержка организаций, оказывающих консультационные услуги населению по вопросам защиты прав потребителей.
Утверждены правила предоставления субсидий в 2015 г. Санкт-Петербургской региональной общественной организации "Региональный центр по соблюдению прав потребителей" и Санкт-Петербургскому региональному отделению Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей "Объединение потребителей России" в целях финансового обеспечения затрат, связанных с оказанием консультационных услуг и осуществлением информационной поддержки населения по вопросам защиты прав потребителей.
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе.
Определены условия предоставления субсидий. Для получения субсидий получатели представляют в Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга заявление с приложением необходимых документов. В случае принятия решения о предоставлении субсидий между Комитетом и получателем заключается договор субсидирования. При нарушении условий договора средства, предоставленные организации, должны быть возвращены в бюджет города в течение 7 дней.
__________
Административные правонарушения, административная ответственность
Закон Санкт-Петербурга от 18 декабря 2015 г. N 833-162 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге"
В Санкт-Петербурге скорректирован перечень озелененных территорий, за парковку и движение по которым предусмотрен штраф.
Приняты поправки к Закону Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге".
Изменениями уточнен перечень территорий зеленых насаждений, на которых запрещены движение, остановка и стоянка механических транспортных средств. К таким территориям отнесены озелененные территории общего пользования, ограниченного пользования, территории, выполняющие специальные функции, а также территории внутриквартального озеленения.
Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
__________
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Закон Санкт-Петербурга от 18 декабря 2015 г. N 843-164 "О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга "О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования отношений недропользования на территории Санкт-Петербурга"
О полномочиях Правительства Санкт-Петербурга в области распоряжения геологической информацией о недрах.
Законом установлено, что Правительство Санкт-Петербурга уполномочено создавать и вести фонд геологической информации, а также устанавливать порядок и условия использования такой информации, так как данная информация относится к собственности Санкт-Петербурга.
Закон вступает в силу с 1 января 2016 г.
__________
Основы государственно-правового устройства
Постановление Правительства Ленинградской области от 15 декабря 2015 г. N 480 "Об утверждении Положения о комитете правового обеспечения Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области"
Правительство Ленинградской области: о деятельности Комитета правового обеспечения.
Комитет правового обеспечения является органом исполнительной власти Ленинградской области, входящим в состав областной Администрации и осуществляющим юридическое обеспечение Губернатора и Правительства области.
Комитет уполномочен на проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов; представление интересов Ленинградской области в судах; рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, поступивших в Комитет; оказание гражданам бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования по вопросам, относящимся к компетенции Комитета. В соответствии с указанными полномочиями установлены функции Комитета, которые он осуществляет во взаимодействии с исполнительными органами власти и органами местного самоуправления.
Комитет подотчетен и подконтролен вице-губернатору Ленинградской области. Реорганизация или упразднение Комитета осуществляются Правительством Ленинградской области.
__________
Постановление Правительства Ленинградской области от 15 декабря 2015 г. N 481 "Об утверждении Положения о контрольно-ревизионном комитете Губернатора Ленинградской области и внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 21 апреля 2014 года N 144 "Об утверждении Положения о Комитете экономического развитии и инвестиционной деятельности Ленинградской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области"
При Губернаторе Ленинградской области создан Контрольно-ревизионный комитет по вопросам финансового надзора.
При Администрации Ленинградской области сформирован Контрольно-ревизионный комитет Губернатора, осуществляющий ревизионный контроль, в том числе в органах исполнительной власти.
Комитет уполномочен рассматривать обращения граждан и юридических лиц, представлять интересы Правительства и Губернатора Ленинградской области в судах, осуществлять контроль в сфере госзакупок, оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь по вопросам, относящимся к компетенции Комитета. В соответствии с указанными полномочиями Комитета установлены его функции.
Возглавляет Комитет председатель, назначаемый на должность Губернатором. Порядок реорганизации или упразднения Комитета определяется Правительством Ленинградской области.
__________
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Приказ Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 9 декабря 2015 г. N 47 "Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы приказов и проектов приказов комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области"
О мерах по выявлению коррупциогенных факторов в комитете по архитектуре и градостроительству Ленинградской области.
В целях выявления и устранения коррупциогенных факторов, комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области утверждены правила проведения антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов.
Антикоррупционная экспертиза проводится госслужащими комитета при осуществлении правовой экспертизы проектов приказов и мониторинге применения приказов. Экспертиза длится не более 5 дней. По результатам проведения экспертизы подготавливается экспертное заключение о наличии коррупциогенных факторов. Положения приказов, содержащие коррупциогенные факторы, а также факторы, способствующие созданию условий для проявления коррупции, подлежат устранению разработчиком приказа.
В отношении официально опубликованных приказов Комитета проводится независимая антикоррупционная экспертиза. Независимая экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными в Минюсте РФ в качестве независимых экспертов.
Учет результата проделанной работы по проведению антикоррупционных экспертиз ведется Комитетом информационно-аналитического обеспечения Ленинградской области.
__________
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Постановление Правительства Ленинградской области от 7 декабря 2015 г. N 461 "О порядке разработки и корректировки прогнозов социально-экономического развития Ленинградской области и признании утратившим силу постановления Правительства Ленинградской области от 27 февраля 2010 года N 42"
В Ленинградской области утверждены новые правила разработки прогнозов социально-экономического развития.
В Ленинградской области утверждены новые правила разработки и корректировки среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития области. Сформирован перечень исполнителей, ответственных за предоставление показателей прогнозов.
Установлено, что прогноз на долгосрочный период разрабатывается каждые 6 лет на 12 и более лет на основе прогноза социально-экономического развития РФ с учетом прогноза НТР РФ и данных, представляемых органами власти Ленинградской области.
Прогноз на среднесрочный период разрабатывается на очередной финансовый год на основе стратегии социально-экономического развития Ленинградской области и прогноза развития РФ на среднесрочный период.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются Комитетом экономразвития и инвестиционной деятельности ЛО на основе показателей уполномоченных исполнительных органов и представляются в Комитет финансов ЛО для разработки бюджетного прогноза.
После утверждения проектов прогнозов они размещаются на официальном сайте Комитета экономразвития ЛО для проведения их общественного обсуждения. Участники общественного обсуждения могут направлять в электронном или письменном виде замечания и предложения относительно проектов.
После общественного обсуждения и доработки проектов прогнозов производится оценка качества проектов путем расчета среднего отклонения отчетных значений ключевых показателей от прогнозных значений, рассчитанных на указанный год.