Рынок ретейла сократится на 30% уже в марте
Негативные явления в экономике уже отразились на большинстве российских сетевых ретейлеров. И если проблемы продуктовых торговых сетей у всех на слуху, то отрасль non-food ретейла, которая находится в куда более сложной ситуации, сегодня фактически "вне игры" и предоставлена самой себе. Большинство из нас хорошо понимают: сценарий 2008 года - "проскочить" тяжелый период в операционных убытках, дождавшись благополучных времен, - навряд ли возможен.
Для этого необходимо лояльное банковское кредитование. А ставка по кредитам для ретейлеров выросла с 13-15% до 25% и выше.
Вторая головная боль non-food ретейла - арендные ставки в иностранной валюте. Девелоперы объясняют этот факт собственными кредитами в долларах. Но и ретейлеры, и девелоперы - клиенты одних и тех же российских банков, и по сути это выбор каждой компании - в какой валюте брать кредит. Существует много способов хеджировать свои риски. Арендодатели могут брать кредиты в любой валюте, но это не должно влиять на взаимный расчет с арендаторами торговых площадей. Розничная сеть также может взять валютный кредит, но продавать потребителю обязана в рублях. И было бы странно, если бы наши риски интересовали наших покупателей.
Практика последних месяцев показывает, что девелоперы в целом это понимают. Но есть и исключения - отдельные наиболее успешные компании, как правило, с иностранным участием. Владельцы торговой недвижимости в России несут убытки, а российский менеджмент компаний "отрабатывает" свои бонусы, настаивая на арендных ставках в валюте, вопреки рынку и логике. Закончится это, на мой взгляд, плачевно: уже сегодня мы видим отток арендаторов из самых успешных вчера ТРЦ, а в их новые торговые центры просто никто не пойдет. Когда ты входишь в длительный кризис (а сейчас уже никто не испытывает иллюзий, что "это скоро закончится"), играть нужно "вдолгую".
Государство в первую очередь должно обратить внимание на проблему отсутствия доступных кредитов для сетевых продавцов. Если этого не произойдет, то уже в ближайшем будущем мы вернемся к рынкам, палаткам, лоткам
Все это говорит о необходимости всем сторонам процесса договариваться и кардинально менять правила игры. В частности, НАСТ, объединившая non-food ретейл, планирует решение вопроса ставки в числе приоритетов деятельности. Рынок должен перейти на рубль - в этом мы уверены. Иначе даже "замороженная" ставка не решит проблему - при первых признаках стабилизации все вернется в привычное русло. До следующего кризиса. И это должно быть закреплено законодательно. Но принятие закона - длительный процесс, который может отнять год, а его сейчас нет: при бескомпромиссной позиции уже к зиме арендаторов просто не останется. Поэтому через взаимодействие и конструктивный диалог важно выработать прозрачные правила игры уже сейчас.
Если попытаться спрогнозировать потребительские тенденции года, то я готов выделить два наиболее устойчивых в кризис сегмента ретейла: продукты и товары для дома. С высокой долей вероятности могут "выстрелить" (или как минимум сохранить позиции) стройматериалы, товары для хобби и event-индустрия - несмотря на то, что лишних денег не будет, людям все равно необходимо тратить высвободившееся время. Сегодня на уровне фундаментальной науки строятся различные гипотезы об изменении модели поведения. В частности, у Высшей школы экономики появился новый термин, описывающий эту модель потребления - "новые бедные-2015": прогрессирующий класс, который превратит экономную покупку в развлечение. Сработает так называемый "эффект губной помады": экономия будет возведена в ранг хобби, лайфхакинг будет поддержан массово, превратится в модную тенденцию.
По моим прогнозам, падение спроса на 30%, в частности в сегменте fashion, - реальность уже марта 2015-го. Сегодня сети еще в плюсе, но только за счет повышения цен и ажиотажного спроса на непродовольственные товары из-за слабеющего рубля. В апреле-мае эта эйфория совершенно точно закончится. На мой взгляд, государство в первую очередь должно обратить внимание на проблему отсутствия доступных кредитов для сетевых продавцов. Если этого не произойдет, то уже в ближайшем будущем мы вернемся к рынкам, палаткам, лоткам - мелким торговым точкам, открывающимся отдельными индивидуальными предпринимателями на два-три месяца. Все это приведет к снижению качества продукции, понятие "сервис" уйдет в историю, а риски здоровью - напротив, возрастут многократно.
Текст: Максим Вайнберг