Мониторинг федерального законодательства от 30 мая 2016 года
Подготовлено Компанией «Гарант Интернэшнл» по материалам
Мониторинг федерального законодательства от 30.05.2016
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
О налоге на прибыль при реализации инвестиционных проектов.
Скорректирован НК РФ. Поправки касаются инвестиционных проектов.
Для организаций, работающих в пределах одного региона, установлен минимальный объем капвложений.
Регионам решено дать право снижать ставку налога на прибыль для участников региональных инвестиционных проектов (в части поступлений в их бюджеты).
Так, пониженная ставка в размере не более 10% может действовать начиная с налогового периода, в котором признаны первые доходы от реализации проекта (но не позднее 5 лет с даты включения в реестр участников проектов), и заканчивая отчетным (налоговым) периодом, в котором разница между суммой налога, исчисленного без применения пониженных ставок и с ними, составит величину, равную объему капвложений.
Введена статья о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестпроектов, для которых включение в реестр участников региональных инвестпроектов не требуется. Также введена статья о порядке определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого, для таких участников.
Поправки вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок.
__________
Приказ Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц"
Проверка достоверности сведений, включаемых (включенных) в ЕГРЮЛ: основания, условия и способы проведения.
С 1 января 2016 г. вступили в силу поправки к Закону о госрегистрации юрлиц и ИП, касающиеся проверки достоверности сведений, включаемых (включенных) в ЕГРЮЛ.
Такая проверка осуществляется регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений, в том числе, при поступлении возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей госрегистрации изменений устава организации или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.
В связи с этим установлены основания, условия и способы проведения проверочных мероприятий.
Утверждены формы вышеуказанного возражения, а также заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 мая 2016 г. Регистрационный N 42195.
__________
Приказ Федеральной налоговой службы от 13 апреля 2016 г. N ММВ-7-15/189@ "Об утверждении формата корректировочного счета-фактуры и формата представления документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, в электронной форме"
О формате корректировочного счета-фактуры.
Утверждены формат корректировочного счета-фактуры и формат представления документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, применяемого при расчетах по НДС и (или) при подтверждении факта изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в электронной форме.
Формат корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, в электронной форме, утвержденный 04.03.2015, признается утратившим силу с 01.07.2017.
По 30.06.2017 налогоплательщики вправе создавать корректировочные счета-фактуры в электронной форме как по формату от 04.03.2015, так и по новым форматам.
Корректировочные счета-фактуры, созданные в электронной форме в период до 01.07.2017 по формату от 04.03.2015, будут приниматься по 31.12.2020.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 2016 г. Регистрационный N 42155.
__________
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Приказ Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 27н "Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 25 марта 2014 г. N 4н"
Регистрируемся в единой информационной системе в сфере закупок.
С 1 января 2016 г. введена в эксплуатацию единая информационная система в сфере закупок (ЕИС). Она создана на базе официального сайта Российской Федерации для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (
В ней регистрируются региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, а также участники контрактной системы закупок и системы корпоративных закупок (кроме участников закупок). Регистрация осуществляется Федеральным казначейством.
Формы заявок на регистрацию размещаются на сайте ЕИС.
Организации, не включаемые в реестр участников бюджетного процесса и юрлиц, не являющихся таковыми, регистрируются в ЕИС после прохождения идентификации и аутентификации в ЕСИА.
Лица, зарегистрированные ранее на сайте
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 мая 2016 г. Регистрационный N 42139.
__________
Транспорт и связь
Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 147-ФЗ "О внесении изменения в статью 132 Воздушного кодекса Российской Федерации"
Обязательное страхование жизни и здоровья членов летного экипажа: минимальный размер страховой суммы увеличен до 1 млн руб.
Внесена поправка в Воздушный кодекс РФ. Она касается обязательного страхования жизни и здоровья членов экипажа пилотируемого судна.
Страховая сумма на каждого члена экипажа установлена в размере не менее чем 1 млн руб.
Таким образом, с учетом страховой выплаты по обязательному соцстрахованию (в случае смерти - 1 млн руб.) общий размер возмещения вреда составит от 2 млн руб. на каждого члена экипажа.
Это сопоставимо с размером страховых сумм в отношении пассажиров воздушных судов.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Условия договоров страхования, заключенных до этого момента, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 60 дней с даты вступления поправки в силу.
__________
Приказ Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 г. N 54 "Об утверждении Порядка наделения организаций, в том числе иностранных классификационных обществ, полномочиями на классификацию и освидетельствование судов"
Наделение организаций полномочиями на классификацию и освидетельствование судов: порядок.
Утвержден порядок наделения организаций, в т. ч. иностранных классификационных обществ, полномочиями на классификацию и освидетельствование судов.
Организация, претендующая на наделение полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, представляет в Минтранс России соответствующее заявление.
Определен перечень документов, которые прилагаются к заявлению. В их числе учредительные документы заявителя; документы, подтверждающие наличие представительств (филиалов) в России и за рубежом (при наличии), которые планируется привлекать для выполнения классификации и освидетельствования судов; справка о работниках заявителя, осуществляющих деятельность по классификации и освидетельствованию судов.
Для оценки соответствия заявителя установленным требованиям создается комиссия. В ее состав входят председатель комиссии (заместитель Министра транспорта России), его заместитель, секретарь и члены комиссии (не менее 3). Также в число членов комиссии по согласованию могут включаться представители госорганов и общественных организаций.
Оценка соответствия заявителя установленным требованиям проводится в течение 45 рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
Заключение о соответствии либо несоответствии направляется заявителю в письменной форме в течение 10 рабочих дней с даты его подписания.
Если организация признана соответствующей установленным требованиям, между Минтрансом России и заявителем подписывается соглашение о наделении ее полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих госрегистрации. Соглашение подписывается на согласованный сторонами срок, но не более чем на 5 лет.
Информация об организациях, наделенных полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, размещается на официальном сайте Минтранса России.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 2016 г. Регистрационный N 42150.
__________
Приказ Министерства транспорта РФ от 31 марта 2016 г. N 87 "Об утверждении Порядка проведения квалификационного экзамена на право получения свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика"
Как получить свидетельство профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика?
Лица, которые перевозят пассажиров и грузы автотранспортом в международном сообщении, должны иметь свидетельство профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика. Установлен новый порядок проведения квалификационного экзамена на право его получения.
К экзамену допускаются лица, прошедшие дополнительное обучение по подготовке международных автоперевозчиков. Для проведения экзамена учебная организация не позднее чем за 12 дней подает заявку (письменно, по факсу или электронной почте) в ФБУ "Росавтотранс" (филиал). Учреждение рассматривает ее в течение 3 рабочих дней.
Аттестационные комиссии теперь создаются распоряжением Минтранса России (ранее - учебной организацией).
Как и прежде, билет содержит 60 тестовых вопросов, на которые дается 120 минут. Для водителей снижено количество вопросов до 20. Экзамен считается сданным, если кандидат ответил не менее чем на 75% вопросов (ранее - 45 из 60).
Не сдавшие экзамен вправе аттестоваться повторно не менее чем через 7 дней (ранее - в течение 2 месяцев).
В соответствии с нововведениями протокол направляет комиссия (ранее - учебная организация) в течение 3 рабочих (ранее - в течение 1 дня) в филиал ФБУ "Росавтотранс" (ранее - в территориальный орган Ространснадзора) для оформления свидетельства перевозчика и формирования сводного реестра протоколов. Свидетельство выдается на 5 лет для специалистов и на 3 года - для водителей.
Прежний порядок утратил силу.
Приказ вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 мая 2016 г. Регистрационный N 42146.
__________
Приказ Министерства транспорта РФ от 18 апреля 2016 г. N 104 "Об утверждении Перечня документов, представляемых в целях проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу"
Какие документы необходимы для приема на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности?
Законом установлены ограничения при приеме лиц на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности. Они касаются состояния здоровья, наличия судимости, административных и дисциплинарных проступков.
Субъект транспортной инфраструктуры при приеме лица на указанную работу проверяет соблюдение установленных ограничений. Определен перечень документов, представляемых работником для проведения такой проверки.
В их числе анкета (форма приводится), паспорт, трудовая книжка, документы об образовании и отсутствии судимости, медицинские заключения об отсутствии противопоказаний к выполнению работы и психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, токсикомании. Также представляется документ об отсутствии административного наказания за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 мая 2016 г. Регистрационный N 42144.
__________
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 марта 2016 г. N 223/16 "Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации"
Новые правила применения ставок портовых сборов в российских морских портах.
Актуализированы правила применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации.
Как и прежде, указанные ставки применяются для расчетов за услуги по использованию инфраструктуры, обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морских портах. Портовые сборы уплачивают российские и иностранные судовладельцы или уполномоченные ими лица за заход судна в порт, выход судна из порта, а также проход судном акватории порта транзитом.
Уточнено, что судно, заходящее в порт без груза, уплачивает портовые сборы (в том числе и экологический сбор) по рейсу, для выполнения которого оно зашло. Судно, выходящее из порта без груза, уплачивает портовые сборы по рейсу, которым оно зашло в порт.
Судно, заходящее в порт без выполнения грузовых и пассажирских операций, а также проходящее акваторию порта транзитом, уплачивает портовые сборы по ставкам текущего рейса (каботажного или загранплавания).
Закреплен порядок расчета сборов при отсутствии валовой вместимости у плавучих объектов. В этом случае расчет производится по условному объему плавучего объекта, исчисляемому в кубических метрах.
Уточнен перечень судов, для которых ставки портовых сборов не применяются.
Закреплено, что суда, осуществляющие плавание между несмежными акваториями одного порта, в случае получения разрешения на многократный кратковременный выход из порта и вход в порт сборы уплачивают один раз при первом выходе из порта и входе в порт в соответствии с указанным разрешением.
Определены особенности применения канального, корабельного, ледокольного, лоцманского, маячного, навигационного и экологического сборов.
Прежние правила утратили силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 мая 2016 г. Регистрационный N 42114.
__________
Страховая деятельность
Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 146-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Основы деятельности в сфере страхового дела: изменения.
Внесены изменения в некоторые законодательные акты в сфере страхового дела.
Так, в отношениях, регулируемых Законом об организации страхового дела, будут участвовать в т. ч. объединения страховых агентов, страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей.
Уточняются требования к названию (фирменному наименованию) субъектов страхового дела. Если таковые обладают признаками публичности (за исключением обществ взаимного страхования), то необходимо соответствующее указание.
Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова "потребительское общество взаимного страхования".
Страховые агенты, а также граждане, являющиеся в т. ч. страхователями, застрахованными лицами, выгодоприобретателями, вправе создавать некоммерческие организации в целях защиты общих интересов.
Общество взаимного страхования по решению своих членов может быть преобразовано только в хозяйственное общество - страховую организацию. Термин "учредительные документы" заменяется на "учредительный документ". Причина - юрлица, кроме хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов.
К исключительной компетенции общего собрания членов профессионального объединения страховщиков отнесено установление размера и порядка уплаты взносов и иных обязательных платежей в объединение.
__________
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Постановление Правительства РФ от 16 мая 2016 г. N 423 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Приватизация госимущества: увеличен размер задатка при проведении торгов, сокращен срок заключения договора купли-продажи.
Скорректированы некоторые акты Правительства РФ по вопросам приватизации федерального имущества.
Так, уточняется порядок раскрытия информации о приватизации. Цель - перевести сведения в электронный формат. Термин "опубликование" заменен на понятие "размещение". Исключены требования к публикации информационного сообщения в печатных СМИ.
Ряд положений приводится в соответствие с действующей редакцией ГК РФ в части замены сочетания "открытое акционерное общество" на "акционерное общество".
Срок проведения торгов сокращается до трех рабочих дней с даты определения участников, указанной в информационном сообщении о его проведении.
С 10 до 20% увеличен размер задатка для участия в торгах.
Срок заключения договора купли-продажи сокращен до 5 рабочих дней с момента подведения итогов торгов.
Протокол об итогах торгов выдается победителю аукциона лично одновременно с уведомлением о признании его победителем.
__________
Основы государственно-правового устройства
Распоряжение Правительства РФ от 17 мая 2016 г. N 934-р
Разработка и внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности: основные направления.
Утверждены основные направления разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.
Предусмотрена реализация пилотного проекта по разработке и внедрению системы оценки, а также апробация базовой модели определения показателей ее результативности и эффективности. Утвержден план-график реализации этого проекта.
Система оценки направлена на снижение уровня причиняемого вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствующей сфере деятельности, а также на достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства и минимизацию неоправданного вмешательства контрольно-надзорных органов в деятельность подконтрольных субъектов.
Основными направлениями, в частности, установлено, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность и участвующие в апробации системы оценки, самостоятельно определяют перечень показателей для каждого вида контрольно-надзорной деятельности в соответствии со структурой перечня показателей ее результативности и эффективности.
Определены 3 этапа разработки и внедрения системы оценки. На 1 этапе будет проведена апробация базовой модели на примере отдельных видов контрольно-надзорной деятельности. В рамках реализации 2 и 3 этапов будут предусмотрены мероприятия, направленные на распространение базовой модели на все виды контрольно-надзорной деятельности; нормативное правовое закрепление системы оценки; переход от формата аналитических докладов об осуществлении контрольно-надзорной деятельности к формату отчетности о достигнутых результатах; доработку государственной автоматизированной информационной системы "Управление".
В результате завершения 3 этапов разработки должна быть сформирована комплексная система оценки, направленная на достижение социально-значимых результатов, сокращение административных и финансовых издержек подконтрольных субъектов, прямо или косвенно вызванных контрольно-надзорной деятельностью, а также на рациональное распределение трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле.
__________
Бюджетная система
Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"
12% доходов от уплаты акцизов на бензин и дизтопливо будут зачисляться в федеральную казну.
Пересмотрены нормативы распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в федеральный и региональные бюджеты. Речь идет об автомобильном и прямогонном бензине, дизтопливе, моторных маслах для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых в России.
Ранее 100% указанных доходов зачислялось в региональные бюджеты. С 1 июня 2016 г. этот норматив снижается до 88%. Соответственно, в федеральный бюджет будет направляться 12%.
Кроме того, установлена возможность увеличения (уменьшения) в текущем и (или) очередном финансовом году объема бюджетных ассигнований регионального дорожного фонда на положительную (отрицательную) разницу между фактически поступившим и прогнозировавшимся объемом доходов бюджета субъекта Федерации, учитываемых при формировании дорожного фонда.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
__________
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Все о прохождении службы в ФПС ГПС - в одном законе.
Регламентированы вопросы прохождения гражданами России службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (ФПС ГПС).
Служба в ФПС ГПС закреплена как самостоятельный вид федеральной государственной службы.
Определены общие квалификационные требования к должностям сотрудников ФПС ГПС, установлены основные права и обязанности сотрудников, ограничения и запреты, связанные со службой в ФПС ГПС. Сохранены специальные звания сотрудников.
Предусмотрен конкурсный порядок отбора кандидатур на замещение отдельных должностей, а также возможность ротации определенных категорий сотрудников по истечении 6 лет пребывания в замещаемой должности.
Закреплена контрактная система прохождения службы в ФПС ГПС. Определены стороны, содержание, формы и сроки действия контракта, порядок его заключения. Регламентирован порядок проведения аттестации сотрудников.
Установлены требования к профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации и стажировке сотрудников.
Урегулированы вопросы применения к сотрудникам мер поощрения и наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий.
С 2022 г. на 5 лет повышается предельный возраст пребывания на службе сотрудников ФПС ГПС.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, кроме положения о повышении предельного возраста пребывания на службе.
__________
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 8 сентября 2015 г. N 644/пр "Об утверждении примерных условий энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме"
Энергосервисный договор при использовании общего имущества в многоквартирном доме: новые примерные условия.
Утверждены новые примерные условия энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Так же, как и раньше, собственники помещений в многоквартирном доме могут сами заключить его с управляющей компанией, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребкооперативом. Также они могут наделить указанные организации правом подписать такой договор в интересах собственников от их или своего имени с компанией, оказывающей энергосервисные услуги. В качестве последней может выступать ресурсоснабжающая организация.
Условие о выполняемых по договору работах (услугах) может включать проведение энергетического обследования, установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета. Можно предусмотреть проведение иных определенных региональными властями в качестве обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
В случае отсутствия прибора учета, по причине отсутствия технической возможности его установки, размер экономии при выполнении работ (услуг) теперь может быть определен в т. ч на основе расчетно-измерительного способа.
В платежный документ, выставляемый для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, может включаться информация об оплате энергосервисного договора.
В случае если энергосервисный договор заключен на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в него может быть включено условие об изменении предмета такого договора; величины экономии коммунальных ресурсов в стоимостном и натуральном выражении; цена энергосервисного договора на общедомовые нужды и порядок ее оплаты; срок действия договора на общедомовые нужды.
Также целесообразно включить в договор положения об исполнении обязательств заказчика по энергосервисному договору в случае ликвидации заказчика, в т. ч. право исполнителя требовать от заказчика демонтажа или выкупа установленного энергосберегающего оборудования по остаточной стоимости с учетом понесенных расходов на его приобретение, доставку, монтаж и эксплуатацию, амортизационных расходов.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 мая 2016 г. Регистрационный N 42079.
__________
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан"
О поэтапном повышении пенсионного возраста чиновников.
Внесены поправки в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан.
Речь идет о государственных (муниципальных) служащих и отдельных лицах, замещающих федеральные и региональные госдолжности, а также муниципальные должности на постоянной основе.
Закреплена 2-летняя разница в пенсионном возрасте для мужчин и женщин: мужчины-чиновники с 2026 г. будут получать право на пенсию в 65 лет, а женщины-чиновницы с 2032 года - в 63 г. Пенсионный возраст будет повышаться поэтапно на 6 месяцев каждый год. Кроме того, увеличен с 60 до 65 лет предельный возраст нахождения на госслужбе.
Постепенно увеличивается минимальный стаж госслужбы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет с 15 до 20 лет. Это отражено в законах о страховых пенсиях и муниципальной службе.
Повышена минимальная продолжительность полномочий членов Федерального Собрания с 1 до 5 лет для получения права на доплату к страховой пенсии в размере 55%. Отдельно увеличен срок с 3 до 10 лет для получения выплаты в повышенном размере (75%).
Указанные изменения не касаются тех, кто уже получил право на пенсию за выслугу лет или успеет его получить до 1 января 2017 г.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 г.
__________
Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 7 Федерального закона "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений"
Представителей профсоюзов и работодателей будут приглашать на заседания Правительства РФ.
Внесены изменения в Закон о Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. Цель - поддержать предложения общероссийских объединений работодателей и профсоюзов по учету решений РТК, мнений ее сторон при рассмотрении и принятии законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере труда.
Установлен срок рассмотрения комиссией проектов указанных актов и принятия решения по итогам их рассмотрения - не более чем 30 дней.
Для рассмотрения вопросов регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на заседания Правительства РФ приглашаются в т. ч. представители общероссийских объединений профсоюзов и работодателей - участников РТК.
__________
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Решено поправить законодательство в связи с реформой РАН.
В рамках реформы госакадемий наук за РАН и ее региональными отделениями был закреплен статус ФГБУ. При этом к РАН присоединены РАМН и РАСХН. В структуре РАН сохранены региональные научные центры. Организации, подведомственные РАН, РАМН и РАСХН, перешли в ведение ФАНО России. В связи с этим в отдельные законодательные акты внесены поправки, отражающие вышеуказанные изменения.
Кроме того, предусмотрено, что решение о включении в состав Архивного фонда России архивных документов принимается также экспертными фондово-закупочными комиссиями государственных (муниципальных) музеев, экспертными комиссиями государственных (муниципальных) библиотек, экспертно-проверочными комиссиями научных организаций (в т. ч. госакадемий наук), включенных в правительственный перечень научных организаций, осуществляющих постоянное хранение документов Архивного фонда России.
Установлена ежемесячная денежная выплата гражданам России, постоянно проживавшим по состоянию на 18.03.2014 на территории Крыма или Севастополя и являвшимся на эту дату членами нацакадемий наук Украины. Размер и порядок выплаты определит Правительство РФ. Данная выплата прекращается, если указанным лицам будет установлена ежемесячная денежная выплата в качестве членов госакадемий наук.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования.
__________
Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"
МГУ, СПбГУ, другие ведущие вузы и научные организации страны смогут создать свою систему научной аттестации.
Внесены изменения в Закон о науке и государственной научно-технической политике.
Особыми правами наделены Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, а также научные организации и вузы, которые достигли высоких результатов в научной и (или) научно-технической деятельности, обладают авторитетом в вопросах подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, в т. ч. те, которые реализуют разработанные и утвержденные самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, либо являются национальными исследовательскими центрами, либо имеют статус государственного научного центра, либо в отношении которых установлена категория "федеральный университет", "национальный исследовательский университет".
Они могут самостоятельно создавать на своей базе диссертационные советы, устанавливать их полномочия, определять перечни научных специальностей, по которым защищаются диссертации, а также контролировать, приостанавливать, возобновлять и прекращать деятельность этих советов.
Также им предоставлено право устанавливать порядок присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации, правила их защиты, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций.
Указанным организациям разрешено утверждать положение о диссертационном совете, формы дипломов об ученых степенях, технические требования к таким документам, порядок их оформления и выдачи.
При этом самостоятельно установленные критерии, которым должны отвечать диссертации, и требования к научной квалификации членов советов не должны быть ниже тех, что утверждены Правительством РФ в рамках действующей государственной системы научной аттестации.
МГУ и СПбГУ смогут воспользоваться новыми правами с 1 сентября 2016 г., остальные организации - со дня включения в соответствующий перечень, но не ранее 1 сентября 2017 г.
__________
Письмо Министерства культуры РФ от 14 мая 2016 г. N 165-01-39-ВА "О страховании музейных предметов"
О страховании музейных предметов.
Приведены методические рекомендации по вопросам страхования музейных предметов.
Страхование представляет собой юридическую процедуру, которая обеспечивает и фиксирует ценность любого музейного предмета в денежном, стоимостном выражении.
Страхованию подлежат любые музейные предметы основного фонда музея, относящиеся к Музейному фонду Российской Федерации, в случае их выдачи во временное пользование как на территории России, так и за ее пределами. Оно является обязательным для всех государственных музеев как федерального, так и регионального ведения, включая муниципальные музеи, и не зависит от отдаленности места экспонирования.
Страхование осуществляется исключительно в российской страховой компании. В случае оплаты страхования за счет средств бюджетов всех уровней, в т. ч. за счет средств, выделяемых музеям в рамках исполнения госзадания, либо за счет доходов музеев от их основной деятельности, страховая компания определяется по результатам закрытого конкурса. Обязательным требованием для страховых компаний является наличие Правил страхования культурных ценностей.
Договор страхования заключается на основании заявленных страховых оценок музейных предметов, которые устанавливаются решением Экспертной фондово-закупочной комиссией музея. Оценки указываются в списке музейных предметов попредметно в инвалюте (при выдаче во временное пользование за границу) или в российских рублях (при выдаче во временное пользование на территории России). В определении оценки члены комиссии руководствуются своим опытом, основанным на анализе сложившейся практики музеев России по данному вопросу, уникальностью музейных предметов, а также актуальным оценками мирового арт-рынка.
Страхование всегда производится по формуле "От гвоздя до гвоздя" ("от стены до стены", "от полки до полки") на условиях "От всех рисков"(All risks), что означает покрытие всех рисков физической гибели и/или повреждения застрахованных предметов по любой причине.
Страховое покрытие обязательно должно включать в себя период упаковки-распаковки; временного хранения (без доступа посетителей); транспортировки по всему маршруту следования; монтажа-демонтажа. В особых случаях в объем страхования может быть включен период экспонирования.
Письмо Минкультуры России 2001 г. о страховании музейных предметов признано утратившим силу.
__________
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Федеральный конституционный закон от 23 мая 2016 г. N 3-ФКЗ "О внесении изменения в статью 31 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации"
Уточнен перечень органов, обеспечивающих безопасность судей военных судов.
Поправки касаются обеспечения безопасности судей военных судов и Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ, а также членов их семей.
В перечень органов, обеспечивающих безопасность указанных лиц и сохранность принадлежащего им имущества, включены органы военной полиции Вооруженных Сил РФ.
__________
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 мая 2016 г. N 22 "О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения"
Уточнены разъяснения по делам о преступлениях, связанных с транспортом.
Внесены изменения в разъяснения по делам о преступлениях, связанных с нарушением ПДД, эксплуатацией транспорта и его угоном.
Такая редактура обусловлена в т. ч. принятием поправок к УК РФ.
В частности, с 1 июля 2015 г. была существенно ужесточена ответственность для нетрезвых водителей. Повторное управление транспортом в состоянии опьянения тем, кто уже был наказан за подобное, стало считаться преступлением (в УК РФ был включен отдельный состав).
Из-за корректировки ПДД было уточнено само понятие "другое механическое транспортное средство".
Соответствующие поправки вносятся и в разъяснения.
Добавлены указания относительно того, чем именно должны подтверждаться факты употребления водителем веществ, вызывающих алкогольное опьянение, а также наличия в его организме наркотиков или психотропных веществ.
По УК РФ к пьяным водителям приравниваются те, кто отказался пройти медосвидетельствование по законному требованию уполномоченного должностного лица.
Подчеркивается, что такой отказ должен быть зафиксирован в протоколе либо акте медосвидетельствования.
Водитель, скрывшийся с места происшествия, также может быть признан находившимся в состоянии опьянения. Условия - после его задержания не утрачена возможность установить такой факт на момент управления транспортом либо он отказался от медосвидетельствования.
Отмечены тонкости, которые следует учитывать при квалификации деяния как повторного управления транспортом в состоянии опьянения.
Такое преступление совершается умышленно. Его следует считать оконченным с момента начала движения транспорта, управляемого пьяным водителем.
Даны пояснения относительного назначения наказания, в т. ч. дополнительного, за такое преступление.
__________
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 мая 2016 г. N 23 "О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам"
Пленум Верховного Суда РФ скорректировал и дополнил разъяснения по отдельным вопросам уголовного права и процесса.
Пленум Верховного Суда РФ уточняет и дополняет разъяснения по делам о краже, по обжалованию действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, а также по применению мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога.
Обращается внимание, что ответственность за кражу из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем, наступает только в случае их нахождения при живом лице. Особенности состояния потерпевшего (например, сон, опьянение, потеря сознания, психическое расстройство и т. п.) не имеют значения для квалификации рассматриваемого преступления.
Разъясняется, что по правилам статьи УПК РФ о судебном порядке рассмотрения жалоб не подлежат обжалованию действия (бездействие) и решения, проверка которых относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего уголовное дело по существу. Например, постановления следователя, дознавателя о привлечении в качестве обвиняемого, о назначении экспертизы. Также указанный порядок не распространяется на действия (бездействие) и решения, для которых предусмотрен специальный порядок обжалования в досудебном производстве.
Мера пресечения в виде заключения под стражу может быть избрана только после проверки судом обоснованности подозрения в причастности лица к преступлению.
Подчеркивается, что суд при этом не вправе входить в обсуждение вопроса о виновности лица.
Такая проверка не может сводиться к формальной ссылке на наличие у органов предварительного расследования достаточных данных о том, что лицо причастно к преступлению. Судья обязан проверить, содержит ли ходатайство об избрании данной меры пресечения и приобщенные к нему материалы конкретные сведения, указывающие на причастность к преступлению именно этого лица, и дать этим сведениям оценку в своем решении. Если суд оставит обоснованность подозрения без проверки и оценки, то это расценивается как существенное нарушение, влекущее отмену постановления об избрании указанной меры пресечения.
__________
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 мая 2016 г. N 21 "О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Уголовная ответственность за уклонение от административного надзора: разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.
В определенных случаях за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, устанавливается административный надзор. Он сопряжен с некоторыми ограничениями. Так, поднадзорному могут запретить посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом ограничения или ограничений является преступлением.
Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснения по рассмотрению уголовных дел о таких преступлениях.
В частности, подчеркивается, что субъектом этого преступления может быть только лицо, в отношении которого судом в порядке административного судопроизводства установлен административный надзор.
Местом совершения преступления следует считать место, по которому органом внутренних дел (ОВД) должен осуществляться указанный надзор.
Ответственность за неприбытие без уважительных причин к избранному месту жительства или пребывания в определенный срок, а также за его самовольное оставление наступает только в том случае, когда эти деяния совершены в целях уклонения от административного надзора.
Деяние не является уголовно наказуемым, если поднадзорный, не намереваясь избежать контроля со стороны ОВД, навещал тяжелобольного близкого родственника, получал неотложную медицинскую помощь, которая не оказывается в населенном пункте, где он проживает, и т. п.
Под самовольным оставлением места жительства или пребывания следует понимать непроживание (непребывание) там и (или) выезд за установленные судом пределы территории без разрешения ОВД, совершенные в целях уклонения от административного надзора.
Указано, когда деяние квалифицируется как неоднократное несоблюдение установленных судом административных ограничения или ограничений.
__________
Мониторинг законодательства Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2016
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Закон Санкт-Петербурга от 20 мая 2016 г. N 273-47 "О внесении изменений в законы Санкт-Петербурга о целевых программах Санкт-Петербурга в сфере жилищной политики"
В Санкт-Петербурге продлен срок реализации целевых программ в сфере жилищной политики.
Поправками срок реализации целевых программ Санкт-Петербурга в сфере жилищной политики ("Молодежи - доступное жилье", "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге", "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге") продлевается до 2020 года, а целевой программы "Жилье работникам бюджетной сферы" - до 2022 года.
Корректируются потребность в их финансировании и целевые показатели, вносятся другие необходимые изменения.
Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
__________
Закон Санкт-Петербурга от 20 мая 2016 г. N 238-45 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга"
Уточнены условия предоставления выдающимся спортсменам и их тренерам права приобретения квартиры целевым назначением.
Уточнены условия предоставления права на приобретение квартиры в Санкт-Петербурге целевым назначением (по льготной цене) проживающим в городе выдающимся спортсменам (призерам и чемпионам Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр) и их тренерам, а также лицам, имеющим другие официально признанные заслуги перед Российской Федерацией и Санкт-Петербургом в развитии спорта, отмеченным государственными наградами, имеющим почетные звания.
Поправками обязательным условием определено вхождение указанных лиц в сборные команды России от Санкт-Петербурга.
Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
__________
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Распоряжение Комитета по культуре Санкт-Петербурга от 10 мая 2016 г. N 182 "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 N 244"
На какие цели и как музеи Санкт-Петербурга смогут получить бюджетные субсидии?
Бюджетные субсидии на организацию и проведение мероприятий в рамках конкурса "Музейный Олимп" будут предоставляться музеям города на конкурсной основе. Определен порядок проведения конкурса. Сформирована конкурсная комиссия.
Заявления и документы согласно оговоренному перечню принимаются от соискателей субсидий отделом культурно-исторического наследия Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Конкурсный отбор будет проведен в 3 квартале 2016 года. Извещение о конкурсе опубликуют позднее.
Оговариваются перечень субсидируемых затрат и порядок расходования средств.
__________
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Распоряжение Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга от 13 мая 2016 г. N 71-р "О реализации постановления Правительства Санкт-Петурбурга от 23.03.2016 N 201 в части предоставления в 2016 году субсидий субъектам промышленной деятельности Санкт-Петербурга в целях возмещения затрат, связанных с участием в международных выставках и ярмарках в 2015 - 2016 годах"
Петербургские товаропроизводители смогут возместить затраты, связанные с участием в международных выставках и ярмарках.
Субъекты промышленной деятельности Санкт-Петербурга вправе претендовать на возмещение произведенных за период с 21 ноября 2014 по 20 ноября 2016 года затрат, связанных с участием в международных выставках и ярмарках (к распоряжению прилагается перечень субсидируемых затрат).
Размер субсидии - не более 750 тыс. руб. (оговариваются правила определения конкретной суммы).
Желающим получить указанные субсидии с заявлениями и документами согласно оговоренному перечню следует обращаться в Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга.
Мероприятие осуществляется в рамках подпрограммы "Развитие промышленности Санкт-Петербурга" государственной программы "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге" на 2015 - 2020 годы.
__________
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Приказ Администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 13 мая 2016 г. N 39-п "О Положении о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга администрации Центрального района Санкт-Петербурга и урегулированию конфликта интересов"
Антикоррупционные меры в администрации Центрального района Санкт-Петербурга.
В администрации Центрального района Санкт-Петербурга в новом составе сформирована комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; определен порядок ее работы.
Перечень поставленных перед комиссией задач в целом остался прежним. Это содействие в обеспечении соблюдения чиновниками установленных для них ограничений и запретов, а также в осуществлении мер по предупреждению коррупции.
Согласно последним изменениям в федеральном законодательстве одним из оснований для назначения заседания комиссии послужит, в частности, уведомление госслужащего о возникновении у него личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
__________
Основы государственно-правового устройства
Приказ Комитета финансов Ленинградской области от 11 мая 2016 г. N 18-02/01-15-49А "О проведении конкурса проектов по представлению бюджета для граждан"
Бюджет для граждан: объявляется конкурс на лучший проект по представлению такой информации.
В Ленобласти принято решение о проведении конкурса проектов по представлению информации о бюджете в понятной и доступной для граждан форме.
К участию приглашаются все желающие (не только юридические, но и физические лица). Необходимо представить заявку. Определены требования, которым должны соответствовать представляемые на конкурс материалы.
Оценка проектов для определения победителей будет осуществляться в соответствии с установленными критериями по оговоренным в приказе правилам.
Извещение о конкурсе опубликуют в Интернете на официальных сайтах Комитета финансов Ленинградской области.
Заявки будут приниматься по адресу: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., дом 67. Срок приема - в течение 30 календарных дней со дня объявления конкурса.
__________
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Постановление Правительства Ленинградской области от 12 мая 2016 г. N 142 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 24 февраля 2016 года N 37 "О порядке представления документов для постановки на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно на территории Ленинградской области''
Многодетным семьям земельные участки под ИЖС предоставляются в общую долевую собственность.
В заявлении о постановке на учет в качестве лица, имеющего в соответствии с областным законом право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, предписывается указывать всех членов многодетной семьи либо семьи погибшего Героя Российской Федерации.
Земельный участок будет предоставляться им в общую долевую собственность.
Уточнен перечень документов, которые будут истребованы от многодетных граждан, претендующих на получение земельного участка вне очереди.
Порядок дополнен положениями о межведомственном взаимодействии органов власти и органов местного самоуправления.
__________
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Приказ Комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 12 мая 2016 г. N 19 "Об утверждении административного регламента"
Куда и как обращаться за назначением компенсационной выплаты нетрудоустроенным многодетным женщинам?
Утвержден административный регламент, которым урегулирована процедура предоставления на территории Ленинградской области государственной услуги по назначению ежемесячной компенсационной выплаты нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организации.
Услуга предоставляется областным ГКУ "Единый выплатной центр" (подведомственно комитету по социальной защите населения Ленинградской области). Заявления и документы согласно оговоренному перечню могут быть поданы также через МФЦ либо посредством Портала госуслуг.
Срок предоставления госуслуги - 40 календарных дней со дня регистрации сопровожденного необходимыми документами заявления в Выплатном центре.
В регламенте приводятся необходимые справочные сведения, описание и сроки выполнения административных процедур. Оговорены порядок и формы контроля за предоставлением услуги, порядок разрешения возможных споров.
Приказ вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
__________
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Приказ Комитета административного управления и протокола Губернатора Ленинградской области от 20 мая 2016 г. N 6/16 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов комитета административного управления и протокола Губернатора Ленинградской области и проектов нормативных правовых актов комитета административного управления и протокола Губернатора Ленинградской области"
Определен порядок проведения антикоррупционной экспертизы приказов комитета административного управления и протокола Губернатора Ленобласти.
Антикоррупционная экспертиза проектов приказов комитета административного управления и протокола Губернатора Ленобласти проводится при осуществлении их правовой (юридической) экспертизы. Осуществляется государственным гражданским служащим, в должностные обязанности которого входит правовое (юридическое) сопровождение деятельности комитета, или иным государственным гражданским служащим, назначенным председателем комитета. Срок проведения - не более 5 дней. Методика проведения антикоррупционной экспертизы определена Правительством РФ. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в соответствующем заключении и подлежат устранению на стадии доработки проекта приказа, после чего доработанный проект направляется на повторное рассмотрение.
Антикоррупционная экспертиза действующих приказов проводится по поручению Губернатора или Правительства Ленобласти, в связи с обращениями граждан или организаций, поступлением предписаний ФАС, судебным оспариванием приказов, принятием мер прокурорского реагирования, а также по собственной инициативе Комитета при мониторинге применения НПА. Срок - тот же.
Официально опубликованные приказы Комитета и размещенные на официальных сайтах в сети Интернет проекты приказов изучаются аккредитованными Минюстом РФ независимыми экспертами. Полученные от них замечания подлежат обязательному рассмотрению разработчиком, а выявленные коррупциогенные факторы - устранению на стадии доработки. По рассмотрении замечаний независимому эксперту дается мотивированный ответ.