Перспективы кризисного ритейла: что делать в новых реалиях
Организатором форума выступила Деловая ассоциация NETWORK Северо-Запад. В числе приглашенных гостей, кроме менеджеров розничных компаний, значился также сотрудник Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Администрации Санкт-Петербурга. Но он, к сожалению, не пришел. Участники мероприятия заметили, что это одна из тенденций кризиса: органы государственной власти отстраняются от проблем бизнеса и решения актуальных вопросов.
«Мы регулярно приглашаем представителей государственных органов присоединиться к нашей дискуссии, и уже не первый раз они не приходят, - посетовал Крис Гилберт, член Консультационного Совета NETWORK Северо-Запад. – Это очень грустно».
Особенности кризиса 2014 – 2015 годов
Первой темой обсуждения стали особенности текущего экономического кризиса в России. «Нынешний кризис не похож на предыдущие, так как он в большей степени политический, нежели экономический, – считает Елена Рыжкова, руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства юридической компании «Пепеляев Групп». - Такой ситуации на рынке коммерческой недвижимости не было последние 15 лет, и делать прогнозы в данных условиях – невозможно, так как происходящее зависит не от законов, а от воли конкретных людей».
Елена Рыжкова отметила тенденцию уменьшения спроса и роста предложения на коммерческую недвижимость. Но, если в кризис 2008 года было очевидно, что цены на объекты завышены, то в 2015 году этого нет. Поэтому арендодатели чаще предлагают не снизить цену, а увеличить объем оказываемых за ту же стоимость услуг. «Сейчас рынок арендаторов – они диктуют свои условия».
Генеральный директор ТРЦ «Питер-Радуга» Гийом Леруа-Болье подтвердил, что многие владельцы магазинов стали просить у компании снизить арендные ставки, так как упал поток покупателей. По мнению Леруа-Болье, в нынешних условиях важно идти навстречу своим клиентам.
Влияние политической составляющей отметила и Анна Колесникова, руководитель отдела персонала сети PRISMA: «Введение эмбарго не могло не сказаться на деятельности нашей компании. Если раньше покупатели приходили к нам за финскими товарами, то сейчас многие из них переключились на российские. Поэтому удержание клиентов и повышение качества обслуживания становятся для нас первоочередными задачами».
Директор по персоналу сети ресторанов «Две палочки» Наталья Радунина заметила, что нынешний кризис – третий по счету для компании. Два предыдущих рестораны пережили без потерь. По мнению Натальи Радуниной, в 2015 году клиенты стали более избирательными. Если раньше они приходили, чтобы расслабиться, и оставляли щедрые чаевые, то сейчас чаевые оставляют редко. Также в «Двух палочках» зафиксировали отток клиентов. Причем, в Санкт-Петербурге отмечается снижение гостевого потока, но увеличение среднего чека, а в Москве – наоборот: гостевой поток значительно выше, а средний чек – ниже.
С ней согласилась Наталья Ланцевич, совладелец сети кофеен Double B. По ее мнению, многие клиенты не только не оставляют чаевые, но и приходят в подавленном настроении, что влияет и на настрой персонала. Поэтому важно работать с сотрудниками и поддерживать их в непростых условиях.
«Кризис в России – это когда массово начинают скупать телевизоры», - разрядила атмосферу шуткой Александра Савина, директор по стратегическому маркетингу компании «Юлмарт». По ее мнению, покупательская способность населения не упала, и покупателей меньше не стало. В «Юлмарте» на 20% вырос средний чек по сравнению с декабрем 2014 года. Ограничение импорта в компании также рассматривают как позитивное явление, которое откроет дорогу российским производителям. Однако скорого выхода из кризиса ждать не стоит – он будет более затяжным, нежели в 2008 году.
Кризис как время возможностей
Несмотря на сказанное выше, настрой у участников Форума был вполне позитивный. Все они уверены в том, что кризис – в первую очередь, время возможностей.
Сеть PRISMA в 2015 году не будет открывать магазины, а сконцентрируется на совершенствовании бизнес-процессов и укреплении корпоративной культуры. «Сейчас у нас появилась возможность взять тайм-аут и заняться теми вещами, на которые не всегда было достаточно времени в процессе активной экспансии» - прокомментировала Анна Колесникова. Кроме того, компания ищет российских поставщиков для собственных торговых марок. На данный момент доля продукции private label в ассортименте PRISMA составляет около 10%. В основном, это товары брендов Rainbow и X-tra.
Наталья Ланцевич (кофейни Double B) отметила, что, благодаря эмбарго, компании удалось найти качественных поставщиков из стран СНГ. «В самом начале кризиса мы столкнулись с запретом на поставки финского молока. Это было настоящей катастрофой для нас. Мы позиционируемся как кофейни, которые делают лучший кофе из лучших продуктов. Купить в России молоко, качество которого было бы на уровне финского, практически нереально. Но мы смогли найти потрясающий продукт из Беларуси. Благодаря нам, сейчас продукцию этой компании закупает сеть магазинов METRO». Также Наталья Ланцевич рассказала о росте выручки сети. По ее мнению, это отчасти связано с тем, что многие сменили бизнес-ланчи в ресторанах на походы в кафе.
Мария Зелянина, руководитель отдела маркетинга и PR ТРЦ «Питер-Радуга» подчеркнула, что кризис – хорошее время усилить свои позиции на рынке. «Питер-Радуга» планирует это сделать за счет грамотной маркетинговой стратегии. «Мы решили не сокращать, а, наоборот, увеличить маркетинговые затраты. Планируем привлекать посетителей в ТРЦ не только за шоппингом, но и за получением впечатлений, и делаем ставку на event-составляющую: концерты, праздники, обучающие программы для детей и взрослых». В компании рассчитывают, что это позволит увеличить количество посетителей на 50% по сравнению с 2014 годом и повысить индекс лояльности клиентов.
Александра Савина («Юлмарт») считает, что текущая ситуация на руку крупным ритейлерам. «Кризис дал нам возможность строить дешевле. Мы получаем деньги в долларах, а тратим в рублях. Сейчас площади стоят дешевле, чем до кризиса». Александра Савина отметила, что количество инвесторов в кризис не уменьшается, а увеличивается, так как за те же деньги они могут построить в два раза больше объектов. Заметно вырос интерес к России со стороны инвесторов из Азии.
Развитие non-stop
Только сеть гипермаркетов PRISMA временно приостановила развитие в России до 2016 года. Все остальные участники Форума заявили о том, что планируют открывать новые объекты в текущем году.
ТРК «Питер-Радуга» запускает новую очередь комплекса в августе 2015 года. Сеть кофеен Double B планирует до конца года открыть 3-4 точки. «У нас есть 2 стратегии: работа с бизнес-центрами и торговыми комплексами, а также открытие собственных объектов» - прокомментировала Наталья Ланцевич.
«Две палочки» собираются сконцентрироваться на расширении сети в Москве, а в рестораны в Петербурге ожидает реновация. Компания разрабатывает для них новую дизайн-концепцию.
«Юлмарт» планирует использовать кризис для роста, а не для сокращения персонала или оптимизации. Предпосылками к росту компания считает увеличение проникновения интернета и доли онлайн-продаж. На данный момент объем покупок через интернет в России составляет лишь 3%. К 2018 году «Юлмарт» планирует достичь оборота 10 млрд долларов США и стать лидером европейской отрасли e-commerce.