Не так важно, что ты продаешь, сколько то — как ты это делаешь
Существует два типа предпринимателей: «золотоискатели», которые мечутся от одного предприятия к другому; и «труженики» — те, кто набрел на хорошую идею, создал под нее предприятие и будет развивать эту идею, пока не выжмет из нее все, что возможно. По признанию современников, Делл именно из этой категории. Мы собираемся не просто выжить в компьютерных войнах. Мы собираемся процветать Способности к предпринимательству Майкл проявлял еще с детства. Когда Майклу было 12 лет, он увлекся филателией и начал активно участвовать в обмене и торговле марками на специализированных аукционах, а в 1977 году Делл организовал свой собственный филателистский аукцион, на котором заработал 2 тысячи долларов.
В 16 лет Делл сумел заработать 18 тысяч долларов, распространяя во время летних каникул подписку на газету Houston Post. На эти деньги он купил собственный автомобиль. Поступив в Техасский университет в Остине, Майкл не столько увлекся биологией (именно эту специальность он выбрал), сколько перспективой делать бизнес. «В мае 1984 года я бросил учебу и открыл офис размером 500 квадратных метров в Остине. Самое смешное в том, что идея открыть свой офис явилась результатом моего прагматического подхода к работе. Понимаю, что могу разочаровать многих, рассказав столь тривиальную историю развития компании, но просто в один прекрасный день я подумал, что если я могу заработать 80 000 $, продавая компьютеры не выходя из дома, то, возможно, надев галстук и арендовав офис, я увеличу свой ежемесячный доход до 1 миллиона $», — так писал о начале своей карьеры сам Майкл Делл.
Изучая рынок компьютеров, Делл заметил, что товар, прежде чем он попадает к потребителю, проделывает длинный путь через целую вереницу посредников. Безусловно, это сказывалось на цене изделия. К примеру, стоимость деталей для компьютера на производстве могла составлять 700 долларов, а в магазины товар поступал по цене 3 тысячи долларов. Деллу такой подход казался невыгодным, и Делл стремился организовать работу с конечным покупателем напрямую, минуя посреднические услуги, что позволяло экономить на перевозках и хранении, в результате которых компьютеры часто ломались или портились, а также на оплате услуг рабочих, без которых можно обойтись.
С момента своего основания компания постоянно разрасталась, но не изменяла своему главному принципу, заложенному ее основателем: относиться к людям с пониманием и стараться им помочь.
По признанию Майкла Делла, привить служащим эту философию было несложно, «в первые годы — мы просто демонстрировали нашу политику на собственном примере». К тому же менеджеры компании должны быть готовы открыто обсуждать возникающие проблемы. Майкл Делл не боится экспериментировать и всегда меняться в зависимости от обстоятельств.
Идти на все ради успеха