Реклама в Интернете: что выбрать?
Сегодня рекламу в Интернете предлагает все большее число специализированных агентств и компаний. Действительно, Интернет как среда рекламной деятельности стал весьма популярным.
Об этом говорят и цифры. Так, аналитики прогнозируют объем Российского рынка Интернет-рекламы в 2008г. в 500 млн. долларов. Возможно, это и не очень много (для сравнения, в США объем рынка интернет-рекламы за прошлый год составил 21 млрд. долларов).
Однако, замечательна тенденция — спрос на услуги рекламы в Интернете растет, и делает он это весьма динамично. Судите сами, объем российского рынка Интернет-рекламы каждый год удваивается!
Удешевление доступа в Интернет, распространение высокоскоростного и мобильного Интернета, повышение цен на рекламу в традиционных СМИ — все это показывает, что спрос на Интернет-рекламу будет и далее расти высокими темпами.
Спрос рождает предложение, и вот уже десятки специализированных фирм предлагают организовать Вашу рекламную кампанию в Интернете. Плохого в этом ничего нет. Но, принимая решение о разработке своей рекламной кампании, руководителю, маркетологу, менеджеру было бы полезно знать о тех возможностях, которые может предложить современный Интернет. Хотя бы для того, чтобы грамотно ставить задачи и адекватно оценивать предложения промо-агентств.
Некоторые из аспектов этих знаний мы и планируем обсудить в настоящей серии статей. А начнем с краткого обзора методов рекламы в Интернете. Сразу договоримся, что для рекламы нам потребуется сайт. Возможно, это будет крупный корпоративный сайт больших объемов, где с самых лучших сторон раскрывается Ваша фирма, ее качественная продукция и уникальные услуги.
Но это может быть и небольшой сайт, где на одной страничке красочно и привлекательно показано Ваше новое торговое предложение. Такой сайт можно рассматривать как аналог обычной рекламной листовки. А когда хороша такая листовка?
Правильно, когда ее увидят многие и многие люди. Значит, Интернет-реклама должна первым делом обеспечить приток таких людей на наш сайт. А дальше уж пусть сайт поработает — сделает обычных посетителей сайта нашими клиентами, партнерами или просто сочувствующими людьми.
Для рекламы сайта и привлечения на него целевых посетителей наиболее популярны следующие методы.
Продвижение в поисковых машинах (поисковая оптимизация).
Примерно 80% посетителей на сайт приходят именно с поисковых машин (Яндекс, Рамблер и др.). Например, человек набрал запрос на Яндексе «Баннерная реклама». А в ответ ему выдался список из сотен сайтов. Обычно пользователь поисковика выбирает сайт из первой-второй десятки. Поисковое продвижение сайта как раз и предполагает выполнение ряда технических и организационных мероприятий, которые позволяют сайту если не войти, то хотя бы приблизиться к первой десятке.
Метод достаточно эффективен для повышения посещаемости сайта за счет именно целевых посетителей. К недостаткам следует отнести то, что результатов приходится ждать долго (от
Кроме того, в оптимизации существуют весьма зыбкие границы, заходить за которые нельзя. Иначе поисковые машины занесут сайт в черный список, и поток посетителей с них вообще прекратится.
Есть и еще один нюанс, про который оптимиаторы не говорят. Они гарантирую попадание сайта в первую десятку выдачи поисковика. Но на самом деле это еще не значит, что именно на вашу ссылку будут кликать люди. То есть оптимизаторы продают размещение сайта в выгодных позициях, но не посетителей на сайт. Следующий вид интернет рекламы делает как раз это — продает посетителей Вашего сайта.
Контекстная реклама в интернете
Эта реклама предполагает размещение текстовых рекламных объявлений. В объявлении делается ссылка на рекламируемый сайт и/или указывается телефон. Контекстной эта реклама называется потому, что рекламные объявления показываются в контексте интересов пользователей Интернета, т. е. на тех сайтах, которые соответствуют тематике объявления.
Наибольший интерес представляет поисковая контекстная реклама. Так, если пользователь Яндекса набрал поисковый запрос «Строительный портал», то в ответ кроме обычных результатов поиска на странице справа показываются и рекламные объявления, соответствующие данной тематике. Например, объявление такого рода: «Строительный Интернет-портал Тюменской области. http://stroim. elport. ru».
В отличие от предыдущего метода здесь результаты (посещаемость сайта) видны сразу. Можно настроить рекламную кампанию на показы в заданных регионах. Несомненный плюс — относительно невысокая цена, которая, правда, сильно зависит от конкуренции среди подобных же объявлений.
Контекстная реклама используется для повышения посещаемости сайта за счет целевых, уже заинтересованных посетителей. Для массового влияния на аудиторию, формирования имиджа эта реклама не подходит.
Баннерная (медийная) реклама.
Рекламные баннеры размещаются на сайтах, аудитория которых может представлять интерес для рекламодателя. Баннеры могут быть весьма разными — от простых, неподвижных текстов или картинок до анимированных роликов с собственным сюжетом.
Надо сказать, что как средство повышения посещаемости сайта баннер не показал себя высоко эффективным. Хотя здесь многое зависит и от самого баннера. В то же время баннер обладает значительной силой влияния на имидж и за счет своего изображения может достигать нужного эффекта и без переходов на сайт рекламодателя.
Поэтому в отличие от контекстной рекламы, где плата с рекламодателя взимается за переходы на рекламируемый сайт, плата за размещение баннера обычно зависит от числа показов, а также от того, в каком месте (заметном или не очень) будет размещен этот баннер.
Эти методы рекламы являются, пожалуй, наиболее известными, наиболее востребованными и потому, наиболее часто предлагаются промо-агенствами.
В то же время современный Интернет имеет и другие, подчас уникальные и интересные возможности. Назовем некоторые из них:
— реклама в подписных электронных рассылках. Многие знают и не любят почтовый спам. Но в отличие от спама — несанкционированной рассылки почтовых сообщений — существуют рассылки, на которые пользователь подписывается сам, по доброй воле и прихода которых с нетерпением ждет.
В этих рассылках могут публиковаться уникальные авторские материалы и учебные курсы, отраслевые новости, анонсы, обзоры сайтов и т. п. Конечно, наряду с этими материалами в рассылку можно включить ненавязчивое рекламное сообщение, имиджевую статью и даже анимированный рекламный баннер.
Плюсами рассылки являются заинтересованные подписчики (их у рассылки может быть от нескольких сотен до нескольких десятков и даже сотен тысяч), а также возможность неоднократного влияния на аудиторию при публикации рекламы в нескольких выпусках рассылки. Есть и иные плюсы рассылок, о которых мы пока не будем говорить.
— статейный маркетинг — написание, оформление специальным образом и размещение в Интернете статей со ссылками на Ваш сайт. Этот метод продвижения важен, прежде всего, для повышения авторитетности Вашего сайта в глазах поисковых машин (за счет того, что в Интернете появляются ссылки на Ваш сайт). Следствием чего станет и повышение сайта в результатах поиска, которые выдаются пользователю поисковика. Особый интерес имеет публикация статей на отраслевых порталах (см. ниже).
— скрытый маркетинг. Этим понятием можно объединить разные мероприятия, при которых в Интернет-сообществах ведутся обсуждения на интересующую рекламодателя тему. Например, о том, насколько хороша или, напротив, плоха новая услуга от Вашей компании. Дискуссии (при удачном раскладе — весьма жаркие) проводятся в форумах и на блогах.
В результате на Ваш сайт могут прийти сотни или тысячи новых посетителей. Правда, сначала стоит подумать над тем, что же предложить посетителям сайта, чтобы они не ушли разочарованными а, напротив, стали активными сподвижниками Вашей идеи (товара, услуги). Один из подвидов такой рекламы — реклама в блогах и социальных сетях.
— участие в отраслевых каталогах и порталах. Хороший отраслевой портал предложит своим участникам не только целевую аудиторию, но и массу специальных возможностей, позволяющих показать себя этой аудитории в лучшем свете. Размещение статей, новостей, прайс-листов, объявлений и даже ... видеороликов. Такие материалы позволят Вам позиционировать свою компанию как ведущего авторитета, эксперта в своей области.
Кроме того, чем больше материалов у фирмы, тем чаще она попадается на глаза пользователям портала. Еще лучше, если рейтинг фирм на портале учитывает число таких публикаций. В этом случае компания с высоким рейтингом будет появляться на первых местах каталога, в результатах поиска и, скорее всего, получит дополнительные возможности для собственной рекламы на портале и в Интернете.
— активная интернет реклама (системы активной рекламы — САР). Речь идет о сервисах, где Интернет-пользователи сами подписываются на просмотр сайтов интересующей их тематики. Такой просмотр называется серфингом. Серфер заходит на сервер активной рекламы и начинает просматривать (то есть посещать) те сайты, которые предъявляются ему в определенной последовательности. За это серферу начисляются баллы, которые потом могут быть конвертированы в деньги.
Рекламодателем является владелец сайта, который как раз и оплачивает эти просмотры. Метод хорош для быстрого и недорогого увеличения формальной посещаемости сайтов. Большой перечень САР можно найти в баннерном каталоге Баннербум, для этого нужно набрать в поисковой строке Баннербума запрос — САР.
Конечно, эта статья может рассматриваться только как первое введение в мир Интернет-рекламы. В последующих публикациях планируется раскрыть подробнее некоторые из упомянутых здесь методов.
Опубликовано 22.12.10.