Воровство в магазинах: российские продавцы крадут больше всех в Европе
Хотя в новом ежегодном исследовании воровства в магазинах Global Retail Theft Barometer 2010 данные по России фигурируют впервые, наша страна сразу вошла в число лидеров по ряду параметров.
К примеру, ущерб розничных компаний от краж в магазинах оказался выше всех в Европе: в России он равняется 1,61% от их оборота.

Индийские ритейлеры страдают от воришек больше всех. На диаграмме представлен масштаб ущерба от магазинных краж (в процентах от оборота).
Источник: GRTB
Чтобы защититься от воришек, торговым сетям приходится тратиться на безопасность и оборудование против краж. За год российские ритейлеры на эти цели потратили 656 млн евро, подсчитали авторы Global Retail Theft Barometer. «Сложив их с 2,2 млрд евро убытков от магазинных краж, мы получаем 2,9 млрд евро убытков от преступлений в сфере ритейла»,— говорится в исследовании.
Из этого исследования авторы делают вывод, что российские магазины являются одними из самых уязвимых от воровства в экономическом плане.
«Ежемесячно наша служба безопасности задерживает 25–26 тыс. покупателей, которые пытаются что-то украсть»,— рассказали GZT.RU в крупнейшей российской торговой компании X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»).
Кому повезло
Свои тоже воруют
Кроме того, в российских магазинах, как выяснилось, самое большое (если не считать британских) количество недобросовестных сотрудников по сравнению с Европой. На их долю приходится 36,5% от общего уровня недостачи. Эти цифры близки к данным российского подразделения Esper Group (специализируется на рынке одежды)— по сведениям компании, кражи сотрудников магазина составляют 35% всех случаев воровства.
При этом для России характерен «комбинированный» вариант воровства в магазинах— сговор продавца и клиента, рассказала GZT.RU ведущий аналитик Esper Group Дарья Ядерная. По ее словам, чаще всего такие ситуации возникают на рынке дешевой одежды— в так называемом mass-market.
К примеру, в одном из магазинов известной марки работала следующая схема: покупатель договаривался с продавцом и тот снабжал его устройством для «отцепления» магнитных кодов и защитных бляшек на вещах, помогал запаковать их в дамскую сумку и выносил из магазина. Впоследствии вещи разделялись пополам или покупатель выплачивал продавцу треть стоимости.
Порой вещи просто списываются продавцами как брак (выгоревшие на солнце, порванные или испачканные), хотя они таковыми не являются. Впоследствии эти вещи успешно продаются знакомым или друзьям, а также через социальные сети, рассказывает аналитик Esper Group.
Честные покупатели платят за воров
Впрочем, россиянам принадлежат не только отрицательные рекорды. К примеру, исследователи Global Retail Theft Barometer признали российских покупателей одними из самых честных в Европе. На их долю приходится всего 41,2% общего уровня недостачи— это второй результат в Европе после Словакии (40,5%).
Между тем именно за счет честных граждан продавцы нередко возмещают убытки от воровства, делая выше наценку на товары. По словам директора Центра исследований ритейла профессора Джошуа Бэмфилда, кражи в магазинах в исследованных 42 странах обошлись среднестатистической семье в дополнительные 152 евро.
Маленькое и дорогое— за пазуху
Чаще всего, по данным исследования, из магазинов крадут одежду и аксессуары, косметику и парфюмерию, медикаменты, автозапчасти, технику небольших размеров вроде mp3-плееров, товары класса «сделай сам» и строительные материалы. Особенно привлекательными для воров являются товары-бренды, пишут исследователи: они модные, дорогие, их можно легко украсть и перепродать. Также часто воруют дорогие продукты питания: свежее мясо, кофе и детское питание.
Самые популярные у магазинных воров товары— небольшого размера и высокой стоимости, рассказали GZT.RU в компании X5. Например, дорогие алкогольные напитки, деликатесы. Также популярны женские кремы, станки для бритья и прочие небольшие товары из категории «сопутствующих».

Магазинные воришки любят стянуть с полки деликатес
Источник: GRTB
Тот факт, что к самым часто похищаемым товарам традиционно относится одежда, отчасти объясняется недостаточно эффективными системами защиты в магазинах, рассказала GZT.RU Дарья Ядерная из Esper Group. Особенно это касается рынка массовой одежды. «Средняя посещаемость таких магазинов может достигать несколько тысяч клиентов в день, соответственно, обеспечить достаточные системы защиты от краж— это расход времени и денег»,— говорит эксперт. А введение эффективных систем вроде камер наблюдения по магазинам делает продукцию значительно дороже. «В результате основная масса магазинов ограничивается минимальными детекторами и охраной на входе»,— говорит специалист.
Кризис заставил богатых подворовывать
По мнению экспертов, высокий уровень магазинного воровства свидетельствует о том, что кризис еще не закончился. «Многие воруют из желания пользоваться товарами, которые они, вследствие вызванного кризисом понижения доходов, больше не могут себе позволить,— отмечает российский партнер авторов исследования, бренд-директор НПФ „Датакрат-Е“ (специализируется на системах безопасности) Наталья Гладунчик.
Действительно, по итогам прошлого года ритейлеры отметили, что с кризисом количество краж в магазинах выросло примерно на треть. «Динамика неутешительная,— рассказали GZT.RU в X5 Retail Group.— Если в 2008 году во всех форматах было задержано 182 тыс. человек, то в 2009 году уже 240 тыс. человек. Из них 21 тыс. дел передано для дальнейшей проверки в правоохранительные органы». По итогам проверок возбуждено 3026 уголовных дел, во всех остальных случаях воришки платили за товар на месте, сообщили в компании.
Таким образом, служба безопасности сэкономила ритейлеру 129 млн рублей. Но это капля в море, сетуют в компании. «Ловим мы, к сожалению, каждого шестого–седьмого»,— поясняют в X5.
Кстати, воруют не только бедняки: в кражах уличают представителей всех социальных прослоек, включая и достаточно состоятельных, отмечают в X5. «Кражи в магазинах верхнего ценового сегмента и даже в „люксе“ нередки»,— подтверждает Дарья Ядерная. Зачастую инициаторами краж выступают постоянные клиенты.
Попытки кражи фактически ежедневно совершаются в магазинах одежды вроде Zara или H&M, но многие из них успешно предотвращаются сотрудниками магазинов, говорит Дарья Ядерная. Непредотвращенные кражи происходят реже— 1–2 раза в неделю. В сегменте так называемой «быстрой моды» (fast fashion) кражи и вовсе воспринимаются как естественные убытки. Они могут совершаться ежедневно, но в сумме не превышают 3–4% ассортимента в сезон. В дорогих магазинах воруют реже: не более 1% ассортимента в сезон.
Воры чаще попадаются
Всего, согласно Global Retail Theft Barometer 2010, в этом году сумма краж в мировом ритейле составила 87 млрд евро. Это 1,36% оборота ритейлеров всего мира. Зато по сравнению с прошлым годом ущерб сократился на 5,6%. Российским ритейлерам по сравнению с прошлым годом удалось снизить уровень недостачи на 4,2%.
По мнению авторов исследования, одна из причин падения ущерба в том, что ритейлеры стали внимательнее относиться к безопасности. Ловить магазинных воров стали чаще. За год в мире было задержано 6,2 млн магазинных воров. Подавляющее большинство из них— магазинные воры (5,3 млн, 86%), остальные— работники магазинов (0,84 млн, 14%).
Как проводилось исследование
Исследование Global Retail Theft Barometer 2010 проведено британским Центром исследований ритейла (CRR) при поддержке компании Checkpoint Systems. Исследование длилось 12 месяцев (июль 2009-го — июнь 2010 года). В России было опрошено 34 торговых компании, которые управляют в общей сложности 6452 магазинами и годовые продажи которых вместе составляют более $12,9 млрд.
По сравнению с прошлым годом затраты на программы борьбы с недостачей выросли на 22 млн евро. Почти половина этой суммы была потрачена на обновление персонала— увольнение недобросовестных и найм новых сотрудников, как персонала торгового зала, так и специалистов по закупкам. Почти все ритейлеры проводят тренинги по предотвращению воровства, многие покупают оборудование, которое помогает предотвращать кражи, внимательнее следят за стажерами, нанимают контролеров торгового зала, устанавливают системы видеонаблюдения. Некоторые товары перекладываются на полки с ограниченным доступом.
По словам Дарьи Ядерной, в последние годы, безотносительно кризиса, доля воровства в магазинах одежды в России существенно снизилась. Оптимисты связывают это с ростом культуры потребления и ростом благосостояния нации. Но большая заслуга в этом принадлежит постепенному улучшению систем защиты, которые в начале 2000-х фактически вообще отсутствовали. Сыграло свою роль и расширение номенклатуры доступных по цене изделий в цивилизованном формате, что позволило целой группе людей приобретать одежду без ущерба для кармана. Ужесточились требования к сотрудникам и контроль за ними.
Опубликовано 18.11.10.